№ 12 Декабрь 2014 — 28 ноября 2014

Созидательное разрушение

Версия для печати 1426 Материалы по теме
Важной темой форума стало сокращение технологического разрыва между странами и развитие взаимовыгодного сотрудничества между ними.
Созидательное разрушение

Официальной страной — партнером III международного форума «Открытые инновации», состоявшегося в Москве в середине октября, стала Китайская Народная Республика. Вопросы международного сотрудничества в научно-технической сфере оказались в центре обсуждения.

Заявленная тема форума «Открытые инновации» звучала довольно ярко: «Созидательное разрушение: как сохранить конкурентоспособность в XXI веке». Организаторы всячески подчеркивали, что имели в виду всего лишь необходимость снять барьеры для полноценного развития инноваций. Однако в формулировке легко читалась отсылка к известному термину экономиста Йозеф Шумпетера, описывающему процесс трансформации компаний, отраслей и экономики в целом в результате развития инноваций.

Важной темой форума стало сокращение технологического разрыва между странами и развитие взаимовыгодного сотрудничества между ними. Причем проблематика российско-китайского партнерства обсуждалась активнее всего, а наиболее медийным событием форума стала пленарная сессия, на которой выступили премьер Госсовета КНР Ли Кэцян и его российский коллега Д. А. Медведев.

Инновации остаются приоритетом

По словам Председателя Правительства РФ, сегодня, когда мировая экономика находится в поиске источников развития, главным фактором конкурентоспособности оказывается способность создавать, продвигать и распространять инновации. Наиболее сильных результатов за последние годы здесь добились страны Азиатско-Тихоокеанского региона — в первую очередь Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Вьетнам, Малайзия и Сингапур. «Это заставляет говорить о возникновении нового полюса глобального экономического могущества», — отметил Медведев. Россия надеется в сотрудничестве с этим «полюсом силы» участвовать в формировании новых рынков, встраиваться в высокотехнологичные производственные цепочки и источники формирования добавленной стоимости.

Медведев признал, что российская система поддержки инновационной деятельности «далека от идеальной», однако заверил, что даже в период экономических сложностей инновационное развитие останется в числе приоритетов правительства. Последние несколько лет Россия интенсивно увеличивала государственные инвестиции в инновации, в том числе через такие институты развития, как Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, «РОСНАНО», фонд «Сколково» и Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Всего с 2007 по 2013 год финансирование получили 13 тысяч проектов на сумму 700 миллиардов рублей.

«Около трети объема промышленного производства и порядка 40 процентов всех внутренних затрат на исследования и разработки сегодня обеспечивают крупнейшие госкомпании», — подчеркнул премьер. По его мнению, в сложившихся условиях госкомпании вполне закономерно выступают в роли драйверов инновационного развития. «Они действительно стали вкладывать деньги в инновации, стали гораздо более активно заниматься НИОКР, стали патентовать свои разработки, всячески стимулировать инновационные исследования. Причем как внутри компаний, так и вокруг малых и средних предприятий», — добавил Медведев.

Важным фактором спроса на инновации российский премьер считает государственные закупки. В Федеральном законе № 44-ФЗ предусмотрен приоритет поставок инновационной продукции, но контрактная система в целом должна быть более открытой для малых высокотехнологичных компаний. По словам Медведева, доступ малых и средних компаний к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием будет расширен.

Затрагивая вопрос кадровой подпитки инновационного развития, Медведев отметил, что в России уже сформирована сеть федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и ведущих научных организаций, на которые и будет делаться ставка в дальнейшем. «В развитие исследований, в расширение кооперации университетов с промышленностью только за последние несколько лет было вложено 135 миллиардов рублей», — добавил премьер.

Китайские рецепты

«В современном мире происходят крупные перемены и глубокая перестройка. Это требует все новых и новых инноваций во все более широких сферах. Такие инновации невозможно реализовать устаревшими методами, и в одиночку тоже с ними не справишься: тут нужны открытость к сотрудничеству и готовность поделиться успехами с партнерами», — заявил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. Согласно его прогнозу, углубляющаяся экономическая глобализация и информатизация заставят государства объединить усилия в сфере инноваций, которые в конечном итоге необходимы для устойчивого развития глобальной экономики.

Именно экономическая открытость стала одной из основ устойчивого развития современного Китая, подчеркнул китайский премьер. Этот принцип заложен во всех проводимых реформах — сельского хозяйства, государственных предприятий, частного сектора экономики. В то же время, по мнению Ли Кэцяна, Китай сталкивается с многочисленными вызовами, препятствующими развитию. Прежде всего это по-прежнему низкий среднедушевой доход населения: по данному показателю Китай занимает лишь 100‑е место в мире.

Между тем покупательная способность населения, составляющего более 1,3 миллиарда человек, крайне важна для дальнейших перспектив китайской экономики. В последние 30 лет ключевыми факторами быстрого экономического развития Китая были инвестиции в инфраструктуру и в наращивание экспорта. «На новом этапе для обеспечения устойчивого экономического развития нам нужно ослабить зависимость от экспорта и инфраструктурных инвестиций, потому что самый мощный драйвер для стимулирования развития экономики в Китае — это потребление», — отметил Ли Кэцян.

Среди основных направлений работы правительства КНР устранение барьеров для инноваций, в том числе упрощение контрольно-разрешительных процедур и передача соответствующих полномочий низовым звеньям системы управления. За последний год рефор ма затронула более 600 подобных полномочий.

Рекомендации экспертов

В рамках форума был представлен очередной экспертно-аналитический отчет «Россия: курс на инновации», посвященный ходу реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Исследование, подготовку которого координировала Российская венчурная компания, основано на интервью с бизнесменами, представителями институтов развития и руководителями ведущих технологических компаний.

Как резюмировали авторы отчета, в 2011–2013 годах удалось достичь части поставленных в стратегии задач. Уже можно говорить о том, что «инновационная экосистема» в России начала складываться. В общей сложности 40% респондентов считают, что среда для возникновения и коммерциализации инноваций за прошедший год стала более благоприятной. В то же время 56% опрошенных негативно оценили эффективность налоговых стимулов и льгот для развития инноваций.

«Складывается ощущение, что инновационная экономика давно построена, но при этом в России до сих пор нет инноваций», — отметил заместитель министра экономического развития России О. В. Фомичёв. Он добавил, что представленный отчет послужит хорошей основой для разработки мер поддержки инноваций в России.

В отчете содержатся общие рекомендации по каждому из блоков. Например, в целях формирования компетенций инновационной деятельности предлагается активизировать создание предпринимательской инфраструктуры в вузах (бизнес-инкубаторы, акселераторы), а также разработать программы для возвращения и адаптации ранее уехавших из страны ученых. Для развития инновационного бизнеса, по мнению экспертов, необходимо улучшение доступа малых и средних инновационных предприятий к «длинным» деньгам, дальнейшее развитие налоговых стимулов и упрощение административных процедур. Повышению эффективности значительных средств, которые государство тратит на науку, должен способствовать переход на проектное финансирование прикладной науки.

Что касается институтов развития, то эксперты предложили создать систему «одного окна», в рамках которой компания в зависимости от стадии развития сможет подавать заявку на получение поддержки от той или иной структуры. «Такая практика будет способствовать не только облегчению процедур согласований, но и снижению числа „пересечений“, когда одна и та же компания на одной стадии развития претендует на получение поддержки из разных источников, фактически искусственно увеличивая бюджет на развитие», — подчеркивается в документе.

Возможно, уже через год можно будет оценить, в какой степени правительству удалось учесть рекомендации доклада.

М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться