Вфеврале 2015 года на рынке кредитования субъектов РФ объем объявленных аукционов остался практически неизменным — 74,6 миллиарда рублей (в январе 2015 года — 74,5 миллиарда рублей). И тем не менее число несостоявшихся аукционов (менее двух участников) остается на очень высоком уровне — более 95% от общего количества объявленных аукционов.
Также необходимо отметить, что вышел приказ Министерства финансов РФ от 24 февраля 2015 года № 41 «О предоставлении бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита в целях погашения долговых обязательств субъекта РФ в виде обязательств по кредитам, полученным субъектами РФ от кредитных организаций», который является, по сути, исполнением указа президента о снижении закредитованности регионов. В приказе содержится несколько ключевых условий для замещения кредитов кредитных организаций бюджетными, в частности получение кредита именно в 2015 году, привязка ставки контракта к ключевой ставке Банка России и максимальное ее превышение на 1,5%, а также срок свыше одного года. Примечательно, что на момент написания статьи ни одного аукциона, подпадающего под действие приказа № 41, так и не состоялось. И дело здесь не столько в том, что кредиторы не готовы участвовать в аукционах на таких условиях, сколько в отсутствии в Законе № 44‑ФЗ возможности для проведения аукциона со ставкой контракта, привязанной к ключевой ставке Банка России. Поэтому в кратчайшие сроки необходимо вносить изменения в законодательство в сфере государственных закупок.
Всего же за январь — февраль 2015 года на рынке кредитования субъектов РФ и муниципальных образований объявлено аукционов на сумму около 150 миллиардов рублей (что на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Из них 52,7 миллиарда рублей пришлось на аукционы с одним и более участниками, причем в 85% случаев победителем является один из банков «большой тройки» (АО «СМП Банк», Сбербанк и ВТБ). Как показано на рисунке, более 93% аукционов объявлено субъектами РФ. Малое количество тендеров от муниципальных образований объясняется более низкой начальной ставкой, а также повышенными рисками для кредиторов.
Приведенные в статье данные рассчитаны на основе сведений, публикуемых на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru, а также на официальном сайте Банка России www.cbr.ru.
Р. А. ГЛУШКИН, начальник отдела анализа бюджетной системы АО «СМП Банк».