Версия для печати 4228 Материалы по теме

вашингтон
 США – абсолютный мировой чемпион по экономике. И несмотря на растущий платежный дефицит и общегосударственный долг, в ближайшие десятилетия Америка едва ли уступит кому-либо свое лидерство, залогом чему является постоянное увеличение ВВП и неуклонный научно-технический прогресс. Олег ЩЕЛОВ

Тень на американской мечте
На протяжении всего периода после Второй мировой войны США остаются самой сильной державой в мире. И в ближайшие 20 лет, по оценке Deutsche Bank Research, никому не уступят лидирующих позиций. По предварительным прогнозам, в этом году ВВП страны достигнет 13,05 трлн долл., что многократно превысит показатели многих других развитых государств. В I квартале текущего года экономика выросла на 5,6% (в годовом исчислении), а с 2003 г. по март 2006 г. в стране создано 5,3 млн новых рабочих мест. Очень важно и то, что США не только главный производитель товаров и услуг, но и в буквальном смысле движитель мирового прогресса. В отчете The Global Information Technology Report 2005–2006 по 115 странам мира, наиболее отличившимся с точки зрения освоения передовых информационных и коммуникационных технологий, США заняли первое место (для сравнения: Россия на 72-м месте). Примечательно, что данный список составлялся с учетом не только внедрения инноваций, но и их создания – иными словами, в США инновации не только вводятся, но и рождаются. Достаточно назвать такие высокотехнологичные американские компании, как AMD, Cisco Systems, Hewlett Packard, IBM, Intel, Microsoft, Oracle и Sun Microsystems, продукты которых хорошо известны во всем мире, в том числе и в России.
Однако на этом оптимистическом фоне все настойчивее заявляют о себе негативные тенденции, вызывающие озабоченность экспертов. Так, Поль Крейг Робертс, известный американский экономист и член редколлегии газеты Wall Street Journal, указывает, что в прошлом году торговый дефицит превысил 725,8 млрд долл., а в целом с 1990 г. он приблизился к 4,5 трлн долл. Общий национальный/федеральный долг достиг 8,395 трлн долл. Беспокоят размеры растущей зависимости от импорта. Одновременно пошатнулись финансовые позиции США в мире. Американская экономика функционирует за счет потребительского долга, который стабильно растет. Общая задолженность американских семей, включая задолженность по ипотеке и потребительским кредитам, достигла в 2005 г. 11,4 трлн долл. (общие семейные активы, включая недвижимость и ценные бумаги, насчитывали в том же году 62,5 трлн). Федеральный бюджет, подчеркивает Робертс, зависит от заимствований. И даже вести нынешние войны Америка не в состоянии без финансирования со стороны иностранных инвесторов. Обязательства страны в значительном объеме скупаются зарубежными структурами – около 44% облигаций, эмитируемых Министерством финансов США, приобретено иностранными структурами, в общем количестве которых центральным банкам разных стран принадлежит львиная доля – 64%. Только Япония держит американских долгов на 639 млрд долл., а Китай – на 323,5 млрд. Еще на 99,1 млрд долл. долговых инструментов скупили экспортеры нефти. Робертс винит во всех бедах нынешнюю администрацию Белого Дома, которая, по его мнению, вместо того, чтобы создавать условия для эффективной работы бизнеса внутри страны, вынуждает компании переносить производство/услуги в оффшорные зоны и разные страны, оставляя коренных американцев без работы, но обеспечивая занятостью население других государств.

