Версия для печати 2270 Материалы по теме
Ирина Александровна Лукина, председатель Комитета финансов города Челябинска
Система аналитического планирования финансовых ресурсов

Автоматизация бюджетного процесса значительно помогает в работе муниципальных финансистов. О плюсах применения программных решений журналу «Бюджет» рассказала председатель Комитета финансов города Челябинска Ирина Александровна Лукина.

— Ирина Александровна, расскажите, пожалуйста, какие процессы помогает обеспечивать «Система аналитического планирования финансовых ресурсов», разработанная и внедренная НПО «САПФИР»?

— «Система аналитического планирования финансовых ресурсов» в Челябинске автоматизирует процесс бюджетного планирования. В этой системе мы полностью формируем проект бюджета, начиная с расчета доходов и предельных объемов бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств и заканчивая готовым проектом решения Городской думы о бюджете. Также в системе автоматизированы процессы формирования сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и кассового плана — инструментов, которые повышают эффективность исполнения бюджета.

Хочу отметить, что система адаптирована не только для консолидации данных, но и трансформации одних и тех же данных в разные формы, что очень удобно для предоставления информации по запросам как руководителей муниципалитета, так и различных органов государственной власти.

— Насколько помогает вам система при переходе на программный бюджет?

— Мы еще не перешли на программную классификацию расходов бюджета, но так называемый программный бюджет у нас уже есть. Бюджет города на 96 процентов сформирован на основании муниципальных программ, их классифицирование было обеспечено с помощью применения дополнительных кодов бюджетной классификации. Но уже сейчас в ДРОНДах наши главные распорядители бюджетных средств пробуют применять программную классификацию, которая используется в федеральном бюджете.

Соответственно, в системе «САПФИР» существует возможность одновременно формировать несколько версий бюджета и применять при этом разнообразную структуру классификаторов. Вариативность применения классификаторов в системе помогла нам подготовиться к переходу на полноценный программный бюджет. Таким образом, в 2016 году при использовании программной классификации бюджета у нас не должно возникнуть сложностей, все механизмы отработаны в системе в оперативном режиме.

— Получилось ли у вас перейти к нормативному методу планирования объема субсидии учреждениям на выполнение муниципального задания?

— Для перехода к нормативному методу планирования объема субсидии учреждению на выполнение муниципального задания нами была проведена большая работа по подготовке нормативной правовой базы и разработке методических рекомендаций, в том числе и нашими главными распорядителями бюджетных средств в отношении своих подведомственных учреждений. В программном комплексе «САПФИР» имеется подсистема, позволяющая применять нормативный метод планирования, и методическую основу мы формировали в ней. Первоначально, конечно, за основу расчета субсидий мы брали параметры бюджета предшествующего периода, и уже в процессе поэтапного внедрения новых механизмов финансового обеспечения главными распорядителями бюджетных средств были определены нормативные затраты для подведомственных учреждений в каждой отрасли.

Однако к 2016 году, реализуя нормы Бюджетного кодекса, соответствующие федеральные органы исполнительной власти должны утвердить общие требования к порядку определения нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг, применяемых при расчете объема субсидии на выполнение государственного или муниципального задания. На основании этих требований нам необходимо будет внести соответствующие изменения в наш порядок расчетов объемов субсидий. Таким образом, окончательный переход к нормативному методу планирования будет завершен только в 2016 году.

— Тем не менее нормативный метод вы уже используете, можно рассказать о результатах его применения? Повысилась ли эффективность расходования бюджетных средств учреждениями?

— Непосредственный контроль за результатами исполнения муниципальных заданий осуществляют главные распорядители бюджетных средств на основании отчетов подведомственных учреждений. У нас в городе установлен порядок предоставления субсидии муниципальным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, в соответствии с которым субсидия перечисляется исходя из объема фактически выполненного муниципального задания. Первоначально учреждению перечисляется аванс в размере, определенном главным распорядителем бюджетных средств, а оставшаяся часть субсидии направляется в течение пяти рабочих дней после предоставления отчета о выполнении муниципального задания за соответствующий период.

Таким образом, в ходе расчета объема субсидии на муниципальное задание за счет выявления неэффективно используемых средств осуществляется оптимизация расходов бюджета по отраслям. Также в связи с увеличением ответственности самого учреждения по своим обязательствам повышается уровень его финансовой дисциплины, что в целом положительно сказывается на эффективности расходования бюджетных средств.

— Ирина Александровна, автоматизация любой работы всегда достаточно затратна. Сложно ли было убедить руководство города и региона в необходимости таких нововведений?

— С нашей стороны никакой аргументации в пользу внедрения программного комплекса не потребовалось. Руководители города прекрасно понимают необходимость автоматизации всех этапов бюджетного процесса. Автоматизация технических операций позволяет повысить скорость и качество работы финансистов, а также производить аналитическую обработку больших объемов информации, что значительно помогает в принятии взвешенных и эффективных управленческих решений. Поэтому руководители и города, и региона поддержали нас в процессе внедрения программного комплекса.

— А что касается самой работы в программном комплексе. Потребовалось ли вам обучать специалистов, создавать новые технические условия?

— Могу сказать, что техническая база для внедрения «Системы аналитического планирования финансовых ресурсов» в муниципалитете уже была. Поэтому в бюджетный процесс Челябинска система была внедрена очень быстро. На первоначальном этапе наши специалисты прошли обучение в НПО «САПФИР», это позволило быстрее освоить все тонкости работы с системой.

В целом система очень удобна и понятна для пользователей, и каких-либо специальных знаний для работы в ней не требуется. НПО «САПФИР» имеет значительный опыт по разработке и внедрению программных комплексов в различных городах России, что позволяет ей предлагать оптимальные решения по функционированию автоматизированных систем. В итоге в Челябинске мы получили программный комплекс, который соответствует индивидуальным особенностям муниципалитета и требованиям органов местного самоуправления.

— Какие же особенности бюджетного процесса Челябинска были учтены в программном комплексе?

— Например, в отличие от Челябинской области и других муниципалитетов в процессе исполнения бюджета вместо предельных объемов финансирования мы применяем инструменты открытия лимитов бюджетных обязательств и кассового плана, которые формируются в порядке очередности расходов, установленной нормативными правовыми актами города. И система позволяет нам это успешно реализовывать.

Еще один момент. Исполнение бюджета у нас происходит на основе программного комплекса другого разработчика, но система «САПФИР» позволяет осуществлять с ним эффективное взаимодействие. Проблем с передачей данных у нас не возникает.

— То есть вы высоко оцениваете эффект от внедрения системы автоматизации?

— Безусловно. Внедрение системы «САПФИР» значительно повысило эффективность управления муниципальными финансами. В рамках системы автоматизируются многие процедуры обработки документов, создается централизованное хранилище информации. Благодаря этому удается в режиме реального времени своевременно влиять на ход бюджетного процесса.

Комментарий

Р. Г. Серазиденов, генеральный директор НПО «САПФИР»

Совершенствование подходов к управлению бюджетом на муниципальном уровне за счет внедрения и реализации механизмов программно-целевого планирования является одной из наиболее значимых задач развития бюджетной системы. Введение этих механизмов позволяет на этапе бюджетного планирования учитывать перспективные потребности социально-экономического развития муниципалитета, создает предпосылки к повышению эффективности бюджетных расходов и является инструментом планирования и оценки деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО


Поделиться