Госзаказ — 06 мая 2015

Проблема анонимных обращений при общественном контроле госзакупок: мнение заказчика

Версия для печати 4019 Материалы по теме
Скриншот с сайта «За честные закупки»
Проблема анонимных обращений при общественном контроле госзакупок: мнение заказчика

В июньском номере журнала «Бюджет» будет опубликована статья о проблемах общественного контроля в сфере госзакупок и путях их решения. Материал подготовлен заместителем председателя Государственного комитета республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок — начальником управления организации закупок Еленой Игнатенковой.

В числе проблем, выделенных автором — анонимные обращения. Мы публикуем часть статьи Е. Игнатенковой, посвященную этой теме. В ней автор не только рассказывает о законодательных аспектах, связанных с анонимными обращениями, но и приводит пример из практики своего комитета.

Е. Игнатенкова: Одним из важнейших нововведений Закона № 44—ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стала перестройка всех форм контроля в сфере закупок.

В частности, был создан институт общественного контроля. Однако в законе о контрактной системе имеются некоторые правовые пробелы, не позволяющие в полной мере использовать предусмотренные возможности в части организации общественного контроля.

Суть проблемы

Частью 4 статьи 102 Закона № 44—ФЗ установлено, что «запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан», то есть в соответствии с положениями Закона от 2 мая 2006 года № 59—ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В статье 7 Закона № 59—ФЗ сказано, что в письменном обращении гражданин (а в случае осуществления действий по общественному контролю в сфере закупок — лицо, действующее от имени общественного объединения или объединения юридических лиц) в обязательном порядке указывает «свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату».

Материал Е. Игнатенковой, посвященный проблемам общественного контроля государственных закупок, целиком можно прочитать в июньском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

При направлении обращения в электронной форме, кроме вышеперечисленной информации, указывается адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа.

Заказчик регистрирует, рассматривает и в установленные сроки направляет отправителю обращения ответ на полученный запрос. Непосредственно сам порядок рассмотрения обращений в Законе № 59—ФЗ установлен в статье 11, в соответствии с которой «если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается».

И в данном случае мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, при которой возникает конфликт между ограничениями, наложенными законодательством, и формами реализации общественного контроля, выбранными конкретными общественными объединениями.

Пример из практики

Наиболее наглядно данная ситуация может быть продемонстрирована на конкретном примере. В адрес Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее — Комитет) по электронной почте поступило сообщение о добавлении общественным контролером на сайт проекта Общероссийского Народного Фронта «За честные закупки». zachestnyezakupki.onf.ru закупки с номером извещения 0106200001915000040. В указанном сообщении имеется просьба «отреагировать на добавленный общественным контролером сигнал».

Почему ответа не будет

Причина 1. С одной стороны, при обращении общественных контролеров заказчик обязан отреагировать и рассмотреть обращение в соответствии с положениями Закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Однако, как было указано ранее, статьей 11 Закона № 59-ФЗ установлено: если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес ответ на обращение не дается.

В связи с тем, что сообщение, направленное в адрес Комитета с сайта zachestnyezakupki.onf.ru, не позволяет идентифицировать отправителя, в сообщении отсутствует установленная статьей 11 Закона № 59—ФЗ информация, Комитет не имеет возможности направить ответ на данное обращение.

Причина 2. Кроме этого, Законом № 44—ФЗ установлен запрет на проведение переговоров с участниками закупок, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При проведении электронного аукциона все взаимодействия между участником закупки и заказчиком осуществляются только посредством электронной площадки путем направления запросов о разъяснении положений документации об аукционе.

В рассматриваемом случае не исключен тот факт, что под видом общественного контролера может действовать один из потенциальных участников объявленной закупки, который по тем или иным причинам не желает раскрывать информацию о себе или способствовать разъяснению положений документации, открытому для всех других участников (с опубликованием информации на сайте zakupki.gov.ru).

И, направив какое-либо объяснение по закупке в ответ на обращение, поступившее подобным образом, заказчик может быть в дальнейшем обвинен в нарушении положений статьи 46 Закона № 44—ФЗ, а это, в свою очередь, может привести к признанию такого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) недействительным по иску заинтересованного лица.

Чтобы решить данную проблему

Общественные объединения и (или) объединения юридических лиц при организации различных форм общественного контроля должны тщательно продумывать механизмы реализации контроля, учитывающие все положения законодательства. Например, в рассмотренном случае было бы правильным, если бы все обращения общественных контролеров, которые размещены на сайте zachestnyezakupki.onf.ru, при направлении заказчикам подписывались уполномоченным лицом проекта с указанием всей информации в соответствии с положениями статьи 7 Закона № 59—ФЗ.

Во-первых, это способствовало бы полной реализации положений Закона № 44—ФЗ в части организации общественного контроля в сфере закупок, исключало бы нарушения заказчиков, которые по своему незнанию, неопытности, а иногда и просто из боязни действий общественных контролеров по обжалованию закупки, отвечают на ненадлежащим образом направленные запросы.

Во-вторых, способствовало бы большей ответственности самих организаций, которые занимаются общественным контролем, за действия физических лиц, которые выступают от их имени и пользуются ресурсами данных организаций.

Материал Е. Игнатенковой, посвященный проблемам общественного контроля государственных закупок, целиком можно прочитать в июньском номере журнала «Бюджет». Узнать о подписке на издание можно по ссылке


Поделиться