Прошел год после референдума по объединению Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в один субъект Федерации. О том, как осуществляется государственный финансовый контроль в рамках подготовки к созданию единого субъекта России в переходный период и каковы на сегодняшний день результаты работы контрольно-счетных органов, рассказывает председатель Счетной палаты Таймыра, заместитель председателя отделения Ассоциации контрольно-счетных органов РФ по Сибирскому федеральному округу, член экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ Анатолий КУЗНЕЦОВ.
– Анатолий Сергеевич, прошел уже год после референдума, на котором жители трех регионов сказали «да» единому субъекту РФ – Красноярскому краю. Что, по вашему мнению, изменилось на территории?
– Во-первых, на территории Таймыра созданы органы муниципальной власти – дума и администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, соответствующие органы управления сельскими поселениями. С уровня субъекта на районный уровень переданы основные государственные полномочия с надлежащим финансированием. В стадии проработки находятся вопросы, связанные с реорганизацией деятельности федеральных структур на территории округа. В целом можно с уверенностью сказать, что округ как субъект Федерации готов прекратить свое существование и никаких негативных последствий для населения это за собой не повлечет.
Что касается бизнеса и привлечения инвестиций, то за прошедший год в разведку недр на Таймыре частные компании вложили 500 млн руб. В 2006 году на геологоразведку планируется израсходовать 300 млн руб. из государственного бюджета и 700 млн руб. – из средств ГМК «Норильский никель», крупнейшего налогоплательщика территории. Возобновились серьезные работы на урановых и других месторождениях.
– А как в целом по Красноярскому краю?
– В 2005 году в экономику края по разным оценкам было вложено около 6 млрд руб. инвестиций. В Красноярском крае планируется построить 23 новые школы, инвестиционные проекты на сумму более 200 млн долл. позволят создать более 40 тыс. новых рабочих мест. Рост реального уровня заработной платы составил 7%, номинального – на 20%. Идет достройка Богучанской ГЭС, разработка Ванкорского нефтегазового месторождения, осуществляется ряд других проектов. На реализацию инвестиционных проектов на территории единого субъекта планируется направить порядка 75 млрд руб. из различных источников. Есть интересные инвестиционные проекты и в Эвенкии.
– А когда единый Красноярский край получит юридический статус?
– Согласно федеральному конституционному закону объединение трех субъектов состоится 1 января 2007 года. Формирование законодательных и исполнительных органов власти закончится в мае 2007-го после выборов в Законодательное собрание и назначения губернатора единого региона.
– Будут ли на территории Таймырского автономного округа после его ликвидации действовать приоритетные национальные проекты? Кто станет контролировать их исполнение?
– Конечно, будут. На Таймыре создан штаб по реализации национальных проектов, руководит которым губернатор округа Олег Бударгин. Счетной палате округа поручен контроль за целевым и эффективным использованием средств окружного бюджета на заявленные цели. Уже сегодня в состав штаба включены сотрудники районной администрации, которые непосредственно организуют осуществление национальных проектов на территории. Создана и эффективно функционирует Контрольно-счетная палата думы муниципального района (равно как и аналогичная структура в Эвенкии), ядро которой составляют специалисты Счетной палаты округа. Думаю, ни с реализацией нацпроектов, ни с осуществлением контроля проблем возникнуть не должно.
– Счетная палата Таймыра недавно стала ассоциированным членом Европейской ассоциации счетных палат (EURORAI). Расскажите, с чего все начиналось?
– В октябре 2004 года еще только формирующуюся Счетную палату Таймыра благодаря поддержке Контрольно-счетной палаты Москвы пригласили принять участие в Третьем международном конгрессе EURORAI, прошедшем в Барселоне (Испания). Делегаты из 50 региональных европейских органов государственного финансового контроля обсудили целый ряд проблем, касающихся организации финансового контроля в странах Европы.
