Правительство утвердило федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы. Соответствующее постановление опубликовано на сайте кабмина.
Отмечается, что ФЦП развития образования на 2016–2020 годы предусматривает проектно-целевой подход в отличие от классического программно-целевого подхода, который применялся в предыдущей ФЦП (2011–2015 годы).
Концепция программы была утверждена распоряжением Правительства от 29 декабря 2014 года №2765-р. Государственным заказчиком и координатором программы является Минобрнауки России.
Прогнозируемый общий объем финансирования программы – более 112 млрд рублей.
На что направлена программа
Задачи программы: создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи.
Программа предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики и формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Предполагается, что в ходе реализации программы будет сформирована сеть вузов, включая многопрофильные университеты, ориентирующиеся на ключевые отрасли региональных экономик. В сеть войдет 60 университетов.
Также будут внедрены новые федеральные стандарты для высшего и среднего профессионального образования, созданы ресурсы и программы для учащихся образовательных организаций, сделаны шаги по стимулированию частных инвесторов, участвующих в строительстве помещений для детских садов.
В субъектах на базе ведущих профессиональных образовательных организаций планируется создать ресурсные учебно-методические центры по обучению для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Также программой предусмотрены следующие задачи:
- разработка правовых и финансовых механизмов реализации инновационных моделей образовательных организаций;
- создание сети региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники
- строительство объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры;
- восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов;
- подготовка не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам;
- разработаны российские инструменты оценки качества образования, конкурентоспособные на международном рынке (не менее пяти);
- внедрение во всех субъектах Федерации системы контроля качества среднего профессионального и высшего образования;
- создание системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- модернизация инструментария статистического наблюдения в сфере образования.
Основные инструменты программы
В программу включены комплексные проекты по созданию и внедрению новой структуры (модели) вузов, модернизации технологий заочного образования, переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками и в ряде других сфер.
Кроме того, документом предусмотрены субсидии из федерального бюджета субъектам РФ. Цель трансфертов - повышение качества и конкурентоспособности российского образования, трансляция и внедрение новых моделей и механизмов образовательной среды, распространение структурных, содержательных и технологических инноваций.
Ожидается, что при выполнении программы особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности экономики образования.
Эффективность реализации мер будет определяться на основе системы целевых индикаторов и показателей. Они позволят оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития образования. Они также позволяет определить влияние мер на социально-экономическое развитие России.