По состоянию на 1 января 2015 года государственный долг Свердловской области составил 49,7 миллиарда рублей. Его структура представлена на рисунке. Понятно, что связанные с государственным долгом платежи равномерно распределены во времени и, без сомнения, подлежат своевременной оплате в обозначенные сроки. Конечно, более привлекательным инструментом является бюджетный кредит в целях частичного замещения долговых обязательств перед коммерческими банками. В этом случае часть дорогих коммерческих кредитов можно заместить более выгодными бюджетными. Таким образом, политика равномерного распределения выплат, а также диверсификации долга позволит избежать стрессовых нагрузок на бюджет при погашении долговых обязательств.
Безусловно, снижение собственных доходов бюджета приводит к необходимости пересмотра политики управления государственным долгом. Практически для всех регионов страны основной задачей на предстоящий период будет снижение рисков потери долговой устойчивости, в первую очередь за счет уменьшения рисков рефинансирования долга, а также диверсификации инструментов заимствований.
Отметим, что в прошлом году уменьшение рисков рефинансирования достигалось преимущественно за счет привлечения в течение финансового года банковских кредитов в рамках возобновляемых кредитных линий. Такая практика заимствований позволила сдержать рост объема государственного долга в течение года и снизить расходы бюджета на его обслуживание более чем на 1 миллиард рублей. Однако увеличение значения ключевой ставки Банка России в декабре 2014 года с 10,5% до 17% годовых привело к значительному удорожанию кредитных ресурсов кредитных организаций и изменению условий кредитования. На сегодняшний день кредитные организации выражают готовность предоставить кредитные средства бюджету Свердловской области только в рамках невозобновляемых кредитных линий.
К необходимости диверсификации портфеля приводит и удорожание кредитных ресурсов — среднерыночная цена предложения в конце декабря 2014 года составляла