№ 1 Январь 2015 — 29 декабря 2014

Волгоградская область: потенциал импортозамещения

Версия для печати 3201 Материалы по теме
Развивать мясное животноводство планируется за счет увеличения производства скота на убой в коллективном секторе
Волгоградская область: потенциал импортозамещения

Недавно руководство Волгоградской области заявило о своем желании развивать импортозамещение и о том, что регион готов участвовать в соответствующей федеральной программе. Министр экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области Сергей Игоревич ВЕДЕНЕЕВ рассказал нашему журналу об этих планах.

— Сергей Игоревич, какие отрасли и конкретные производства наиболее интересны с точки зрения развития импортозамещения?

— Среди отраслей промышленности, представленных в Волгоградской области, наиболее перспективными с точки зрения развития процессов импортозамещения являются металлургическая, химическая и машиностроительная. Некоторые ведущие промышленные предприятия области уже включились в работу по импортозамещению. Среди них ЗАО «Газпром Химволокно», ОАО «Каустик», ОАО «Волгограднефтемаш», ЗАО «Волгоградский металлургический комбинат „Красный Октябрь“», ЗАО «Волжскрезинотехника», ОАО «Волтайр-Пром», ОАО «ЕПК Волжский», ОАО «Волжский абразивный завод», ОАО «Электронно-вычислительная техника», ООО «Светозар».

Потенциал Волгоградской области как одного из продовольственных доноров страны достаточно высок. В настоящее время получаемые натуральные объемы производства основных видов продукции растениеводства, то есть зерна и маслосемян, в полтора-два раза превышают объемы внутреннего потребления Волгоградской области. Это позволяет в полном объеме обеспечить потребности региона в семенах, фуражном и продовольственном зерне и реализовывать за пределы области 2–2,5 миллиона тонн, что является солидным подспорьем для хозяйств и «точкой роста» экономики.

И, безусловно, Волгоградский регион — один из лидеров в России по производству овощных культур. За последнее десятилетие мы за счет полуторакратного увеличения посевных площадей под овощные культуры, повышения их средней урожайности до 300 центнеров с гектара добились роста валового сбора овощей в 6,3 раза. География поставок овощных культур расширилась с 35 до 60 регионов России.

— Какие дополнительные возможности перед АПК Волгоградской области открывают введенные Правительством РФ ограничения на продовольственный импорт?

— Согласно принятой государственной программе в 2015 году планируется получить валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в объеме 3,95 миллиона тонн. А к 2020 году данный показатель планируется довести до 4,5 миллиона тонн зерна. По итогам уборки в 2014 году область получила не менее 4 миллионов тонн зерновых.

Другой базовой отраслью сельскохозяйственного производства Волгоградской области является животноводство. Руководство региона ставит задачу до 2030 года в полном объ­еме обеспечить население Волгоградской области продукцией собственного производства. Для повышения уровня продовольственной безопасности области в расчете на душу населения необходимо увеличить производство молока на 24,6 процента, или на 130,4 тысячи тонн (с 529,6 тысячи тонн в 2013 году до 660 тысяч тонн), или 254 килограмма в расчете на одного жителя (при норме 340 килограммов). Производство мяса предстоит увеличить на 47 процентов (до 305 к 2030 году) за счет говядины и птицы.

— За счет каких факторов можно выиграть конкуренцию у иностранных производителей аналогичных товаров?

— Конкурентное превосходство может быть достигнуто за счет обеспечения более высокого уровня потребительских свойств товара, прежде всего достижения лучшего соотношения цены и качества. Агропромышленный комплекс Волгоградской области имеет ряд узких мест, которыми с успехом пользовались импортеры. Это в первую очередь проблемы, связанные с необходимостью круглогодичного обеспечения населения свежими фруктами и овощами, отсутствием достаточных мощностей по переработке и хранению.

Задача обеспечения потребителей овощами и фруктами во внесезонный период может быть решена с помощью строительства новых и реконструкции имеющихся хранилищ плодоовощной продукции, а также ускоренного развития овощеводства защищенного грунта.

Реализация новой, начатой в 2013 году программы по развитию логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции, получившей федеральную поддержку, позволила построить ряд овощехранилищ и довести региональные мощности хранения до 133,6 тысячи тонн. В 2014 году введены в эксплуатацию овощехранилища с объемом хранения 31,3 тысячи тонн. Это даст нам возможность уйти от «серого» рынка (в настоящее время основная часть урожая реализуется прямо с поля по ценам, предложенным перекупщиками), выстроить ценообразование и контролировать объемы продукции, а также обеспечить население нашей области местной продукцией.

Запланирован ряд мер по развитию молочного скотоводства. В частности, это создание сети снабженческо-сбытовых кооперативов с ц­елью увеличения объема и качества заготавливаемого молока от личных подсобных хозяйств. Отмечу, что сегодня ЛПХ производят 454 тысячи тонн молока в год, то есть порядка 85 процентов. Далее, планируется строительство 50 семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (от 75 до 300 коров) с общей суммой инвестиционных вложений 2,5 миллиарда рублей. Это позволит обеспечить рост объемов производства молока на 30 тысяч тонн. Кроме того, будут строиться молочные комплексы от 300 до 1200 коров каждый с приобретением высокопродуктивного поголовья, что даст прирост валового производства молока на 50 тысяч тонн.

Развивать мясное животноводство планируется за счет увеличения производства скота на убой в коллективном секторе (строительство комплексов по производству мяса говядины, свинокомплексов и птицефабрики). Таким образом, мы сможем довести производство скота на убой в живом весе до 305 тысяч тонн, или в расчете на одного жителя 80 килограммов (при норме 75 килограммов).

— Каким образом планируется стимулировать развитие отраслей, приоритетных с точки зрения импортозамещения? Какие механизмы господдержки будут использованы?

— Создание таких инструментов и механизмов — одна из задач, которую призван решить Федеральный закон «О промышленной политике Российской Федерации». Напомню, в настоящее время соответствующий законопроект обсуждается в Государственной думе.

Главный акцент в нем сделан на модернизацию и реиндустриализацию средств производства в таких отраслях, как станкостроение, приборостроение, тяжелое машиностроение, энергетическое машиностроение, радиоэлектроника. Добиться этого планируется с помощью налоговых льгот и специальных контрактов для инвесторов, за счет создания Фонда развития промышленности, снижения ставок по кредитам для промышленных предприятий России до европейского уровня. Подчеркну, что промышленность, наряду с АПК и социальной сферой, входит в число главных приоритетов развития региона, обозначенных губернатором Волгоградской области А. И. Бочаровым.

В сельскохозяйственном комплексе особые ожидания связаны с развитием малых форм хозяйствования — фермеров, семейных животноводческих ферм, сельской кооперации, которым будет предоставляться грантовая поддержка. Начинающие фермеры смогут рассчитывать на гранты в размере 1 миллиона рублей и на едино­временную помощь на бытовое о­бустройство в размере 250 тысяч рублей (за грантовой поддержкой ежегодно обращается более 150 начинающих КФХ). Семейные животноводческие фермы смогут получить до 10 миллионов рублей (за грантовой поддержкой ежегодно обращается не менее 50 КФХ). Гранты будут предоставляться и снабженческо-сбытовым кооперативам с целью увеличения объема и качества заготавливаемого молока от ЛПХ.

Потенциальные возможности развития птицеводства позволяют к 2020 году увеличить и удерживать производство мяса птицы на семи действующих птицефабриках Волгоградской области в 1,6 раза — до 72 тысяч тонн. Роста производства мяса птицы предполагается достичь за счет дальнейшей модернизации технологического оборудования действующих птицефабрик.

— Могут ли предприниматели рассчитывать на какую-либо федеральную помощь в реализации новых проектов?

— В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» правительство Волгоградской области оказывает содействие промышленным предприятиям в подготовке заявок на участие в конкурсном отборе для получения субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности, проведение НИОКР, реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна.

Всего от Волгоградской области направлено пять заявок на общую сумму инвестиций 3,3 миллиарда рублей. Победителями стали два инвестиционных проекта общей стоимостью 821 миллион рублей (ООО «Волга Бас» и ООО «КЗБИ»).

— Развитие импортозамещения предполагает необходимость модернизации существующих производств. Есть ли на это средства? Кроме того, как планируется решать кадровый вопрос?

— В рамках реализации госпрограммы «Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности на 2014–2020 годы» промышленными предприятиями региона реализуются 20 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций в 257,6 миллиарда рублей. Также на территории Волгоградской области реализуются четыре крупных инвестиционных проекта, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в Южном федеральном округе (ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий», ООО «Камышинский текстиль», ООО «ИПГ „Волга Бас“», ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России).

Если говорить о подготовке кад­ров для промышленности региона, то руководство региона постоянно уделяет внимание этому проблемному вопросу.

Госпрограмма, о которой было сказано выше, предусматривает специальный раздел — «Содействие обеспечению субъектов промышленной деятельности квалифицированными кадрами». В его рамках профессиональные образовательные организации формируют структурные подразделения, обес­печивающие практическую подготовку обучающихся на базе предприятий, создается региональный многофункциональный центр прикладных квалификаций, дорабатывается подсистема «Электронный работодатель» автоматизированной системы обработки информации службы занятости населения Волгоградской области.

На территории региона осуществляется реализация проекта дуальной системы образования под эгидой Агентства стратегических инициатив с участием 18 крупных промышленных предприятий области. Среди них ОАО «Волгограднефтемаш», ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «Производственное объединение „Баррикады“», ОАО «Каустик», ЗАО «Газпром Химволокно», ОАО «Центральное конструкторское бюро „Титан“» и другие.

Отмечу, что мы провели работу по определению потребности в рабочих и инженерных кадрах по 40 ведущим промышленным предприятиям области. По нашей оценке, эта потребность составляет 5 тысяч человек до 2017 года. Кроме того, ведется работа по созданию отраслевого регионального центра подготовки кадров (образовательного кластера) для организаций оборонно-промышленного комплекса Волгоградской области.

На выездном совещании Минпромторга РФ, прошедшем в Волгограде 3 сентября 2014 года под председательством министра промышленности и торговли России Д. В. Мантурова, речь шла о возможности более интенсивного развития процессов импортозамещения. Были затронуты и вопросы, требующие внимания на федеральном уровне. Наличие такого формата взаимодействия крайне важно, поскольку позволяет реально обсуждать и решать существующие в Волгоградской области проблемы импортозамещения. Добавлю, что сегодня развитие промышленности в регионе ведется в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного губернатором Волгоградской области и главой Минпромторга России.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

$$
Поделиться