Лекарственное обеспечение населения страны — тема животрепещущая, так как касается практически каждого. О том, как будет решаться вопрос о доступности лекарственных препаратов в существующих экономических условиях, а также о мерах, предпринимаемых Министерством здравоохранения РФ для стабилизации ситуации на лекарственном рынке, о проблемах финансирования отрасли рассказала министр здравоохранения России В. И. Скворцова.
Чтобы поддержать стабильное лекарственное обеспечение в стране, Министерство здравоохранения РФ еще в прошлом году разработало целый комплекс мер, направленных на совершенствование не только ценообразования и контроля за ценами на лекарства (за ценами производителей, оптовиков, дистрибьюторов, розничными ценами), но методов закупочной политики. «Это тоже очень важный комплекс организационных мероприятий, который может влиять на доступность и цены на лекарственные препараты», — подчеркнула В. И. Скворцова.
Рассказывая о ситуации с лекарственным обеспечением, министр напомнила, что начиная с
Поводов для паники нет
Что касается цен на лекарства, то, по словам Скворцовой, поводов для паники нет. Благодаря комплексу мер государству удается сдерживать цены на ЖНВЛП. Более того, в марте зафиксировано снижение прироста цен. За первые два месяца текущего года цена на препараты из перечня ЖНВЛП повысилась на 7,5%. Причем основной прирост был в январе. В марте общий прирост цен, по данным Национальной фармацевтической палаты, составил 5,7%.
Результаты ежемесячного мониторинга цен на лекарства, проводимого Росздравнадзором, а также еженедельного выборочного ценового контроля 150 топ-позиций ЖНВЛП и препаратов, не являющихся жизненно важными, показали, что максимальный прирост произошел в низком стоимостном сегменте — на препараты, упаковка которых стоит менее 50 рублей. За первые два месяца 2015 года лекарства данного сегмента подорожали на 10,6%. Анализ ситуации показал, что чем дешевле препараты, тем в более высокую группу риска они попали, поскольку их производство оказалось на грани рентабельности. Как отметила Скворцова, для того чтобы предотвратить уход этих значимых для населения препаратов с рынка и сокращение их ассортимента за счет замены дешевых лекарств более дорогими, Министерство здравоохранения РФ выступило с инициативой. Она касается внесения изменений в законодательство, дающих Правительству РФ право в случае необходимости пересматривать предельные отпускные цены на лекарственные препараты нижнего и среднего стоимостного сегмента (из списка ЖНВЛП), вводя разовую индексацию. Правительство получит право индексировать цены на лекарственные препараты нижнего стоимостного сегмента (до 50 рублей за упаковку) на 30%, среднего (от 50 до 500 рублей за упаковку) — на 11,4%. Такая индексация, по мнению министра, позволит отечественному производителю не только сохранить рентабельность на определенном уровне, но и развивать производство.
По словам Скворцовой, Минздраву России предлагали отпустить нижний стоимостный сегмент в открытый рынок, но ведомство на это не пошло. Не пошло обоснованно, поскольку наблюдение за ценами на препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, показало, что их стоимость за три месяца текущего года увеличилась в среднем на 19,6%. Причем цены на лекарства нижнего стоимостного сегмента поднялись на 28%, среднего сегмента — на 18,4%, а дорогие препараты подорожали на 12,6%. Как отметила Скворцова, в ряде регионов зафиксировано, что препараты из дешевого сегмента подорожали в
Наряду с антикризисными мерами Министерство здравоохранения РФ проводит системную работу по пересмотру подходов к ценообразованию в сегменте ЖНВЛП. Совместно с Федеральной службой по тарифам для российского рынка разработано большое количество новаций, которые в ближайшее время будут рассмотрены правительством. Отдельную работу по оптимизации закупочной политики Минздрав проводит с субъектами РФ.
Также, по словам Скворцовой, Минздрав России совместно опять же с Федеральной службой по тарифам большое внимание уделяет совершенствованию методики формирования оптовых и розничных наценок и надбавок, для того чтобы в ценах на лекарства между регионами не было больших различий. При проведении специальных контрольных мероприятий Росздравнадзор столкнулся с тем, что в соседних федеральных округах величина надбавок может отличаться в
Кроме того, по словам Скворцовой, ведется постоянный диалог с фармпроизводителями, с аптечным сообществом по вопросу сдерживания цен на ЖНВЛП. «Сотрудники Министерства здравоохранения фактически в еженедельном режиме встречаются с представителями фармрынка в рамках комитетов и рабочих групп, — рассказала руководитель ведомства. — Понимание есть. Потихоньку менталитет меняется».
Говоря о работе отечественных фармпроизводителей, Скворцова отметила, что в целом ее ведомство довольно качеством и ростом количества выпускаемой продукции. Если еще несколько лет назад отечественные производители лекарств порой торопились выпустить свой продукт на рынок, то сейчас все выпускаемые в рамках программы импортозамещения препараты проходят тщательную проверку качества.
Дотации на сбалансированность — здравоохранению
В ходе конференции была затронута проблема недостаточности финансирования здравоохранения в регионах. Министр напомнила, что с 1 января 2012 года на всей территории страны введен единый подушевой норматив финансирования медицинской помощи и сегодня ни в одном субъекте РФ нет дефицита финансирования базовой программы ОМС. Более того, по сравнению с прошлым годом финансирование базовой программы увеличено на 240 миллиардов рублей. В целом подушевой норматив в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи увеличен более чем на 20%, а по базовой программе ОМС — на 18%.
За счет бюджетов регионов сегодня финансируется лечение социально значимых заболеваний (психические заболевания, СПИД, туберкулез, гепатиты и другие инфекционные болезни), а также деятельность ряда медицинских учреждений (например, бюро судебно-медицинской экспертизы, молочные кухни и др.). Когда речь идет о дефиците финансирования здравоохранения, то это как раз касается фрагмента обязательств, регулируемых субъектами РФ, поскольку главная проблема большинства регионов — дефицит их бюджетов.
Уже не первый год на здравоохранение субъекты выделяют меньше средств, чем обязаны по законодательству. В текущем году в своих бюджетах они должны были предусмотреть подушевой норматив финансирования медицинской помощи из расчета не менее 3 тысяч рублей на человека. Однако, по словам Скворцовой, есть регионы, которые заложили суммы на 60% меньше нормы. Безусловно, такое сокращение финансирования негативно сказывается на региональном блоке медицинской помощи.
В минувшем году на одном из совещаний у Президента РФ был озвучен вопрос о необходимости предоставления Минздраву России дополнительных полномочий, в соответствии с которыми субъекты РФ должны будут согласовывать с ведомством свои территориальные программы государственных гарантий. К слову, Минздрав просит об этом полномочии уже не в первый раз. Но тут инициатива была одобрена, и ведомство уже разработало регламент, по которому оно, получая территориальную программу госгарантий, анализирует ее, составляет свод нарушений и представляет его непосредственно губернатору. В свою очередь, субъект составляет план по устранению нарушений, включая устранение дефицита бюджета территориальной программы, который также подписывает губернатор.
Каким образом регион может компенсировать дефицит? По мнению Скворцовой, это можно сделать с помощью приоритизации. «Часть дотаций, которые сегодня территории получают на сбалансированность бюджета, должна быть направлена на финансирование территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», — считает министр.