В рамках обмена опытом мы также посетили счетные палаты Валенсии и Мадрида. Особый интерес принимающая сторона проявила к вопросам проведения финансового контроля за формированием и исполнением бюджетов муниципальных образований, проблемам эффективного использования государственной и муниципальной собственности, проведению экспертных оценок исполнения бюджетов различных уровней, финансированию различных целевых программ. Сотрудники контрольно-счетных органов Барселоны, Валенсии и Мадрида, в свою очередь, поделились опытом организации контрольной работы, проведения экспертно-аналитических мероприятий, взаимодействия с аудиторским судом Испании.
В ходе визита с генеральным аудитором Шотландии Робертом Блеком и членом аудиторского суда Нидерландов Герритом де Янгом были проведены переговоры об обмене опытом организации работы по финансовому контролю. Кроме того, мы обсудили с руководством генерального секретариата и президентом EURORAI, главным синдиком синдикатуры Каталонии Джоаном Навалом перспективу вступления в Европейскую ассоциацию счетных палат окружного органа государственного финансового контроля в качестве ассоциированного члена. Необходимые документы мы подготовили и направили еще в начале прошлого года, и вот наконец пришло уведомление о том, что управляющий комитет EURORAI вынес положительное решение по данному вопросу.
– А почему этот вопрос решался так долго?
– Думаю, здесь есть две причины. Во-первых, Таймыр территориально расположен не в Европе, поэтому членство у нас ассоциированное. А во-вторых, наши зарубежные коллеги отличаются некоторым снобизмом по отношению к российским счетным палатам. За все время существования EURORAI только две палаты – Московской и Ростовской областей – стали полноправными членами этой организации. Очевидно, не последнюю роль в нашем принятии сыграл авторитет первой палаты России, члена EURORAI – Контрольно-счетной палаты Москвы, наличие проработанной нормативно-правовой базы (окружная дума приняла один из самых прогрессивных законов о Счетной палате в России, многие региональные законодатели только подступаются к тем положениям окружного закона, которые депутатским корпусом были заложены изначально), динамика развития, которую постоянно демонстрировала Счетная палата Таймыра, и, безусловно, поддержка со стороны губернатора округа О. Бударгина и окружной думы.
– Какие преимущества дает Счетной палате округа членство в EURORAI на практике, в повседневной работе финансовых контролеров?
– Безусловно, такое членство означает признание международным сообществом достигнутого европейского уровня развития окружного законодательства о государственном финансовом контроле и показателей работы Счетной палаты. Кроме того, оно позволяет использовать международный опыт в практической деятельности палаты. Мы сможем принимать участие в мероприятиях, проводимых EURORAI, получать методические материалы по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий от ведущих европейских счетных палат. Поскольку Россия стремится к интеграции в мировое сообщество и прочно встала на путь реформирования бюджетного процесса, а значит, приближения отчетности к международным стандартам, расходования бюджетных средств, ориентированного на результат (так называемый аудит эффективности), подобные возможности становятся чрезвычайно важными.
Все эти материалы, причем на русском языке, окружные финансовые контролеры будут получать одними из первых, чтобы использовать их при решении повседневных проблем.
– Не утратятся ли эти международные контакты после того, как окружная Счетная палата 1 января 2007 года прекратит свое существование?
– Ни в коем случае. В муниципальном районе создана Контрольно-счетная палата думы района, которой мы постараемся передать не только накопленные знания, но и налаженные межрегиональные и международные контакты (а мы поддерживаем связь не только с EURORAI и Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ, но и со счетными палатами Украины, Германии и многими другими).
Уверен, что одним из приоритетных направлений межрегиональной и международной деятельности каждого контрольно-счетного органа должно быть налаживание и развитие разносторонних связей с другими контрольно-счетными органами не только России, но и иных государств для обеспечения динамичного наращивания потенциала своих регионов (в частности, Таймыра) в области организации финансового контроля и становления субъектов Федерации (Таймыра в составе единого Красноярского края) как самодостаточных территорий в составе единой и сильной России – и прошедший после референдума год подтвердил правильность выбранного пути.
Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА