Версия для печати 1629 Материалы по теме
У государства есть механизмы влияния  на лекарственную политику

Лекарственное обеспечение населения страны — тема животрепещущая, так как касается практически каждого. О том, как будет решаться вопрос о доступности лекарственных препаратов в существующих экономических условиях, а также о мерах, предпринимаемых Министерством здравоохранения РФ для стабилизации ситуации на лекарственном рынке, о проблемах финансирования отрасли рассказала министр здравоохранения России В. И. Скворцова.

Чтобы поддержать стабильное лекарственное обеспечение в стране, Министерство здравоохранения РФ еще в прошлом году разработало целый комплекс мер, направленных на совершенствование не только ценообразования и контроля за ценами на лекарства (за ценами производителей, оптовиков, дистрибьюторов, розничными ценами), но методов закупочной политики. «Это тоже очень важный комплекс организационных мероприятий, который может влиять на доступность и цены на лекарственные препараты», — подчеркнула В. И. Скворцова.

Рассказывая о ситуации с лекарственным обеспечением, министр напомнила, что начиная с 2000-х годов в России внедрен перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Перечень ЖНВЛП, утвержденный распоряжением Правительства РФ, является, по сути, механизмом, который позволяет государству активно регулировать лекарственную политику. Осенью 2014 года Минздрав России совместно с ведущими экспертами переработал критерии формирования перечня ЖНВЛП. Впервые был введен последовательный алгоритм выбора препаратов, основанный не только на клинической эффективности лекарства, но и на ее доказательности, а также на оценке соотношения параметров качества, эффективности и стоимости препарата по отношению к ближайшему аналогу. Заседание экспертной комиссии по выбору препаратов перечня проводилось в открытом режиме, с прямой трансляцией в интернете. Перечень ЖНВЛП был расширен до 608 международных непатентованных наименований. Было дополнительно введено шесть лекарственных форм. В общей сложности, если посчитать все торговые наименования лекарств с учетом многообразия их форм, в перечень вошло более 21 тысячи лекарственных препаратов. «Это беспрецедентно много по сравнению с другими странами», — отметила министр здравоохранения России.

Поводов для паники нет

Что касается цен на лекарства, то, по словам Скворцовой, поводов для паники нет. Благодаря комплексу мер государству удается сдерживать цены на ЖНВЛП. Более того, в марте зафиксировано снижение прироста цен. За первые два месяца текущего года цена на препараты из перечня ЖНВЛП повысилась на 7,5%. Причем основной прирост был в январе. В марте общий прирост цен, по данным Национальной фармацевтической палаты, составил 5,7%.

Результаты ежемесячного мониторинга цен на лекарства, проводимого Росздравнадзором, а также еженедельного выборочного ценового контроля 150 топ-позиций ЖНВЛП и препаратов, не являющихся жизненно важными, показали, что максимальный прирост произошел в низком стоимостном сегменте — на препараты, упаковка которых стоит менее 50 руб­лей. За первые два месяца 2015 года лекарства данного сегмента подорожали на 10,6%. Анализ ситуации показал, что чем дешевле препараты, тем в более высокую группу риска они попали, поскольку их производство оказалось на грани рентабельности. Как отметила Скворцова, для того чтобы предотвратить уход этих значимых для населения препаратов с рынка и сокращение их ассортимента за счет замены дешевых лекарств более дорогими, Министерство здравоохранения РФ выступило с инициативой. Она касается внесения изменений в законодательство, дающих Правительству РФ право в случае необходимости пересматривать предельные отпускные цены на лекарственные препараты нижнего и среднего стоимостного сегмента (из списка ЖНВЛП), вводя разовую индексацию. Правительство получит право индексировать цены на лекарственные препараты нижнего стоимостного сегмента (до 50 рублей за упаковку) на 30%, среднего (от 50 до 500 рублей за упаковку) — на 11,4%. Такая индексация, по мнению министра, позволит отечественному производителю не только сохранить рентабельность на определенном уровне, но и развивать производство.

По словам Скворцовой, Минздраву России предлагали отпустить нижний стоимостный сегмент в открытый рынок, но ведомство на это не пошло. Не пошло обоснованно, поскольку наблюдение за ценами на препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, показало, что их стоимость за три месяца текущего года увеличилась в среднем на 19,6%. Причем цены на лекарства нижнего стоимостного сегмента поднялись на 28%, среднего сегмента — на 18,4%, а дорогие препараты подорожали на 12,6%. Как отметила Скворцова, в ряде регионов зафиксировано, что препараты из дешевого сегмента подорожали в 2–2,5 раза. «Поэтому совсем не контролировать ситуацию невозможно», — считает министр.

Наряду с антикризисными мерами Министерство здравоохранения РФ проводит системную работу по пересмотру подходов к ценообразованию в сегменте ЖНВЛП. Совместно с Федеральной службой по тарифам для российского рынка разработано большое количество новаций, которые в ближайшее время будут рассмотрены правительством. Отдельную работу по оптимизации закупочной политики Минздрав проводит с субъектами РФ.

Также, по словам Скворцовой, Мин­здрав России совместно опять же с Федеральной службой по тарифам большое внимание уделяет совершенствованию методики формирования оптовых и розничных наценок и надбавок, для того чтобы в ценах на лекарства между регионами не было больших различий. При проведении специальных контрольных мероприятий Рос­здравнадзор столкнулся с тем, что в соседних федеральных округах величина надбавок может отличаться в 2–3 раза. Это, по словам министра, нонсенс. И, как правило, такое различие не имеет под собой никаких объективных причин, это лишь субъективные факторы, которые должны быть взяты под контроль.

Кроме того, по словам Скворцовой, ведется постоянный диалог с фармпроизводителями, с аптечным сообществом по вопросу сдерживания цен на ЖНВЛП. «Сотрудники Министерства здравоохранения фактически в еженедельном режиме встречаются с представителями фармрынка в рамках комитетов и рабочих групп, — рассказала руководитель ведомства. — Понимание есть. Потихоньку менталитет меняется».

Говоря о работе отечественных фармпроизводителей, Скворцова отметила, что в целом ее ведомство довольно качеством и ростом количества выпускаемой продукции. Если еще несколько лет назад отечественные производители лекарств порой торопились выпустить свой продукт на рынок, то сейчас все выпускаемые в рамках программы импортозамещения препараты проходят тщательную проверку качества.

Дотации на сбалансированность — здравоохранению

В ходе конференции была затронута проблема недостаточности финансирования здравоохранения в регионах. Министр напомнила, что с 1 января 2012 года на всей территории страны введен единый подушевой норматив финансирования медицинской помощи и сегодня ни в одном субъекте РФ нет дефицита финансирования базовой программы ОМС. Более того, по сравнению с прошлым годом финансирование базовой программы увеличено на 240 миллиардов рублей. В целом подушевой норматив в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи увеличен более чем на 20%, а по базовой программе ОМС — на 18%.

За счет бюджетов регионов сегодня финансируется лечение социально значимых заболеваний (психические заболевания, СПИД, туберкулез, гепатиты и другие инфекционные болезни), а также деятельность ряда медицинских учреждений (например, бюро судебно-медицинской экспертизы, молочные кухни и др.). Когда речь идет о дефиците финансирования здравоохранения, то это как раз касается фрагмента обязательств, регулируемых субъектами РФ, поскольку главная проблема большинства регионов — дефицит их бюджетов.

Уже не первый год на здравоохранение субъекты выделяют меньше средств, чем обязаны по законодательству. В текущем году в своих бюджетах они должны были предусмотреть подушевой норматив финансирования медицинской помощи из расчета не менее 3 тысяч рублей на человека. Однако, по словам Скворцовой, есть регионы, которые заложили суммы на 60% меньше нормы. Безусловно, такое сокращение финансирования негативно сказывается на региональном блоке медицинской помощи.

В минувшем году на одном из совещаний у Президента РФ был озвучен вопрос о необходимости предоставления Минздраву России дополнительных полномочий, в соответствии с которыми субъекты РФ должны будут согласовывать с ведомством свои территориальные программы государственных гарантий. К слову, Минздрав просит об этом полномочии уже не в первый раз. Но тут инициатива была одобрена, и ведомство уже разработало регламент, по которому оно, получая территориальную программу госгарантий, анализирует ее, составляет свод нарушений и представляет его непосредственно губернатору. В свою очередь, субъект составляет план по устранению нарушений, включая устранение дефицита бюджета территориальной программы, который также подписывает губернатор.

Каким образом регион может компенсировать дефицит? По мнению Скворцовой, это можно сделать с помощью приоритизации. «Часть дотаций, которые сегодня территории получают на сбалансированность бюджета, должна быть направлена на финансирование территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», — считает министр.

Поделиться