За последние пять лет Тамбовская область превратилась в динамично развивающийся регион. Растут объемы валового регионального продукта и инвестиций, пять лет подряд бюджет области исполняется с профицитом. Свою роль в изменении экономического климата сыграла и областная дума. Именно она рассматривает и утверждает бюджет области, который является мощным фактором реализации экономической стратегии региона. О работе над основным финансовым документом области и в целом о положении в экономической сфере Тамбовщины – наш разговор с председателем областной думы Владимиром КАРЕВЫМ.
– Владимир Николаевич, в конце июля состоялось 10-е заседание областной думы, которое подвело черту под работой первой сессии областного парламента четвертого созыва. Каковы, на ваш взгляд, основные итоги в сфере бюджетной политики?
– Весьма обнадеживающие. Если посмотреть на статистику, депутатский корпус за первые шесть с половиной месяцев нынешнего года провел 10 заседаний, на каждом из которых рассматривалось не менее 30 вопросов. Среди них, конечно, выделяются бюджетные и социальные законопроекты.
После долгого периода бюджетного дефицита, который пришелся на тяжелейшие 1990-е годы, когда область тратила больше, чем получала, региональные власти перешли на новые принципы работы с бюджетом. Как результат – последние пять лет он исполняется с профицитом. По этому показателю Тамбовская область занимает верхние строчки в ЦФО. Собственные доходы консолидированного бюджета в 2003 году увеличились на 18%, в 2005 – на 34%. Бюджетная обеспеченность на одного жителя в прошлом году составила более 11 тыс. руб., превысив показатели докризисного 1998 года в 1,2 раза.
– Утверждение бюджета – прерогатива областной думы. Как ведется работа над главным финансовым документом?
– С конца 1990-х годов вошло в практику принятие бюджета до наступления календарного года. Вначале было сложно выдержать заданный ритм – основные показатели регионального бюджета зависят от федерального, и если возникают трудности с принятием бюджета страны, это сказывается и на работе над бюджетом области. Тем не менее каждый новый год регион встречал с утвержденным областной думой бюджетом.
Работа над главным финансовым документом по традиции начинается осенью, когда в Комитет по бюджету, налогам и финансам из администрации поступает «каркас» проекта. Депутаты – члены комитета, а также специалисты Контрольно-счетной комиссии анализируют основные прогнозные показатели. Мы называем это «нулевым» чтением. Все замечания и предложения высказываются администрации области, и начинается кропотливая работа над проектом бюджета. Депутаты стараются выдерживать график, чтобы в конце декабря в третьем чтении рассмотреть и принять основной финансовый документ области.
– А как вы оцениваете бюджет области, принятый на нынешний год?
– Бюджет нынешнего года как никогда напряженный, доходная часть растет несколько меньше, чем хотелось бы. Однако депутатский корпус и администрация области делают все возможное, чтобы реальный сектор экономики Тамбовщины начал работать на полную мощность и приносить доход казне.
По статистике, на протяжении шести месяцев нынешнего года во всех отраслях, в том числе перерабатывающей, наблюдается устойчивый рост. Эта тенденция внушает определенный оптимизм: значит, экономика Тамбовщины развивается, набирает обороты.
– Кроме принятия бюджета областная дума должна контролировать его исполнение…
– И мы активно пользуемся контрольными функциями. Недавно депутатский корпус на одном из своих заседаний заслушал и утвердил отчет об исполнении бюджета области за прошлый год. Каждый раз депутаты скрупулезно изучают поступившие бюджетные документы. Члены Комитета по бюджету, налогам и финансам вникают в каждый раздел отчета, проверяют каждую цифру. Делается это исключительно ради поиска внутренних резервов. За последние годы нагрузка на региональные бюджеты серьезно выросла, федеральный центр постоянно передает краям и областям новые полномочия, а налоговая база уменьшается: центр время от времени забирает у регионов очередные налоговые и неналоговые источники. Приходится изыскивать, с одной стороны, то, на чем можно сэкономить, а с другой – чем пополнить бюджет области. Учитывая, что мы выполняем закон о бюджете «железно», не превышая размер предельно допустимого дефицита, такая кропотливая работа над основным финансовым документом области дает свои плоды.