Прохудившийся бюджет президента
Больше всего достается президенту Бушу за его склонность к постоянному увеличению бюджетных расходов при одновременном снижении налогов. Действительно, именно Буш выступил с инициативой широкомасштабного сокращения налогов и именно при нем начались военные операции на Среднем Востоке, пожирающие бюджетные ресурсы. Интересно отметить, что в проекте бюджета на 2002 г. президент Буш прогнозировал, что в период с 2001 по 2004 г. профицит увеличится до 1,288 трлн долл. Однако вместо этого получился значительный бюджетный дефицит, который объясняется неожиданным спадом в экономике при одновременном уменьшении налогов и расходах на военные действия в Афганистане и Ираке. Уже в 2003 г. из общих налоговых сборов, составивших 1,952 трлн долл., только на выплату процентов по национальному долгу ушло 318 млрд.
Ответственность за формирование бюджета полностью лежит на президенте и его команде. По традиции проект бюджета на следующий финансовый год (1 октября – 30 сентября) представляется в Конгресс в начале февраля, к началу апреля обсуждение бюджета завершается, после чего составляется его окончательный вариант. Летом формируются механизмы осуществления ассигнований, и бюджет окончательно утверждается. Структуру бюджета составляют 20 расходных категорий (статей), в которые, среди прочих, входят затраты на оборону, науку и новые технологии, энергетику, охрану окружающей среды, сельское хозяйство, транспорт, развитие регионов, образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Каждая категория (статья) расхода предусматривает объем обязательных затрат и объем дополнительных, которые должны быть одобрены специальным комитетом Палаты Представителей и рядом подкомитетов.
В 2005 г. больше всего денег ушло на социальное обеспечение (516,457 млрд долл.), оборону (423,098 млрд) и внутреннюю безопасность (342,324 млрд). Следует иметь в виду, что в расходы на оборону не включаются затраты на исследования, разработку и испытания новых видов оружия, а также затраты на военные кампании в Афганистане и Ираке, которые финансируются по отдельным статьям и не афишируются. Размер представленного Бушем в феврале этого года проекта федерального бюджета на 2007 г. составил 2,8 трлн долл. (для сравнения: на 2006 – 2,6 трлн, на 2005 – 2,4 трлн).
Следует заметить, что сам по себе федеральный долг для США не в диковинку. Впервые национальный долг появился еще во время войны с Британией за независимость и в 1791 г. составлял 75 463 476 долл. В 1834 г. долг был полностью выплачен. Однако во время Гражданской войны он возник снова, и по ее окончании в 1865 г. составил 2,7 млрд долл. Еще больших размеров – 25,9 млрд – он достиг в 1920 г. после Первой мировой войны. После Второй мировой войны размер долга приблизился к 260 млрд и затем неуклонно рос. В 2000 г. с появлением большого бюджетного профицита наметилась тенденция к снижению национального долга, однако в 2002 г. бюджетный дефицит вновь в полную силу заявил о себе, и долг стал увеличиваться.
В последние десятилетия власти установили потолок национального долга, и, если эти пределы превышены, в принудительном порядке проводится сокращение государственных расходов, включая сокращение административного аппарата. Тем не менее «высота» потолка ежегодно пересматривается, например в марте 2006 г. Конгресс установил новый максимум в 9 трлн долл. Предполагается, что к 2010 г. объем долга достигнет 70% ВВП (для сравнения: в 1946 г. – 122%, в 1981 г. – 32,6%, в 1996 г. – 67,3%, в 2004 г. – 63,7%). В условиях уверенного роста экономики долг сам по себе не страшен, но он может стать опасным, если рост замедлится или наступит затяжной спад.

Разучились жить по средствам?
Бюджет страны состоит из федерального бюджета, бюджета штатов и бюджета городов, графств/районов и муниципалитетов. Газета USA Today не так давно провела исследования во всех штатах страны, чтобы выявить природу роста долгов всех уровней. Изучались налоги, доходы и расходы в каждом отдельном штате и в конечном счете выяснялось исполнение бюджета. Анализ показал, что в некоторых штатах налоговые сборы выросли, однако увеличился и дефицит из-за постоянно растущих расходов. С другой стороны, в нескольких штатах, где местные власти пытались унять расходы, одновременно сократились и налоговые сборы. Лучше всего финансовые дела обстоят в штатах Юта, Джорджия и Делавэр, где введен строгий контроль за расходами. Во время бума конца 1990-х гг. эти штаты наряду с ограничением затрат не стали сильно снижать налоги, что позволило впоследствии, в период спада в 2001 г., избежать дефицита.
Самый «дырявый» в бюджетном отношении штат – Калифорния. Здесь даже во время экономического подъема заимствования местных властей приняли устойчивый характер при одновременном снижении налогов. Жители таких штатов, как Иллинойс и Калифорния, будут расплачиваться с долгами штата десятилетиями, останется и на следующие поколения, считают специалисты. В то же время для кардинального исправления ситуации придется принимать резкие и суровые меры. «Мы разучились жить по средствам, – замечает Дональд Кеттл, политический экономист университета Висконсина, – и Калифорния наглядный тому пример». USA Today обратила внимание на то, что во всех штатах, кроме Вермонта, приняты законы, требующие исполнения бюджета, однако на практике закон удается обходить путем хитроумной отчетности.
Между тем, чтобы свести концы с концами, местные власти сокращают социальные выплаты, увеличивают плату за обучение, повышают налоги на табачные изделия и вводят новые сборы. Некоторые штаты были вынуждены повысить подоходный и торговый налоги. Тем не менее в целом расходы штатов увеличиваются приблизительно на 6–7% в год. Так, с 1997 по 2002 г. они выросли с 710 млрд до 983 млрд долл., или на 38%, – это на 18% выше показателей инфляции и роста населения вместе взятых.
Львиная доля расходов – льготное социально-медицинское обслуживание по системе Medicaid, которой охвачено около 40 млн человек. Значительные средства уходят на содержание раздутого административного аппарата. Одновременно много денег потеряно из-за сокращения налогов на недвижимость. В отчете USA Today указывается, что с июня 2001 г. по июнь 2002 г. налоговые сборы увеличились на 1%, а расходы – на 6,3%. Несмотря на это федеральные власти во исполнение программы Джорджа Буша по сокращению налогов в 2003 г. «подарили» штатам 10 млрд долл., и еще столько же в 2004 г.
Нельзя не сказать, что бюджет и политика неразрывно связаны между собой. Каждый американский кандидат в президенты или в губернаторы обещает избирателям красивую жизнь, социальную защищенность и снижение налогов. Полно случаев, когда претенденты на высокие посты говорили народу правду в глаза и заявляли о необходимости подтянуть пояса и раскошелиться на налоги – в результате они непременно проигрывали другим кандидатам, которые умело подыгрывали электорату. Любопытный факт выявил один социологический опрос: 79% опрошенных американцев поддержали абстрактную необходимость привести бюджет в порядок путем сокращения расходов. В то же время на конкретный вопрос «Хотите ли вы сокращения ассигнований на образование и здравоохранение?» почти 78% ответили отрицательно. А именно эти расходы составляют две трети всех бюджетных затрат.

