В налоговой службе подготовка к реализации Федерального Закона №131-ФЗ началась в конце 2004 года с определением порядка информационного обмена между налоговыми органами, разработки проектных решений и создания новых программных продуктов, позволяющих производить обмен информацией, определенной рамками Постановления Правительства № 410. Взаимодействие с финансовыми органами субъектов Российской Федерации осуществляется непосредственно управлениями ФНС России по субъектам РФ, они являются тем самым подразделением, где аккумулируются все информационные потоки по всем налогоплательщикам, сопричастным к уплате налогов с данной территории. Именно в управлениях по субъектам РФ ведется сбор, обработка информации, представление ее в финансовые органы субъектов, а также направление ее в территориальные налоговые инспекции для передачи в муниципальные образования непосредственно или через налоговые офисы. В каждом налоговом управлении по субъектам созданы группы специалистов, которые осуществляют непосредственный контроль за сбором, обработкой и своевременным представлением информации в финансовые органы субъектов и в налоговые инспекции.
Возникают вопросы по получению информации от межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, которые образованы и функционируют непосредственно при ФНС. В установленном порядке не предусмотрено непосредственное взаимодействие этих органов с финансовыми органами. Информация, которая предоставляется сегодня в финансовые органы субъекта, содержит в себе сведения по каждому муниципальному образованию соответствующей территории субъекта.
Для организации взаимодействия налоговой службой был разработан порядок информационного обмена между налоговыми органами для подготовки массива информации о налогах и сборах и представление ее в финансовые органы субъектов федерации и финансовые органы местных администраций. Он был доведен до всех налоговых подразделений еще в марте 2005 года. В соответствии с этим порядком подготовка информационного массива для направления его в финансовые органы субъектов и муниципальных образований происходит в несколько этапов:
1. Первый этап – это информационный обмен между налоговыми органами и участниками информационного обмена. Участниками являются УФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и межрайонные инспекции, расположенные на территории субъектов. Налоговые органы обмениваются информацией, содержащейся в базе данных налоговых органов, расчеты с бюджетом, передаваемые с местного уровня на региональный. В свою очередь, межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а их сегодня функционирует 8, формируют информационный ресурс «Расчеты с бюджетом» по налогоплательщикам, состоящим на налоговом учете в данных инспекциях и передают не позднее 6-го числа месяца, следующего за отчетным, указанные сведения отдельно по каждому субъекту в соответствующие управления ФНС России по месту фактического нахождения организации. Учитывая то, что в соответствии с установленным порядком уплата налога на добычу полезных ископаемых осуществляется по месту нахождения участков недр, передача данных по налогу на добычу полезных ископаемых осуществляется в особом порядке, который позволяет учесть суммы начисленных и уплаченных платежей по НДПИ по месту добычи полезных ископаемых.
2. Второй этап – подготовка информационного массива в управлениях ФНС России по субъектам РФ. Управления по субъектам на основании данных сформированных в информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом», переданного из налоговых инспекций данного региона, а также из информационного ресурса межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам и УФНС России по месту осуществления начисления платежей по месту добычи полезных ископаемых, формирует единый информационный массив о налогах и сборах для представления финансовым органам субъекта РФ и финансовым органам местных администраций.
В целях соблюдения положений Налогового Кодекса РФ, касающихся сведений, составляющих налоговую тайну, информация, предоставляемая финансовым органам субъектов федерации и органам местных администраций, не содержит данных, позволяющих идентифицировать налогоплательщика, то есть такие показатели, как ИНН организации или физического лица, КПП организации, наименование организации или фамилия, имя, отчество физического лица.
3. Третий этап – передача информации финансовым органам субъектов РФ.
Подготовленный таким образом информационный массив в электронном виде передается налоговым управлением по субъекту РФ в финансовый орган субъектов РФ. До 1 января 2006 года данный информационный массив передавался по платежам в целом по субъекту федерации, а с 1 января этого года передается в разрезе каждого муниципального образования.
4. Четвертый этап – передача информации в финансовый орган муниципального образования. Начиная с этого года, мы имеем возможность представлять информацию по каждому муниципальному образованию.
С момента выхода Постановления №410 задается вопрос: «Как будет обеспечено представление сведений по крупнейшим налогоплательщикам, состоящим на учете в Москве?» Постановка на учет в межрегиональные инспекции не изменяет порядка уплаты налогов. Уплаченный в Москве налог в течение суток поступает на счет Казначейства того субъекта, в котором налогоплательщик имеет объект налогообложения или осуществляет свою деятельность. Управление Федерального Казначейства субъекта в течение одного дня перечисляет денежные средства на счет муниципального образования.
Плательщик представляет декларацию в инспекцию по установленному сроку уплаты. Начисленные суммы из декларации в соответствии с разработанным порядком включаются в данные, предназначенные для соответствующего субъекта и муниципального образования. Затем межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам ежемесячно в установленные сроки в электронном виде направляют данные в управление по субъектам РФ. Там данная информация объединяется с информацией по региону, сортируется по муниципальным образованиям, представляется финансовым органам субъекта в разрезе всех муниципальных образований, находящихся на территории субъекта. Информация, которая должна быть направлена для каждого конкретного муниципального образования, отправляется транзитом через территориальные налоговые инспекции и налоговые офисы и передается финансовым органам муниципальных администраций. Электронный документооборот нам позволяет в установленные сроки, а именно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, передавать финансовым органам субъектов и муниципальным образованиям полную информацию о всех начисленных и уплаченных суммах налога.
Таким образом, выполняя этот порядок, муниципальные образования и финансовые органы субъектов располагают данными о начисленных, уплаченных суммах и суммах задолженности, недоимки по всем налогоплательщикам, включая по крупнейшим.
Специальное программое обеспечения, позволяющее обмениваться данными с муниципальными образованиями своевременно прошло успешное апробирование, был осуществлен пилотный проект в 3-х регионах: в Татарстане, Кемеровской и Московской областях. С 1 января этот продукт используется налоговыми органами при формировании направления информационного массива для финансовых органов субъектов и муниципальных образований. Этот программный продукт позволяет использовать его не только налоговыми органами, а также муниципальными образованиями для обработки представленных данных и осуществления информационного взаимодействия в электронном виде. С учетом того, что данный информационный массив содержит информацию по кодам экономической деятельности, кодам бюджетной классификации, категориям плательщика, получение этой информации позволяет финансовым органам самостоятельно производить группировку полученной информации по любым интересующим их признакам. Этот программный продукт размещен на сайте ФНС, а также его можно приобрести.
Серьезные проблемы возникли при решении вопросов обучения налогоплательщиков правильному заполнению расчетных документов. И помимо традиционных методов обучения (стенды в инспекциях, семинары с плательщиками, радио, печать, телевидение, методические пособия) по данным финансовых органов субъектов был создан на федеральном уровне справочник кодов ОКАТО, которые в соответствие с поручением Правительства будут действовать в 2006 году для применения кодов ОКТМО муниципальных образований и реквизитов счетов по учету доходов. Данный справочник размещен на сайте налоговой службы, им могут пользоваться налогоплательщики при оформлении расчетных документов по уплате налогов. В настоящее время проводится работа по дооснащению компьютерной техникой и подключению к глобальной сети каждого налогового офиса. Многое нужно было сделать для обучения специалистов муниципальных образований в рамках требований по информационному взаимодействию после реализации Закона №131-ФЗ. Было проведено большое количество совместных совещаний, семинаров. Обучение специалистов всех уровней налоговых органов по вопросам взаимодействия с финансовыми органами субъектов и муниципальных образований. В каждой налоговой инспекции определены конкретные специалисты по информационному взаимодействию с муниципальными образованиями. В управлениях созданы специальные группы специалистов, которые отслеживают информацию, предоставляемую в финансовые органы субъектов и муниципальных образований на предмет полноты информации, сроков отправки и урегулирование возникающих вопросов технического и методологического характера.
Какие проблемы в организации обмена? Прежде всего, вновь созданные муниципальные образования не имеют квалифицированных специалистов в области бюджетного планирования, владеющих навыками работы с компьютером. Во-вторых, они не обеспечены техникой. Например, протокольным поручением Правительства РФ от 27 июня 2005 года за соответствующим номером было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления до 1 декабря 2005 года создать электронные базы данных и технические условия по их приему и передаче. Еще одна проблема – большинство муниципальных образований не имеют программного обеспечения, позволяющего принимать и обрабатывать информацию от налоговых органов. Так, по информации, которую мы имеем от налоговых управлений по состоянию на 1 апреля текущего года, программные средства имели чуть более 3 тысяч муниципальных образований. Из 25 тысяч муниципальных образований. Большинство муниципальных образований частично оснащены техникой, причем это означает оснащение ранее созданных муниципальных образований на уровне района, города. Есть неплохой пример решения подобных задач – совместно налоговым управлением и финансовыми органами в Кемеровской области, с целью решения проблем подготовки кадров финансовых органов субъекта организовали обучение всего кадрового состава, начиная от главы и заканчивая рядовыми сотрудниками органов местного самоуправления.
Что можно предложить в сегодняшних условиях? Даже при отсутствии в созданных муниципальных образованиях технического обеспечения информационный обмен в электронном виде можно осуществлять через муниципальные районы. При этом ФНС гарантирует, что районы получат полную информацию по каждому муниципальному образованию, расположенному на его территории. Для этого необходимо согласованное решение муниципальных образований, у которых отсутствует техническая возможность приема информации с соответствующим муниципальным районом, что именно туда должна представляться информация, где ее можно просмотреть и получить. Об этом нужно поставить в известность территориальные налоговые органы, и эта работа будет организована. И естественно, по мере технического оснащения вновь образованных муниципальных образований вся информация будет представляться непосредственно им.
Возникают серьезные вопросы, связанные с тем, что в свое время были проведены изменения организационных структур налоговых органов. На месте реорганизованных инспекций созданы обособленные рабочие места, которые осуществляют весь спектр работ, обеспечивающий исполнение налогоплательщиками их обязательств по уплате налогов и сборов и ориентированных, прежде всего, на работу с населением и муниципальным образованием. Поэтому возвращаться к прежней структуре налоговых инспекций в районах-городах мы не будем.
Хотелось бы отметить, что в целях повышения эффективности работы налоговых инспекций, в том числе для исполнения функции взаимодействия, формируется ведомственная сеть. Использование средств телекоммуникации обеспечивает доступ практически по всем информационным ресурсам службы, а также гарантированную передачу данных. Работы по созданию ведомственной сети практически завершены.
Также налоговой службой разработан «налоговый паспорт». «Налоговый паспорт» – это информационно-аналитический инструмент, который позволяет определять налоговую базу на основе оценки развития экономики и прогнозировать доходы по уровням: Российской Федерации, федеральному округу, субъекту РФ. Планируется разработать «налоговый паспорт» для четвертого уровня – муниципального образования. И он может быть эффективным инструментом анализа и прогнозирования экономического развития территорий этих муниципальных образований, оценки налоговой базы. Однако в настоящее время по муниципальным образованиям отсутствуют экономические показатели. Это отмечено и в решении совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными органами государственной власти субъектов РФ от 25 октября 2005 года. В соответствии с распоряжением Правительства от 3 марта 2004 года №307-Р начата работа по созданию «паспорта муниципального образования», который будет содержать социально-экономические показатели территории, информация этого «паспорта» должна стать основным элементом «налогового паспорта». Созданный на основе «паспорта муниципального образования», «налоговый паспорт» позволит производить оценку адекватности экономики поступающим налогам.
Основными налоговыми платежами, которые полностью поступают в бюджеты муниципальных образований, являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.
2005 год был очень тяжелым для подготовки к введению и реализации 31-й главы Налогового Кодекса «Земельный налог». В январе-феврале только 2 или 3 образования из всех занялись подготовкой к введению этого налога.
Эта информация, официально получена. Тогда налоговая служба обратилась с письмом к Министру финансов России с тем, чтобы он обратился в Правительство РФ, к полномочным представителям Президента, к губернаторам и президентам каждого субъекта РФ и убедительно просили их активизировать эту работу. Дважды проводила совещания во всех округах с участием специалистов федерального агентства кадастра объектов недвижимости, федеральной регистрационной службы. Со II полугодия прошлого года принятие нормативных актов органами местного самоуправления стало поступательно идти вперед, и к концу 2005 года практически было полное принятие нормативных актов о введении земельного налога. Многие органы местного самоуправления увязывали введение земельного налога с реализацией Закона №131-ФЗ, хотя это вопросы совершенно самостоятельные. Благодаря совместной работе налоговых и финансовых органов нам удалось принять все нормативные акты, была создана вся правовая база для введения земельного налога, были изданы на федеральном уровне все необходимые документы, формы информационного обмена, формы деклараций, форма сведений, по которой должны муниципальные образования обмениваться о владельцах земельных участков с налоговыми органами.
Однако так сложилось, что федеральная регистрационная служба и ее подразделения на местах имеют данные о правообладателях земельных участков только с того момента, когда начала осуществляться регистрация (практически с 1999 года), а налоги (земельный налог) мы должны предъявить всем. В информационной базе федеральной регистрационной службы, других граждан, юридических лиц нет и быть не может, и законодательство не предусматривает проведение повторной перерегистрации. Поэтому обращение к финансовым органам и муниципальным образованиям, они смогут помочь в решении этого вопроса. Думаю, что совместными усилиями мы решим эту задачу.
Справка "Бюджета"
ГУСЕВ Владимир Васильевич, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы с января 2005 г..
Родился 12 ноября 1945 г.. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета по специальности правоведение в 1969 г. и Академию общественных наук при ЦК КПСС в 1976 г., кандидат экономических наук. Присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации» и награжден орденом «Знак Почета».
Трудовая деятельность с 1963 г. в финансовых органах Архангельской области, а затем Магаданской, в том числе в должности заведующего Чукотским райфинотделом (1970-1974 гг.), заведующего Чукотским окружным финансовым отделом (1975-1980 гг.), заведующего отделом административных и торгово-финансовых органов Чукотского окружкома КПСС (1980-1982 гг.), начальника финансового управления Магаданского облисполкома (1982-1987 гг.). С 1987 г. по 1990 г. первый заместитель Министра финансов Узбекской ССР; с марта 1990 г. начальник Государственной налоговой инспекции Минфина РСФСР; с 1992 г. заместитель Руководителя Государственной налоговой службы РСФСР; с 1993 г. по 1996 г. Руководитель Государственной налоговой службы Российской Федерации в ранге Министра. В 1994 г. присвоен классный чин главного государственного советника налоговой службы. С июня 1997 г. первый заместитель Руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации. С января 1999 г. первый заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам. С января 2005 г. и по настоящее время - заместитель руководителя Федеральной налоговой службы.
Ведет преподавательскую деятельность в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.
Увлечения: лыжи, охота.