– Известно, что один из самых острых вопросов – собираемость транспортного налога.
– К сожалению, да. В ходе обсуждения проекта бюджета именно транспортный налог вызывает серьезные дискуссии. С одной стороны, он наряду с акцизами и земельным налогом является главным источником формирования дорожного фонда. С другой, мы не можем повышать ставки налога до максимального уровня, иначе он становится налоговым бременем для значительной части плательщиков. Бюджет области также страдает. На 1 июля нынешнего года недоимка по уплате транспортного налога превышает 111 млн руб. Налоговые органы ведут работу в этом направлении, и уже достигнуты определенные результаты: в ряде районов с начала 2006 года недоимка сократилась почти наполовину. Однако у некоторых районов и городов недоимка по уплате транспортного налога за этот период выросла.
– Где же выход?
– В формировании новых подходов. Чтобы побудить местные администрации к более активному сбору налога, разрабатывается новый порядок финансирования муниципальных дорог из областного бюджета. Чем большую сумму удастся собрать, тем больше средств на содержание дорог получат муниципалитеты. Такой же принцип, на мой взгляд, должен главенствовать в сборе других налоговых и неналоговых источников, зачисляемых в областной бюджет.
– Многих избирателей волнует целевое использование бюджетных средств. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Использование бюджетных средств постоянно находится в центре внимания депутатов, ведь речь идет о деньгах налогоплательщиков. Каждый бюджетный рубль должен дойти до получателя – школы, больницы, социального приюта, музея. Аппарат Контрольно-счетной комиссии областной думы проводит тщательные проверки, строго следит за целевым использованием выделенных финансов.
В прошлом году, например, инспекторы Контрольно-счетной комиссии провели 30 комплексных и тематических проверок, в ходе которых анализировалась работа государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению поступлений доходов в бюджеты разных уровней, использованию бюджетных средств для финансирования социальных мероприятий, правоохранительной деятельности и обеспечения работы предприятий области. В результате проверок выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 9750 тыс. руб.
– Какие нарушения и недостатки встречаются наиболее часто?
– Как правило, в доходах местных бюджетов не отражаются средства, полученные за аренду и пользование землей. К характерным нарушениям можно отнести и отсутствие методик определения размера арендной платы за имущественные комплексы и движимое имущество, а также неотражение в доходах бюджета средств от оказания бюджетными учреждениями платных услуг.
– И каковы результаты проверок?
– Всем проверенным организациям направлялись предложения по устранению выявленных недостатков, а также устанавливался контрольный период для исправления нарушений. Одним из положительных итогов проверок муниципальных образований является уменьшение расходов, произведенных за счет отвлечения бюджетных средств из социально значимой сферы. В основном нецелевые расходы связаны с несанкционированным расходованием бюджетных средств и несвоевременным оформлением документов, подтверждающим бюджетные расходы, по данным фактам удается принять меры. Второй положительный результат – улучшение состояния бухгалтерского учета и отчетности в муниципальных образованиях.
– Реализация бюджетной политики невозможна без сотрудничества думы с администрацией области. Как строятся взаимоотношения исполнительной и законодательной ветвей власти в этой сфере?
– Начиная с момента работы над проектом бюджета (а также в течение года при исполнении бюджета) областная дума тесно взаимодействует с администрацией области в сфере реализации бюджетной политики. В практику вошло поквартальное заслушивание отчетов о ходе исполнения бюджета. Бюджетный процесс весьма подвижен, поэтому мы периодически вносим поправки в закон о бюджете, причем главным образом в сторону увеличения основных параметров. Здесь стоит отметить роль, которую играют в данном процессе глава администрации области О.И. Бетин и начальник финансового управления области Л.П. Третьякова, сотрудничающие с Министерством финансов РФ. Именно благодаря их энергии и настойчивости изменились подходы к бюджетной политике в регионе. Как итог, на июльском заседании областной думы в первом чтении рассмотрена и одобрена программа «Реформирование региональных финансов Тамбовской области на 2006–2008 гг.», принятие которой позволит региону претендовать на получение гранта от Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Предполагается, что реализация программы повысит уровень управляемости бюджетом области, приведет к сокращению нерациональных бюджетных расходов и повысит качество бюджетных услуг. После доработки проекта с учетом высказанных на заседании думы замечаний и предложений программа в ближайшее время будет рассмотрена во втором чтении.
– Сегодня на слуху тема национальных проектов. Как они реализуются в Тамбовской области?
– Проблеме нацпроектов депутаты областной думы посвятили отдельное заседание, заслушав отчеты всех чиновников, отвечающих за реализацию национальных проектов. На сегодняшний день наиболее динамично осуществляются две программы – в сфере образования и в сфере здравоохранения. Все денежные надбавки, положенные учителям и медицинским работникам, выплачиваются в полном объеме, началась модернизация материально-технической базы школ, больниц, стационаров. Это не может не радовать: впервые за два последних десятилетия ряд лечебных заведений получил современное диагностическое оборудование, а значит, у населения появилась возможность воспользоваться более качественной медицинской помощью. Ведь цель национальных проектов именно в этом – в улучшении качества жизни граждан.
К сожалению, успехи в реализации аграрного проекта пока значительно скромнее. В последние десятилетия село фактически было брошено на произвол судьбы. Сейчас в Тамбовской области большая часть хозяйств с трудом изыскивает средства для вхождения в программы по осуществлению проекта «Эффективное сельское хозяйство»: нет залоговых фондов, зато есть долги. Чтобы получить хорошие результаты в сфере АПК уже в обозримом будущем, нам придется серьезно поработать.
Схожая ситуация наблюдается и с реализацией другого национального проекта – «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Жилищный вопрос уже навяз в зубах у россиян, но полной ясности с тем, какие средства регион получит из Москвы на реализацию программы, нет до сих пор. А без федеральной составляющей мы не можем рассчитать долю региона, определить сумму, которую нужно выделить из областного бюджета. Поэтому сейчас акцент ставится на реализации двух областных программ: «Молодежи – доступное жилье» и «Социальное развитие села до 2010 г.».
Хочу подчеркнуть, что вопросы выполнения национальных проектов находятся на постоянном контроле у депутатов, мы регулярно возвращаемся к этой теме.
– Какие, на ваш взгляд, основные принципы бюджетной политики удалось реализовать в Тамбовской области?
– Принципы открытости, прозрачности. Бюджет области социально ориентирован, но в то же время инвестиционно привлекателен. Подчеркну, что все эти принципы направлены прежде всего на повышение качества жизни тамбовчан. Ради этого мы и работаем.
Материал подготовил Сергей МОРДОВИН
Фото Михаила КОРАБЛЕВА
Справка «Бюджета»
Владимир Николаевич КАРЕВ
Родился 15 июля 1949 г. в селе Верхоценье Сампурского района Тамбовской области. В 1971 г. окончил Воронежский сельскохозяйственный институт, специальность «Инженер-механик», в 1990 г. – Ростовскую высшую партийную школу. Кандидат экономических наук.
Трудовую деятельность начал в 1971 г. автомехаником, затем работал главным инженером колхоза «Маяк Ленина» Сампурского района.
1975–1980 гг. – генеральный директор Сампурского райспецхозобъединения.
1980–1987 гг. – директор совхоза «Россия» Сампурского района.
1987–1991 гг. – первый секретарь Сампурского райкома КПСС.
1991–1993 гг. – председатель Сампурского районного Совета народных депутатов.
1993–1994 гг. – заместитель главы администрации Сампурского района.
1994–1996 гг. – заместитель председателя Тамбовской областной думы, с января 1996 г. – председатель областной думы.
1997–2001 гг. – председатель Тамбовской областной думы второго созыва. Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В декабре 2001 г. избран депутатом областной думы третьего созыва и ее председателем, в декабре 2005 г. – председателем областной думы четвертого созыва.
Награжден орденом Дружбы, медалью «За трудовую доблесть», знаком «Отличник народного просвещения», орденами Преподобного Сергия Радонежского II степени и Святого благоверного князя Даниила Московского III степени.