как в китае

Налоговые лабиринты
Самый первый налог, который начали платить американцы, – налог на недвижимость; его стали взимать еще в колониальные времена в 1646 г. После обретения независимости многие штаты ввели этот тип налога, и со временем он стал основным местным налогом. Подоходный налог впервые был установлен Конгрессом в 1862 г. в связи с начавшейся Гражданской войной. Затем его несколько раз отменяли и вновь вводили, пока наконец в 1913 г. не была принята 16-ая поправка к Конституции США, которая подвела под налогообложение законное основание. С тех пор американцы платят налоги на регулярной основе. Самые богатые граждане США первоначально платили подоходный налог в размере всего 6%, зато сегодня им приходится отдавать почти 40%.
Американская налоговая система довольно сложная и запутанная, в ней множество оговорок и исключений. Налогами облагается две трети всего населения. Те, кто получает меньше 20 тыс. долл. в год, подоходный налог не платят, а кроме того, получают субсидии от государства, включая пособия на детей. Налоговая ставка колеблется в пределах от 0 до 35%.
Незначительную долю налоговых доходов составляют тарифы на импортные товары. Федеральные власти ввели ряд специальных налогов, среди которых налог на наследство, на недвижимость и на большие долгосрочные доходы. Пополняют казну акцизы на моторное топливо, табачные изделия, алкогольные напитки, телефонную связь и др. Популярен также налог на торговлю, который платится с продажи товаров и услуг. В зависимости от штата существуют три варианта этого налога:
1) платит продавец;
2) платит покупатель;
3) платят все.
Налог на доходы корпораций столь же запутан, как и налог на доходы физических лиц, в нем множество исключений и оговорок. Стандартный федеральный корпоративный налог составляет 35%. Плюс налог в разных штатах – от 0 до 12%.
В штатах, где есть природные ресурсы или строевой лес, местные власти взимают налог на добычу (использование) этих ресурсов. В местную казну поступают также сборы за выдачу лицензий, включая лицензии на строительство, охоту и ловлю рыбы, и штрафы, а также сборы с отелей. Кроме того, штаты вправе вводить особые налоги на доходы, товары и услуги, если они не противоречат федеральному законодательству. В некоторых штатах налогом облагаются самолеты, автомобили, лодки, мебель, компьютеры, ювелирные изделия и произведения искусства. К налогооблагаемым объектам принадлежат также дороги, мосты и туннели.
Значительную долю социальных налогов отдает за работника работодатель. Часть налогов по социальному страхованию (6,2%) платит из своего жалованья работник и еще столько же вносит за него работодатель, аналогично дело обстоит и с налогом для фонда Medicare (помощь престарелым и инвалидам) – 1,45%. Отдельные налоги взимаются городами и графствами. Налоговые сборы составляют приблизительно одну треть ВВП.

Опора страны
Основа американского благополучия – здоровая финансово-кредитная сфера, которую регулирует и контролирует Федеральная резервная система – ФРС (центральный банк страны). ФРС включает 12 резервных банков и 25 их филиалов, разбросанных по всей стране. Управляется система советом директоров, которые назначаются на 14 лет, что позволяет им не зависеть от политических веяний и избирательных кампаний. Главная обязанность ФРС – формирование и исполнение монетарной политики. ФРС подотчетна федеральному законодательному органу – Конгрессу, но функционирует автономно, самостоятельно зарабатывая деньги, в основном за счет процентов от государственных ценных бумаг. Конгресс (но не президент) вправе в любой момент изменить, приостановить или отменить какое-либо решение ФРС.
На сегодняшний день в США насчитывается около 20 тыс. банков, включая 7,54 тыс. коммерческих банков, имеющих 75 тыс. отделений; 1,4 тыс. накопительных банков, которые открывают депозиты, но не выдают кредиты, и 10 тыс. кредитных союзов, оказывающих финансовые услуги только своим членам. Кроме того, в США есть общественные банки, обслуживающие те социальные слои/группы, которым недоступны услуги обычных банков; этические банки, инвестирующие только в социально значимые проекты; личные/закрытые/оффшорные банки, управляющие активами очень состоятельных людей, и др. В 2005 г. активы тысячи крупнейших коммерческих банков выросли по сравнению с предыдущим годом на 15,5%, составив 60,5 трлн долл. Ежегодные общие доходы банковского сектора превышают 600 млрд долл.
В 2004 г. три американских банка входили в десятку крупнейших банков мира по активам: Citigroup (1,533 трлн долл.), JPMorgan Chase (1,157 трлн) и Bank of America (1,110 трлн). Следует отметить, что Citigroup на протяжении последних трех лет является самой прибыльной компанией в мире.


СПРАВКА
Официальное название США – Федеративная Республика Соединенные Штаты Америки. В состав федерации входят 50 штатов, а также округ Колумбия, где располагается столица – Вашингтон. По конституции штаты – независимые территориальные образования, однако они не имеют права выйти из состава федерации и не могут самостоятельно заниматься внешней политикой. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Конгресс), включающий в себя Сенат и Палату Представителей; исполнительную – президент, его кабинет, министерства и ведомства; судебную – Верховный Суд, назначаемый президентом и утверждаемый Сенатом.
Денежная единица США – доллар. ВВП равен 12,41 млрд долл. (2005 г.), ВВП на душу населения – 42 129 долл. в год (2005 г.). Уровень инфляции с мая прошлого года по май текущего составил 4,2% (без учета роста цен на продукты питания и энергоносители – 2,4%). Уровень безработицы – 4,6% (июнь 2006 г.). Учетная процентная ставка – 5,25%. Текущий платежный дефицит в июне 2006 г. оценивался приблизительно в 208,7 млрд долл., то есть 6,4% ВВП (в последнем квартале 2005 г. – 223,1 млрд долл.). Совокупный национальный долг по данным на апрель 2006 составляет более 8,395 трлн долл. – это примерно 27 434 долл. на каждого жителя США. Официальная минимальная зарплата – 5,15 долл./ч.
Главные партнеры США по экспорту: Канада – 23,7%, Мексика – 13,5%, Япония – 6,2%, Евросоюз – 20,9%.
Главные партнеры по импорту: Канада – 17,2%, Китай – 14,5%, Мексика – 10,2%, Евросоюз – 18,4%.
Население – 298 967 801 человек (июнь 2006 г.). Около 79% американцев живут в городах. В стране насчитывается 31 этническая группа, в каждой из которых по меньшей мере 1 млн человек. Большинство американцев – потомки европейских переселенцев, но их доля постепенно уменьшается: с 90% населения в 1960 г. до 67,4% в 2004 г. Темнокожих потомков завезенных некогда для работы на плантациях африканцев сейчас насчитывается 35 млн (12,9%).
Де-факто официальным языком является английский, на нем говорит 81,6% населения (2003 г.). В некоторых штатах наряду с английским официальным признается второй язык: в Луизиане – французский, на Гавайях – гавайский, в Нью-Мексико – испанский. Второй по популярности язык после английского – испано-креольский (мексиканский), на нем говорят 29,7 млн американцев.


Поделиться