№ 1 Январь 2015 — 29 декабря 2014

Программирование бюджета на муниципальном уровне

Версия для печати 2706 Материалы по теме
Расходная часть бюджета Хабаровска на 2015 год и плановый период сформирована на основе 24 утвержденных муниципальных программ и непрограммных расходов
Программирование бюджета на муниципальном уровне

В Хабаровске состоялся ежегодный практический семинар «Формирование бюджета в программном формате». В нем приняли участие руководители и специалисты финансово-экономических служб структурных подразделений администрации и муниципальных учреждений городского округа

На семинаре были рассмотрены вопросы основ формирования муниципальных программ, правовой базы их разработки и реализации, итоги формирования бюджета Хабаровска на 2015–2017 годы в программной структуре, изменения бюджетной классификации в условиях перехода на программный бюджет, автоматизации процесса бюджетного планирования. Как отметил в своем выступлении директор финансового департамента города В. Е. Соколов, расходная часть бюджета Хабаровска на 2015 год и плановый период сформирована на основе 24 утвержденных муниципальных программ и непрограммных расходов. Доля расходов бюджета-2015, формируемая в рамках муниципальных программ, составляет 91% (в объеме 12,3 миллиарда рублей). Непрограммные расходы составят около 9% (1,2 миллиарда рублей). Перед муниципалитетом стоит задача снизить к 2018 году долю непрограммных расходов до 6%.

24 муниципальные программы исходя из основных приоритетов можно разделить на:

3 программы, способствующие инновационному развитию, повышению инвестиционной привлекательности города, а также развитию малого и среднего предпринимательства;

16 программ, направленных на повышение качества жизни горожан — развитие социальной сферы (8 программ) и инфраструктуры Хабаровска;

5 программ, реализующихся в целях повышения эффективности муниципального управления, содействия развитию институтов и инициатив гражданского общества, информационно-телекоммуникационной среды города.

Основные цели перехода к программному бюджету заключаются в прозрачности бюджетного процесса, увязывании стратегического и бюджетного планирования, определении плановых результатов бюджетных расходов и проведении мониторинга их достижения. На местном уровне эти цели должны быть тесно связаны с целями функционирования органов МСУ как гарантов предоставления муниципальных услуг населению.

Приоритеты приоритетов

Как отметила Т. В. Титова, начальник отдела межбюджетных отношений и финансовых инноваций финансового департамента администрации Хабаровска, несмотря на наличие уже разработанной правовой базы (а это целый ряд постановлений администрации города, посвященных эффективности муниципальных программ и расходов бюджета, Стратегический план устойчивого развития Хабаровска до 2020 года), для осуществления бюджетного процесса в условиях применения программно-целевого принципа этого все же недостаточно. Требуется принятие дополнительных нормативных актов.

В целях перехода с 2015 года на программный формат бюджета в прошлом году уже проведена работа по приведению имеющейся правовой базы к программному виду. Так, решением городской думы принята новая редакция бюджетного процесса, внесены изменения в муниципальную программу «Управление муниципальными финансами» в части принятия подпрограммы «Повышение эффективности управления муниципальными финансами до 2018 года», утверждены перечень и коды целевых статей расходов бюджета городского округа, которые соответствуют программной структуре, и т. д.

Продолжив тему, поднятую директором финансового департамента, Титова заметила, что приоритет среди 24 принятых программ отдан восьми программам, относящимся к социальной сфере. На их реализацию в 2015 году планируется направить 8,1 миллиарда рублей, или 65% всех ассигнований, запланированных на программные мероприятия. На реализацию инфраструктурных программ города планируется выделить 3 миллиарда рублей. Средства будут направлены на повышение качества ЖКХ, реализацию политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности, градостроительной деятельности и земельной политики, развитие инженерной инфраструктуры, городской дорожной сети и благоустройство.

Программа «Управление муниципальными финансами» существенно отличается от большинства других программ города. Она ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов, в том числе для органов исполнительной власти, реализующих все муниципальные программы, обес­печивая достижение практически всех стратегических целей, предусмотренных в стратегическом плане города.

Опыт социальной сферы

Опытом работы по разработке и реализации муниципальных программ в социальной сфере поделился заместитель начальника по финансово-экономической работе и ресурсному обес­печению управления социальной работы с населением администрации города Е. И. Соловьев. В рамках программных расходов в 2014 году управлением реализовывалось пять целевых программ. Наиболее интересные из них две — «Социальная поддержка старшего поколения „Забота“» и «Доступная среда».

Ежегодно более 60 тысяч хабаровчан участвуют в мероприятиях программы «Забота», а расходы на ее реализацию составляют 6% от общих расходов отрасли. Что касается программы «Доступная среда», то она распространяется на проживающих в Хабаровске почти 112 тысяч человек с ограниченными возможностями здоровья. «Хотя косвенно программа затрагивает всех жителей города», — подчеркнул Соловьев. На реализацию программы тратился всего 1% от общих расходов отрасли.

Также он отметил, что одной из самых больших проблем, возникавшей в ходе реализации муниципальных программ, было предоставление некачественной аналитической информации по постановлениям администрации города, которыми утверждены программы, нарушение сроков ее предоставления. «Только активное сотрудничество и согласованность действий всех ответственных исполнителей, соисполнителей муниципальных программ, а также других участников бюджетного процесса способно обеспечить эффективное развитие в городе института муниципальных программ», — резюмировал докладчик.

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА


Поделиться