Версия для печати 1605 Материалы по теме
Сергей Федорович ИГОНЬКИН, директор Государственного русского драматического театра Республики Мордовия 
Бизнес трудно сочетается с творчеством

Поскольку наш театр относится к государственным учреждениям культуры, нас финансирует бюджет республики. Эти деньги идут в первую очередь на заработную плату артистов, административного аппарата и всех остальных служащих, включая работников столярного, костюмерного, парикмахерского, художественно-бутафорского цехов вплоть до кассиров и вахтеров. Также выделяемые средства направляются на оплату коммунальных услуг, текущий ремонт и содержание помещений. Некоторая сумма предусмотрена на поездки и участие коллектива в фестивалях за пределами региона, в общереспуб­ликанских мероприятиях, к примеру, в приуроченном к Году культуры проекте «Автопоезд культуры», маршрут которого проходил по районам Мордовии.

При этом театр со своей стороны обязан выполнить государственное задание по обслуживанию определенного числа зрителей, количеству показанных спектаклей, гастролей и т. д. Объем бюджетного финансирования определяется на основании единых нормативов в зависимости от количества посадочных мест в зрительном зале. Если вдруг, допустим, в текущем году не удастся в полном объеме справиться с госзаданием, на следующий год бюджетное финансирование может быть уменьшено.

Но даже при полном выполнении поставленных государством задач бюджетных средств, разумеется, не хватает для полноценного творческого процесса. Ведь деньги требуются не только на зарплату, но и на постановку новых спектаклей. А кассовые сборы прямо пропорционально зависят от количества и качества выпускаемых премьерных спектаклей. Выделяемых из бюджета денег хватает от силы на одну постановку в год. А нам, чтобы удержать зрителя, за сезон нужно обновить репертуар минимум 5–6 премьерами, в том числе спектаклями, адресованными детской и молодежной аудитории.

Поэтому театр вынужден сам зарабатывать и вкладывать полученную прибыль в развитие. Доходы мы получаем прежде всего от продажи билетов. Чтобы иметь существенную прибыль, их цена должна доходить до тысячи рублей. Кассовые сборы сегодня дают от 1/2 до 2/3 необходимых средств. При этом мы сознательно удерживаем сравнительно невысокие цены, поскольку уровень доходов местных зрителей (а это в основном дети, пенсионеры и работники бюджетной сферы) не позволяет увеличивать цену билетов даже на пользующиеся повышенным спросом премь­ерные спектакли больше, чем на 150 рублей.

В такой ситуации дополнительным источником заработка становится предоставление в аренду театрального зала под проведение различных конкурсов, шоу, концертов и конференций. На полученные таким образом средства мы ставим новые спектакли, приглашаем талантливых московских режиссеров, шьем костюмы, делаем декорации и т. д. В среднем размер собственных доходов нашего театра достигает 20–25% от суммы общего финансирования.

Отдельной статьей идет финансирование Международного театрального фестиваля «Соотечественники», который мы организуем уже 14 лет. Средства на его проведение выделяются из республиканского и федерального бюджетов. И хотя фестивальные спектакли пользуются у публики большой популярностью, говорить о коммерческой выгоде не приходится. Театру, особенно региональному, сегодня просто невозможно выжить без государственной поддержки. Бизнес трудно сочетается с творчеством.

Поделиться