25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1584 Материалы по теме
Министр финансов Удмуртской Республики Станислав Петрович ЕВДОКИМОВ.
Бюджет 2015 года сохранил социальную направленность

Прошедший 2014 год с экономической точки зрения был непростым для всех регионов России. В Удмуртской Республике фактические доходы бюджета оказались ниже утвержденных законом о бюджете, тем не менее республика была готова к снижению налоговых поступлений. Несмотря на имеющиеся сложности, своевременно профинансированы зарплата и соцвыплаты, практически в полном объеме были профинансированы дорожный фонд и капитальное строительство. Насущные задачи решали за счет перераспределения средств и их экономии. О том, как будет строиться финансовая политика в регионе в 2015 году, журналу «Бюджет» рассказал министр финансов Удмуртской Республики Станислав Петрович ЕВДОКИМОВ.

— Станислав Петрович, бюджет 2015 года принимался в сложных условиях. Каких основных принципов вы придерживались при его формировании?

— С учетом текущей экономической ситуации в России и в Удмуртии, фактического поступления налоговых и неналоговых доходов в 2014 году за основу формирования проекта бюджета на 2015 год был принят консервативный вариант Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2015–2017 годы. Этот вариант значительно отличается от показателей прогноза, на которые мы ориентировались год назад, и потому наши планы и по доходам, и по расходам на 2015 год существенно изменились. Кроме того, мы учли подходы к формированию расходной части федерального бюджета и уточнили приоритеты расходов в республике, скорректировали планы, требующие дополнительных бюджетных расходов, и пересмотрели параметры бюджета на 2015 год, которые были утверждены ранее в бюджете Удмуртской Республики на 2014-й и плановый период 2015 и 2016 годов.

Фактически мы сейчас переходим к новой системе управления регионом. Прошли выборы главы республики, утверждена новая структура органов исполнительной власти. И сегодняшний годовой бюджет является бюджетом переходного периода. Но при этом он целиком и полностью отвечает требованиям, сформулированным в основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2015 год и плановый период, утвержденных указом главы республики А. В. Соловьева. При формировании бюджета на 2015 год была увеличена доля «бюджета развития» в общей структуре расходов бюджета. Хочу отметить, что бюджет формировался с учетом требований соглашения, заключенного республикой с Минфином России о предоставлении кредита из федерального бюджета бюджету республики на замещение коммерческих кредитов. Дефицит бюджета республики 2015 года был снижен до 10 процентов. Таким образом, при прогнозируемых собственных доходах бюджета в 51,7 миллиарда рублей и дефиците в 4,9 миллиарда общая сумма расходов составила всего 56,6 миллиарда рублей.

— Расходы приходится сокращать. За счет чего предполагается оптимизация?

— Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограмм в 2015 году рассчитаны с учетом проведения мероприятий по оптимизации бюджетных расходов. Суть произведенной корректировки состоит в следующем. Во-первых, государственные программы Удмуртской Республики и непрограммные расходы бюджета были объединены в блоки, соответствующие направлениям расходов. Каждая программа была скорректирована на единый процент, установленный для данного блока. Процент корректировки учитывает доходные возможности бюджета, задачи, которые должны быть решены в ходе исполнения бюджета по наращиванию доходной базы, а также обес­печению выполнения социальных гарантий республики. Второй момент — бюджет сохранил свою социальную направленность. На социальные расходы предусмотрено 68,5 процента общего объема расходов бюджета.

Если говорить о сокращении расходов в разрезе отраслей экономики, то в большей степени (13,9 процента) оно коснулось сфер образования, культуры, здравоохранения и социальной политики. Именно в этих отраслях, на наш взгляд, сохранены резервы для оптимизации бюджетной сети и повышения эффективности оказания государственных услуг. Расходы на поддержку реального сектора экономики (сельское хозяйство, транспорт, ЖКХ, энергетика, промышленность) сокращены на 6 процентов. На 1–4 процента сокращены расходы на физическую культуру и спорт, молодежную и национальную политику, охрану окружающей среды, обеспечение занятости населения.

Расходы бюджета Удмуртии в 2015 году

На образование — 15 миллиардов рублей (26,6% расходов бюджета). Основную долю расходов занимают субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию отдельных государственных полномочий в сфере образования — 11,6 миллиарда рублей. Средства будут направлены: на заработную плату учителям и приобретение учебных пособий — 6,2 миллиарда рублей, на заработную плату работникам дошкольных учреждений — 3,9 миллиарда, на содержание специальных (коррекционных) учреждений для воспитанников с отклонениями в развитии — 845 миллионов, на содержание детских домов и школ-интернатов — 563 миллиона и т. д.

На здравоохранение — 9,5 миллиарда рублей (16,8% расходов бюджета).

На культуру и кинематографию — 671,9 миллиона рублей (1,2% расходов бюджета). На празднование 175-летия со дня рождения П. И. Чайковского в 2015 году — 38,8 миллиона рублей, на проведение ежегодного музыкального фестиваля, посвященного П. И. Чайковскому, — 6 миллионов рублей.

На физическую культуру и спорт — 533 миллиона рублей (1% расходов бюджета). В данной сфере основные расходы будут направлены на развитие спорта высших достижений — 305,4 миллиона рублей, на развитие массового спорта и обеспечение населения возможностью для занятий физической культурой и спортом — 34,2 миллиона рублей, в том числе на проведение республиканских сельских спортивных игр — 8,8 миллиона. Кроме того, предусмотрены средства на мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, — 6 миллионов рублей, на развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике — 990 тысяч рублей.

