25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 12 Декабрь 2014 — 28 ноября 2014

Как повысить вероятность успешных действий при управлении АПК РФ

Версия для печати 2266 Материалы по теме
Александр Викторович ШМИД, председатель правления ЗАО «ЕС-лизинг», доктор технических наук, профессор
Как повысить вероятность успешных действий при управлении АПК РФ

Система стратегического управления аграрно-промышленным комплексом РФ создается в рамках ЦИАС СГИО СХ — основной информационно-аналитической системы Минсельхоза России (МСХ). Цель проекта — повышение информи-рованности управленцев МСХ о текущем и прогнозируемом состоянии АПК и обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия ими стратегических и оперативных решений при реализации государственной программы по развитию АПК с учетом вступления страны в ВТО.

Актуальность создания системы стратегического управления исполнением государственной программы (ГП) по развитию АПК несомненна. В 2013 году по заданию МСХ специалистами Института проблем информатики РАН был проведен аудит состояния уровня информационной поддержки руководителей, принимающих решения по реализации ГП. Аудит показал, что сотрудники большинства департаментов МСХ считают недостаточным уровень информационной поддержки, на основе которой ими принимаются решения по управлению АПК. Для исправления подобной ситуации было принято решение о дальнейшем развитии ЦИАС СГИО СХ.

За и против

Генеральной целью при управлении АПК является достижение по годам плановых показателей 69 основных индикаторов состояния отрасли, предусмотренных ГП и ФЦП, и исполнение предусмотренных ГП и ФЦП мероприятий в соответствии со схемой, изображенной на рисунке 1, на которой представлено три основных режима стратегического управления АПК.

Критерии признания Правительством РФ исполнения ГП и ФЦП внешне просты:

достигнуты плановые значения индикаторов ГП и ФЦП;

бюджет не превышен;

мероприятия выполнены.

Проблемы, возникающие у управленцев МСХ при таком внешне простом состоянии дел, состоят в том, что сам объект управления (АПК) по своей физической природе не детерминирован и чрезвычайно сложен, подвержен взаимоисключающему воздействию противоречивых факторов за и против выполнения плана, а его реакции на управленческие воздействия со стороны МСХ трудно прогнозируемы.

Действительно, все четыре меры государственного регулирования, предусмотренные ГП (факторы за выполнение плана — рисунок 1): субсидирование сельхозтоваропроизводителей (СХТП), товарные интервенции, налоговое и таможенное регулирование по своей природе являются макроэкономическими, и реакции АПК (как совокупности миллионов СХТП) на их применение носят отсроченный характер, то есть проявляются через многие годы. За эти годы проявятся и все три вида предусмотренных в ГП рисков (факторов против — рисунок 1): внешнеэкономические, макроэкономические, природно-климатические.

Необходимые и достаточные условия

ЦИАС СГИО СХ, по сути, является для сотрудников департаментов МСХ их пультом управления АПК. Через ее экраны сотрудники МСХ судят о реалиях процессов, происходящих в АПК, и их влиянии на индикаторы ГП.

Из соображений здравого смысла очевидно, что степень удовлетворения управленцев качеством предоставляемой им информационной поддержки в конечном счете будет тем выше, чем полнее, детальнее и достовернее существующий в реальной жизни АПК, и его реакции на возникающие риски и меры воздействия со стороны МСХ представляются на пульте управления АПК: экранах ЦИАС СГИО СХ. На рисунке 2 представлена в самом общем виде реализуемая с применением ЦИАС СГИО СХ схема управления АПК со стороны МСХ.

Реальность АПК отражается в первичных документах, как это показано на рисунке 2. Информация о реальности (первичные документы) собирается Системой сбора информации в Корпоративное хранилище данных (КХД) по нормативным регламентам сбора и является информационной основой для последующего расчета как текущих, так и будущих финансово-экономических состояний СХТП.

К сожалению, истории предыдущей деятельности многих СХТП доступны не более трех лет. А истории реализации всех видов рисков на уровне СХТП собираются не системно. Более того, собираемая на уровне регионов информация доводится до МСХ не в полной мере. Без наличия должной (соответствующей информационным потребностям МСХ) информационной основы, накопленной в КХД, целевой уровень близости реальности к ее (реальности) представлению на экранах управления АПК не может быть достигнут в принципе. Однако наличие должной информационной основы в КХД МСХ является одним из необходимых, но еще недостаточным условием обеспечения качества информационной поддержки.

На рисунке 2 показан и второй блок ЦИАС СГИО СХ: модели расчетов индикаторов ГП. Очевидно, что наличие адекватных моделей для решения задачи расчетов состояния всех уровней АПК от СХТП до регионов и РФ в целом с учетом всех видов рисков также является необходимым условием обеспечения качества информационной поддержки при принятии решений.

Объем информационной основы для решения этих задач на уровне СХТП для принятия решений о целесообразности предоставления субсидий и кредитов, уже собираемый в интересах регионов, значительно превышает объем информации, собираемой в интересах других ведомств. На основе этой информации в принципе можно было бы достаточно точно не только рассчитывать текущее состояние индикаторов ГП с учетом влияния мер воздействия МСХ, но и прогнозировать их будущее состояние.

Решение обеих задач абсолютно необходимо для реализации бизнес-процесса стратегического (по индикаторам ГП) управления АПК. Однако, согласно нормативным документам, фактическое состояние индикаторов ГП представляется Росстатом и рассчитывается по доступным в Росстате методикам. Целесообразно было бы согласовать между ведомствами как объемы информационных основ для расчета показателей деятельности всех уровней АПК (от СХТП до РФ в целом), так и модели расчета.

Становится очевидным, что при отсутствии в руках МСХ прогнозной модели отсчета индикаторов ГП с учетом мер воздействия МСХ на АПК и всех видов рисков применяемые МСХ инструменты управления АПК будут несопоставимы по качеству информационной поддержки с аналогичными инструментами управления стран-конкурентов. Соответственно, более низким по сравнению с конкурентами будет качество решений по управлению. Самое время преодолеть межведомственные барьеры и комплексно решить задачу прогнозирования (как драйвер роста экономики РФ) для МСХ, а возможно, и других ведомств и корпораций. Тем более что современные информационные технологии, как показывает международная практика, позволяют это сделать.

Как это реализуется

ЦИАС СГИО СХ реализуется на базе существующего типового проекта Централизованной информационно-аналитической системы (ЦИАС), предназначенного для одновременного исполнения множества информационно-аналитических систем (ИАС) различного назначения, работающих на базе единого Центра обработки данных (ЦОД). Проект ЦИАС создавался в интересах ЦБ РФ и является с 2012 года производственной основой Центра компетенции (ЦК) технологий BIG DATA IBM (учредители IBM-ЕСЛ).

В интересах ЦК типовой проект ЦИАС был доработан для применения технологий BIG DATA IBM и в такой версии способен воспринимать и обрабатывать все виды как структурированных данных (от 1С), так и неструктурированных и потоковых данных (из интернета — для анализа рисков). Создание ЦИАС СГИО СХ на основе типового проекта ЦИАС приводит к кардинальному сокращению как затрат МСХ, так и сроков ввода в действие пускового решения: ЦИАС СГИО СХ в целом (по ГОСТ 34) и три первые ИАС в ее составе были реализованы по конкурсу за 90 дней.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно