Версия для печати 2062 Материалы по теме
Татьяна Владимировна ТЕРСКОВА, первый заместитель министра финансов Оренбургской области
Оптимизация расходов позволит сократить госдолг

Дефицит бюджета Оренбургской области по итогам 2014 года составил 3,04 миллиарда рублей, что в 3,5 раза меньше аналогичного показателя предшествующего года (10,87 миллиарда) и на 62,5% ниже планового показателя (8,1 миллиарда). Отношение дефицита к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений составило 5,1% при максимально допустимых бюджетным законодательством 15%. Все это стало возможным благодаря последовательно проводимой политике приоритизации расходов, повышения доходов и совершенствования управления долгом.

Государственный долг Оренбургской области по сравнению с 1 января 2014 года увеличился на 5,23 миллиарда рублей и по состоянию на 1 января 2015 года составил 29,58 миллиарда, то есть 50,05% годового объема доходов областного бюджета без учета объ­ема безвозмездных поступлений. При этом плановый показатель государственного долга на эту дату составлял 32,15 миллиарда рублей. Структура государственного долга показана на рисунке 1.

терскова1.png

Рисунок 1. Государственный внутренний долг Оренбургской области

Погашение ценных бумаг производится согласно утвержденным графикам, погашение бюджетных кредитов осуществляется на основании соглашений. Самым гибким инструментом финансирования дефицита областного бюджета являются кредиты от кредитных организаций. Возобновляемые кредитные линии удобны тем, что при возникновении потребности в заемных средствах мы их привлекаем и, как только появляются свободные средства, гасим. График погашения государственного долга представлен на рисунке 2.

терскова2.png

Рисунок 2. График погашения государственного долга Оренбургской области в 2015–2020 гг.

Во втором полугодии 2014 года на фоне негативных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов сегмент рыночных заимствований практически закрылся. Резко снизился спрос на ценные бумаги, в том числе субъектов Федерации, что привело к росту ставок по заимствованиям до 13–15%, а в декабре в связи с повышением ключевой ставки размещения даже под такие проценты не привлекали инвесторов.

Размещение облигаций субъектов Федерации является длительным и трудоемким процессом (регистрация в Минфине России, закупочные процедуры по Закону № 44‑ФЗ, выбор оптимального момента для размещения), работа в этом направлении нами ведется, но в условиях финансово-экономической неопределенности и завышенных ставок область пока занимает выжидательную позицию. С банковскими кредитами ситуация еще сложнее, кредитные аукционы срываются из-за отсутствия заявок. Основными игроками на рынке являются банки с государственным участием: Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк. Несмотря на действия Министерства финансов РФ и Банка России по предоставлению ликвидности и докапитализацию, проводимую за счет средств федерального бюджета, банки кредитуют бюджеты субъектов Федерации на неприемлемых условиях: на короткий срок — 1–1,5 года с диапазоном ставок 23–26%.

В 2015 году нами запланирован выпуск государственных облигаций на сумму не более 5 миллиардов рублей. Согласно рекомендациям Минфина России привлечение бюджетных кредитов по беспрецедентно низкой процентной ставке 0,1% годовых не планируется до принятия соответствующего решения на федеральном уровне. Поправками, которые в феврале внесены в закон о бюджете Оренбургской области, дефицит снижен до 4,05 миллиарда рублей в связи с оптимизацией расходов областного бюджета. Это позволит сократить объем заимствований в 2015 году, а значит, и государственный долг.

В конце 2014 года между Министерством финансов РФ и правительством Оренбургской области заключены соглашения на предоставление бюджетных кредитов на финансирование дефицита областного бюджета. Согласно указанным соглашениям к 1 января 2017 года дефицит областного бюджета не должен превышать 10% суммы доходов бюджета региона без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, а доля общего объ­ема долга по рыночным обязательствам, то есть по банковским кредитам и облигациям Оренбургской области, не должна превышать 50% суммы доходов бюджета региона без учета безвозмездных поступлений за 2016 год. Данные требования являются более жесткими, чем установленные бюджетным законодательством, но они будут неукоснительно выполняться.

Основным приоритетом деятельности правительства Оренбургской области является обеспечение стабильности бюджетной системы и повышение инвестиционной привлекательности региона, в том числе при помощи различных долговых инструментов. В связи с этим министерством финансов Оренбургской области в рамках политики стратегического планирования разработаны Бюджетный прогноз области на долгосрочный период до 2030 года и Основные направления долговой политики на 2015–2017 годы, которые станут ориентиром для проводимой бюджетной политики региона.

Поделиться