Версия для печати 1905 Материалы по теме
Михайлов Денис Леонидович, руководитель ГБУ «Мосфинагентство»
Приоритет — рыночным инструментам

Руководитель ГБУ «Мосфинагентство» Денис Леонидович МИХАЙЛОВ рассказал о долговой стратегии Москвы и поделился своим мнением о ситуации на рынке заимствований.

— Денис Леонидович, в столице уже действует программа государственных внутренних заимствований на 2015–2017 годы, предполагающая довольно заметные объемы привлечения. Будет ли она как-то корректироваться в связи с изменением экономической обстановки?

— Этот вопрос обычно звучит из уст наших инвесторов — владельцев облигаций, которые в начале каждого года интересуются, будут ли выполнены планы Москвы. Могу сказать, что на 2015 год у нас заявлен план привлечь 112,7 миллиарда рублей. Из них 23,5 миллиарда уйдет на погашение ранее выпущенных облигаций бюджетных кредитов. Однако, как показывает практика, мы никогда не выбираем весь предусмотренный объем займов. В Москве довольно хорошая собираемость налогов, планы по доходам выполняются и перевыполняются. Поэтому потребность в финансировании дефицита бюджета за счет займов, как правило, не возникает.

Мы думаем, что в этом году ситуация также будет позитивной, даже несмотря на негативный внешний фон. Если мы и выйдем на рынок заимствований, то не более чем с 60 миллиардами рублей. Причем занимать планируем на достаточно короткие сроки — на 3–5 лет.

1.png

Рисунок 1. Объем долга Москвы, млрд руб., и долговая нагрузка, % 

— В разное время Москва объявляла несколько выпусков облигаций на сумму более чем 200 миллиардов рублей, которые так и не поступили в обращение. С чем это связано?

— Мы стремились обеспечить себе пространство для маневра. Поскольку процедура регистрации и размещения займов достаточно сложная и к тому же платная, мы старались зарегистрировать наибольшее количество выпусков с разными сроками и процентными ставками по купонам. При указании мэра привлечь ту или иную сумму нам не придется тратить время на регистрацию выпусков. Мы всегда можем доразместить облигации, выбрать тот или иной выпуск.

— Как в целом вы оцениваете то, что сегодня происходит на долговом рынке? Когда можно ожидать улучшения ситуации?

— Мы являемся госструктурой, но, как это ни странно, оцениваем ситуацию даже более пессимистично, чем экспертное сообщество. Прежде всего мы не согласны с мнением о том, что данный кризис чем-то похож на кризисы 1998 и 2008 годов. У него иные причины. Если в 2008 году кризис объяснялся влиянием внешнеэкономических факторов, то сейчас велика роль секторальных санкций, и особенно ограничения доступа к внешним рынкам. К этому добавляется еще и падение цен на нефть. То есть Россия столкнулась с уникальной ситуацией, и у нас нет ощущения, что она в ближайшие годы выправится.

Консенсус-прогнозы ведущих банков и по курсу рубля, и по ставкам на внутреннем рынке, тоже негативны. Как известно, в 2014 году Центробанк пересматривал свою ключевую ставку несколько раз. Это также не добавляет ни уверенности рынку, ни оптимизма иностранным инвесторам. Москва здесь защищена — у нас доля иностранных инвесторов не более пяти процентов, и пока мы не видим, что они выходят из наших бумаг. Тем не менее для иностранного инвестора, который вкладывает валютные активы в рублевые инструменты, ситуация явно неблагоприятная.

— Внешний долг составляет менее 20 процентов общей суммы долга Москвы. Это не так много, но сумма все-таки заметная — в переводе на рубли более 30 миллиардов. Планируете ли вы в дальнейшем прибегать к внешним заимствованиям?

— На 2016 год приходится пик платежей по внешним займам Москвы. Единственный оставшийся еврозаем истекает, и дальнейших планов по привлечению на внешнем рынке у Москвы нет. Внешние займы для Москвы — это открытый валютный риск. Прямых валютных поступлений в бюджет города нет, инструментов хеджирования он тоже не имеет. Поэтому один из постулатов нашей долговой стратегии — занимать только на внутреннем рынке.

— Москва не использует банковские кредиты. Это тоже принципиальная позиция?

— Мы твердо стоим на том, что рыночные инструменты лучше нерыночных. Размещение облигаций — это всегда возможность диверсифицировать держателей, обеспечить наиболее оптимальные условия займа. Мы следим за ситуацией в других регионах и знаем, что многие из них, особенно небольшие субъекты, прибегают именно к коммерческим кредитам. Рынок в этой сфере довольно четко поделен между Сбербанком и ВТБ. Регионы идут на банковское кредитование прежде всего из-за простоты процедуры.

Может быть, для небольших регионов такой путь оправдан, но Москва — это один из крупнейших заемщиков, и система управления долгом у нас сложилась с конца 90-х годов. Мы считаем, что банковский кредит — менее эффективный и более «отсталый» инструмент, чем облигации. К тому же получатель кредита попадает в определенную зависимость от банка: приходя туда за рефинансированием или новыми кредитами, он вынужден соглашаться на высокие ставки. Рыночные инструменты позволяют нивелировать эту проблему.

— Если говорить о субъектах Российской Федерации в целом, то в последние годы в структуре их долга все большую долю занимают бюджетные кредиты. Вы рассчитываете на этот источник?

— Бюджетный кредит — это, конечно, совершенно отдельный инструмент. Он дешевый и достаточно просто оформляется. Москва в конце 2014 года привлекла бюджетный кредит в объеме около 20 миллиардов рублей. В текущем году мы планируем в случае необходимости и привлекать деньги на рынке, и обратиться в Минфин. Но возможности Минфина тоже ограниченны — насколько я знаю, бюджет 2015 года предусматривает бюджетные кредиты на 160 миллиардов рублей для всех регионов. Вряд ли Москва может рассчитывать на значительную часть этих денег.

— Вы упомянули о том, что Мосфинагентство осуществляет мониторинг ситуации в регионах. Какова ваша оценка долговой проблемы в субъектах РФ?

— Мы солидарны с международными рейтинговыми агентствами, которые называют долговую нагрузку регионов одной из основных проблем в сфере государственных финансов. Понятно, что федеральный центр не допустит банкротства регионов. Вместе с тем, анализируя федеральный бюджет, мы не видим источников, за счет которых регионам будут помогать, если они начнут банкротиться или, по крайней мере, не выполнять свои долговые обязательства.

Проблема явно назрела. Как мне кажется, урегулировать ее можно только за счет налоговых маневров или реформирования системы межбюджетных отношений, которая в новых условиях должна работать более эффективно.

— Как вы относитесь к идее создания национального рейтингового агентства?

— Москва работает со всеми тремя крупнейшими международными рейтинговыми агентствами. При этом мы горячо поддерживаем и идею создания национальной рейтинговой системы. Не только Россия, но, как ни странно, и США недовольны рейтинговыми агентствами и даже пытаются судиться с ними, считая, что некоторые их действия неправильны или политизированы. Но другой системы пока нет: все иностранные инвесторы привыкли руководствоваться рейтингами ведущих агентств.

2.png

Рисунок 2. Структура долга Москвы на 1 января 2015 г., млрд руб.

Создание национального агентства должно обеспечить в первую очередь доверие иностранных инвесторов. Без этого его роль будет довольно слабой. Мы знаем, что соответствующие переговоры уже ведутся с Китаем, а в Госдуме находится законопроект о создании такого агентства и регулировании его деятельности. Мы поддерживаем инициативу. Уверен, Москва будет в числе первых, кто захочет получить его рейтинг.

— Что говорят ваши прогнозы о доходах московского бюджета на 2015 год? Ждать ли их сокращения?

— Наши оценки говорят о том, что доходы будут падать. Во-первых, введение института консолидированной группы налогоплательщиков привело к тому, что ряд крупных налогоплательщиков от нас ушел — в частности, в Санкт-Петербург. Во‑вторых, скажется общее ухудшение экономической ситуации. По нашим расчетам, с лагом в шесть месяцев после начала кризиса начнется падение доходов. Прежде всего по НДФЛ, поскольку многие крупные компании сокращают зарплаты и бонусы. Закрывается ряд предприятий малого и среднего бизнеса — соответственно, будет падать и налог на прибыль. Однако мы держим руку на пульсе, и если произойдет недобор по налогам, будем использовать механизм займов.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться