Сегодня 47-й регион — в лучшем положении среди субъектов Северо-Западного федерального округа по уровню долговой нагрузки. Благодаря эффективной финансовой политике и значительным поступлениям доходов удалось избежать большого объема заимствований в 2014 году. По состоянию на 1 февраля 2015 года государственный долг составил порядка 10 миллиардов рублей при изначально прогнозируемых на начало 2015 года 20 миллиардах. При этом продолжается работа по планомерному сдерживанию роста долговой нагрузки.
В числе ключевых направлений региональной бюджетной политики на 2015-й и на плановый период 2016–2017 годов: поэтапное сокращение дефицита областного бюджета и оптимизация расходов на обслуживание долга. Уже в 2018 году регион собирается выйти на бездефицитный бюджет. В 2015 году дефицит заложен на уровне 8% от собственных доходов (это практически вдвое ниже, чем было заложено при принятии бюджета на 2014 год). Далее планируется ежегодное понижение: в 2016 году — до 6%, в 2017 году — до 4 %, 2018 год — завершить без дефицита. Важная роль в реализации задуманного отведена выполнению Программы эффективного рубля губернатора Ленинградской области А. Ю. Дрозденко, которая была представлена им в декабре 2014 года. Она включает мобилизацию доходов Ленинградской области, инвентаризацию государственного имущества, приватизацию или ликвидацию убыточных госпредприятий, оптимизацию штатной численности госучреждений и др.
Если говорить о нынешней структуре регионального государственного долга, то она оптимальна: удалось диверсифицировать структуру и сроки заимствований. В 2014 году регион погасил десятилетние облигации и приступил к новому выпуску. Сегодня структура заимствований включает в себя кредиты от кредитных организаций, бюджетные кредиты и государственные облигации. Приоритет отдан возобновляемым кредитным линиям, что позволило создать условия для гибкого осуществления заимствований на комфортных для региона условиях.
Одной из эффективных мер по сдерживанию долговой нагрузки муниципальных образований в 2014 году стали бюджетные кредиты, предоставленные региональным правительством из областного бюджета под минимальную ставку — 0,1%. Эти средства были направлены на то, чтобы помочь муниципалам погасить займы, привлеченные ранее от коммерческих банков под ставки от 9 до 12% годовых. От получателя бюджетного кредита требуется соблюдение определенных требований. В частности, сокращать неэффективные расходы, поэтапно снижать дефицит местного бюджета — до 5% к 1 января 2018 года, также муниципальным образованиям запрещается привлекать новые банковские кредиты по коммерческим ставкам на время действия соглашений.
Подготовлено Комитетом финансов Ленинградской области