На социальную политику — 9,74 миллиарда рублей (17,2% расходов бюджета). На предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и выплаты социального характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики, — 6,2 миллиарда. Финансирование мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и социальных выплат проводится за счет двух источников: средств бюджета республики и средств федерального бюджета. За счет средств бюджета республики на 2015 год предусмотрено 3,8 миллиарда рублей.

На капитальное строительство — 2,56 миллиарда рублей.

На формирование дорожного фонда — 4,6 миллиарда рублей.

Проведение оптимизационных мероприятий рассматривается нами как потенциальный источник дополнительных бюджетных ресурсов, который мы можем перенаправить на решение не менее острых задач. Например, на строительство и капитальный ремонт объектов социально-культурной сферы, развитие инженерных сетей, создание инфраструктуры.

— Больным вопросом для большинства субъектов РФ является вопрос государственного долга. Как строится долговая политика в Удмуртской Республике? Есть шанс снизить размер госдолга?

— Еще во время предвыборной кампании нынешнего главы республики задача по снижению объема государственного долга, поддержания его на экономически безопасном уровне была названа одной из приоритетных. В апреле 2014 года правительством Удмуртии были утверждены План мероприятий по оздоровлению государственных финансов республики и План мероприятий по сокращению государственного долга. Исполнение этих документов находится под контролем главы Удмуртской Республики. При его активном участии в 2014 году была проведена большая работа в Минфине России по привлечению в республику бюджетных кредитов на замещение ранее взятых коммерческих кредитов. Благодаря поддержке Министерства финансов РФ в республику поступил бюджетный кредит на сумму более 7 миллиардов рублей. Это позволило нам сэкономить на расходах по обслуживанию госдолга более 500 миллионов рублей. Работу по привлечению бюджетных кредитов планируем продолжать и дальше. Выделение бюджетных кредитов на замещение кредитов коммерческих — очень действенная мера по поддержке регионов, разработанная и внедренная Минфином России.

b31846604e19a440683772174d7655dd.png

Глава Удмуртии А. В. Соловьев провел рабочее совещание, посвященное вопросам расходования финансовых средств, выделенных республике из федерального бюджета

Еще одним условием соглашения с Минфином России о предоставлении кредита из федерального бюджета на замещение коммерческих кредитов является наличие разработанной долгосрочной долговой политики, которая уже принята в республике на 2015–2017 годы. Основная задача долговой политики — эффективное управление государственным долгом в целях поддержания его объема на безопасном уровне, минимизация стоимости его обслуживания, формирование структуры долга в оптимальных пропорциях по видам и срокам заимствований.

Несмотря на все принимаемые меры по сдерживанию роста госдолга, реально оцениваемую текущую экономическую и геополитическую ситуацию, кардинально снизить размер госдолга, конечно, не получится. Удмуртская Республика — нефтедобывающий регион, в котором основную долю налоговых поступлений в бюджет республики, в том числе порядка 50 процентов налога на прибыль организаций, обеспечивают крупные предприятия нефтяной отрасли. В 2013 году предприятия нефтяной отрасли уплатили в бюджет республики налог на прибыль в сумме 7 миллиардов рублей. За 2014 год по данным организациям поступление налога на прибыль составило 7,5 миллиарда рублей. В то же время снижение цены на нефть, безусловно, приводит к снижению доходов бюджета республики. Возможны риски недополучения в 2015 году налога на прибыль в объеме 3 миллиардов рублей. В этой ситуации в целях обеспечения сбалансированности бюджета и выполнения в первую очередь социальных обязательств перед населением республика будет вынуждена привлекать заемные средства.

Не могу не отметить, что в ноябре 2014 года Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило Удмуртской Республике долгосрочный рейтинг по заимствованиям на уровне «ВВ-», с прогнозом «Стабильный». Это значит, что в целом агентство не ожидает проблем с рефинансированием долга, поскольку правительство республики заблаговременно привлекает финансовые ресурсы, необходимые для погашения долговых обязательств, принимает меры по сокращению дефицита бюджета и долговой нагрузки.

— К 2016 году Министерство финансов Удмуртской Республики планирует выйти на бездефицитный бюджет. Предполагаете большой рост собственных доходов или это тоже одно из условий соглашения с Минфином России?

— Плановый период проекта бюджета сформирован с профицитом в сумме 4,3 миллиарда рублей на 2016 год и 1,2 миллиарда на 2017 год. Да, это решение, к сожалению, не является свидетельством положительной динамики баланса доходов и расходов, а продиктовано необходимостью выполнения условий соглашения. А именно требованием Минфина России снизить объем рыночных заимствований, которые привлекаются для погашения дефицита бюджета республики, до 50 процентов собственных доходов. Выполнение условий соглашения существенно ограничивает наши возможности по привлечению новых кредитных заимствований. Поэтому в плановом периоде мы заложили превышение доходов над расходами, которое предполагается направить на погашение ранее привлеченных коммерческих кредитов, и к 2017 году выйти на установленный соглашением объем коммерческих кредитов.

Отмечу, что начиная с 2011 года мы утверждаем трехлетний бюджет, но тем не менее ежегодно уточняем параметры планового периода с учетом текущей экономической ситуации, реального поступления доходов в бюджет, изменений бюджетного и налогового законодательства. В связи с этим к обсуждению и уточнению параметров 2016 года, а затем и 2017 года мы обязательно вернемся через год.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно