Версия для печати 9460 Материалы по теме
Татьяна Нестеренко
Из 15 лет существования Казначейства России Татьяна Геннадьевна Нестеренко руководила им почти 10 лет – с января 1998 г. по сентябрь 2007 г. 10 лет – это очень значительный отрезок времени не только для человека и организации, но и для страны в целом. Тем более что это было время больших перемен. Татьяна Геннадьевна поделилась с нашим корреспондентом некоторыми воспоминаниями о своей работе в Казначействе.

– Татьяна Геннадьевна, в 1998 г. Вы стали руководителем Главного управления Федерального казначейства, сменив на этом посту Александра Васильевича Смирнова. Что повлияло на Ваше решение занять это кресло?

– Наверное, логичнее было бы спросить тех, кто предложил мне занять это кресло, – что повлияло на их выбор? Самовыдвижения на такие должности не бывает. Карьерные изменения, как и многие другие, в жизни любого человека происходят в результате множества факторов, которые зачастую мы сами не можем ни распознать, ни объяснить. Это и есть, наверное, судьба.

Моя судьба неразрывно связана со сферой публичных финансов. После института я работала на разных должностях в райфинотделе, затем была руководителем Финансового управления Чукотского автономного округа. Сама на протяжении многих лет составляла, исполняла, проверяла и отчитывалась об исполнении различных бюджетов – от бюджета сельсовета до бюджета субъекта РФ. Так что практический опыт у меня был, а работа в российском парламенте дала мне важный политический опыт.

Хотя, признаюсь, в момент, когда тогдашний министр финансов Михаил Михайлович Задорнов сделал мне это кадровое предложение, я испытала шок. Такая ответственность! Страшно не справиться. Если бы не настойчивость Михаила Михайловича, я бы ни за что не согласилась.
Вот так и бывает: какой-то случай или какой-то человек вдруг меняют течение жизни.

– С чем Вы столкнулись? Что было самым сложным в период Вашей работы в Казначействе?

– Важно подчеркнуть, что я стала руководителем Федерального казначейства тогда, когда основные политические решения, связанные с созданием института казначейства, были уже приняты: были изданы соответствующие указы Президента РФ и постановление Правительства РФ. В Бюджетном кодексе РФ был законодательно закреплен принцип казначейского исполнения бюджета. Таким образом, первые – сложнейшие – шаги к созданию современной системы исполнения бюджета были сделаны. Кстати, будучи членом Бюджетного комитета Государственной Думы и работая над Бюджетным кодексом РФ, я и представить себе не могла, что самой его придется и исполнять.

С чем я столкнулась, когда стала руководителем Федерального казначейства? Конечно, проблем хватало, но самым тяжелым было полное расстройство финансовой системы. Год моего назначения на должность – 1998 г. Это печально известный год, с отказами от оплаты обязательств, дефолтом и т.д. Налоги платили товарами, в расчетах превалировал бартер, «живые деньги» в казну текли тоненькими ручейками, да и те сразу же распределялись по счетам бюджетополучателей, поскольку единого казначейского счета еще не было. Каждый рабочий день начинался с получения банковской выписки, над которой можно было только рыдать.

В приемной были толпы – и не просителей чего-то сверхъестественного, а тех, кто не мог получить финансирование, предусмотренное законом, чтобы купить продовольствие для солдат, выдать зарплату учителям, врачам…

Выкручивались, как могли, хотя часто приходилось говорить, что денег не будет ни сегодня, ни завтра. В тот момент я сконцентрировала и свои усилия, и усилия всего центрального аппарата казначейства не на поиске «живых денег», а на срочном создании инструментария, который обеспечил бы безусловное исполнение всех денежных обязательств Российской Федерации.

Не вдаваясь в подробности, замечу, что в результате разработанных и внедренных казначейством процедур по учету и распределению в бюджеты бюджетной системы доходов от уплаты налогов и сборов практически прекратилась практика уплаты налогов и сборов в товарной форме, и это сразу улучшило состояние счета федерального бюджета. Кроме того, мы постарались закрыть все счета участников бюджетного процесса в кредитных организациях и открыть им лицевые счета к единому казначейскому счету. Описанные действия позволили наполнить счет федерального бюджета, и очереди в приемной ушли в прошлое, поскольку все заранее знали, в какой день и какую сумму они получат со счета Федерального казначейства.

Второй проблемой, которую требовалось немедленно устранить, было практически полное отсутствие нормативных документов, регулирующих бюджетный процесс. Даже инструкцию по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, Верховный суд России своим решением от 30 июля 1998 г. признал незаконной (недействующей) со дня ее издания. Как в таких условиях работать? Да, был Бюджетный кодекс РФ, но он, во-первых, вступал в силу только с 2000 г., а во-вторых, описывал общие правила и нормы. Вся нормативная база России в тот момент регулировалась в основном или телеграммами, или письмами за подписью одного-двух чиновников. Не было ни системы нормативного регулирования, ни понимания, как каждое конкретное правило вписывается в общую логику правовой системы, не противоречит ли соответствующая норма Гражданскому кодексу РФ, Налоговому кодексу РФ и т.д. Это означает, что бюджетная система страны в те годы работала несинхронно. Процветало местничество: в каждом регионе, а иногда и просто в бюджетном учреждении устанавливались свои правила, внедрялись свои методы и правила работы. А работа с публичными финансами должна основываться на четко определенных инструкциях. Причем прописать в инструкциях все нужно так, чтобы нормативные требования можно было исполнить, проверить и в конечном счете составить отчет об исполнении как бюджета отдельного публичного правового образования, так и отчет об исполнении консолидированного бюджета государства, а это, поверьте, невозможно сделать, если нет единых правил для всех участников бюджетного процесса.

Решали мы эту проблему путем очень напряженной работы методологического совета при Главном управлении Федерального казначейства и всего центрального аппарата Федерального казначейства, а также путем вовлечения в процесс создания нормативных документов сотрудников наших территориальных органов. Сейчас, наверное, трудно представить, как работали финансисты без многих известных инструкций Минфина России, но было и такое время. Слава Богу, мы его пережили.


Казначейство – одно из важнейших звеньев исполнения государственных решений.
Алексей Кудрин
Коллегия Министерства финансов РФ
20 февраля 2007 г.



– Татьяна Геннадьевна, как Вас встретил коллектив Казначейства?

– Создание команды – это третья проблема, решать которую трудно любому руководителю. Коллектив, куда я пришла со стороны, мне кажется, встретил меня настороженно.

И это естественно, ведь сотрудники пережили тяжелейшие времена со своим первым руководителем, Александром Смирновым: ведь это безумно трудно – начинать новое дело, быть первым.

Разное бывало… Что теперь вспоминать. Работать приходилось практически сутками, вникать в мельчайшие детали, создавать сложнейшие документы. Руководителем Казначейства меня назначили под Старый Новый год – 13 января 1998 г., а первое воскресенье, когда я позволила себе не пойти на работу, я и сейчас помню – это было 26 мая 1998 г. (Кстати, суббота у меня до сих пор любимый рабочий день: реже звонит телефон, можно сделать все, что не успела за неделю, короче говоря – спокойно поработать.)

Я не стала никого увольнять. Мне самой необходимо было научиться работать со сложившимся коллективом. И я прекрасно понимала, что никто не сможет внушить к тебе уважение, сделать тебя руководителем – только ты сам.

Первые дни и месяцы работы – прекрасная школа и прекрасная возможность для закалки духа. Именно тогда я научилась преодолевать любые барьеры, собственным примером, силой убеждения и энтузиазмом вовлекать людей в новые проекты и вести их за собой. Чего у меня не было никогда – так это потребности в личной преданности сотрудников. Достаточно, чтобы сотрудники были преданы своему делу. Такое качество у моих коллег, безусловно, было, поскольку, повторю, это был коллектив первопроходцев.

А если человек сам что-то создал, он будет искренне заинтересован в своем детище.

Уже на первых совещаниях я заметила, что мы вроде говорим об одном и том же, но по-разному понимаем даже смысл употребляемых терминов. Сейчас смешно вспоминать, но для того, чтобы научиться говорить на одном языке, нам пришлось создать маленький рабочий словарь.

На первых порах все проекты докладов моих коллег мы обсуждали в узком кругу у меня в кабинете – что говорить, как говорить, каждую позицию согласовывали, – и только потом они выступали на совещаниях и коллегиях. Эта работа заняла почти два года. Зато теперь, когда выступает любой из сотрудников Казначейства, я могу только радоваться тому, как мы понимаем друг друга, насколько профессионально и по делу говорим.

Эти проблемы в период становления и укрепления Федерального казначейства мы решили достойно и, учитывая масштаб, очень быстро. И поняли, что настала пора сделать следующий шаг.

– Что это был за шаг?

– Проект модернизации системы Казначейства, поддерживаемый Всемирным банком. Это действительно важнейший этап в жизни Казначейства. Он занял много лет – начался с постановки задач и институционального обзора сложившейся к тому времени системы и продолжается до сих пор. При этом нужно было, не прекращая работу над техническим заданием сложной информационной и телекоммуникационной системы, опережающими темпами создавать новую нормативную базу под современную систему казначейства. В результате мы пришли к выводу, что без существенных реформ в бюджетной сфере система казначейства не может добиться такой степени эффективности, которая отвечала бы современным вызовам.

Сотрудники Федерального казначейства были не только инициаторами, но и авторами многих направлений бюджетных реформ: изменения бюджетной классификации, инструкции по бюджетному учету. Некоторые главы Бюджетного кодекса в том виде, в котором он действует сейчас, – плод труда сотрудников Федерального казначейства. Минфин России в лице Татьяны Голиковой и Алексея Лаврова по всем направлениям бюджетных реформ уточнял позицию тех, кто в дальнейшем будет реализовывать большую часть законодательных норм. Думаю, именно сплоченность команд Минфина и Казначейства позволила в столь короткие сроки сделать так много в сфере публичных финансов России. Минфин дал нам почувствовать себя соавторами реформ. Дальше казначеев уже не требовалось подталкивать: ведь люди обычно поддерживают то, что помогали создавать, и не признают изменений, если они не участвовали в их обсуждении.

– Но ведь функции руководителя не исчерпываются решением глобальных задач. Я знаю, что в Казначействе создана и четко работает система взаимопомощи…

– Конечно. Казначейство – это огромный коллектив, причем это не только центральный аппарат, но и более 55 тыс. человек по всем регионам России. Везде есть люди со своими проблемами и бедами: у кого-то ребенок заболел, у кого-то муж погиб… Для многих единственная надежда – позвонить в Москву: а вдруг помогут? И это самое тяжелое в работе руководителя – столкнуться с горем реальных людей, особенно если, не дай Бог, у тебя нет возможности им помочь. Разумеется, мы старались поддержать сотрудников, попавших в трудную жизненную ситуацию, делали это, что называется, «всем миром».

Кроме того, мы гордимся системой взаимовыручки, которая сложилась у нас в территориальных органах. Она никак не формализована, но если у кого-то возник сбой в работе системы или другие сложности, в это управление сразу приедут сотрудники из ближайших УФК, помогут, поделятся опытом. Но такие сбои сейчас очень редки. Чаще коллективы территориальных органов встречаются в рамках региональных рабочих групп, обсуждают насущные проблемы, разрабатывают предложения по внесению изменений в нормативные акты и присылают их в центральный аппарат Федерального казначейства.

По моему мнению, в Казначействе очень хороший коллектив. Грамотные специалисты, уверенные в значимости и востребованности своей работы для Отчизны.


Федеральное казначейство и есть та система, которая позволяет довести каждую копейку бюджетных средств от налогоплательщиков к получателям.
Алексей Кудрин
Встреча с Президентом России
28 июля 2007 г.



– Казначейство славится своей работой с молодыми специалистами.

– Это целый проект, выполнение которого, я уверена, будет продолжено и новым руководителем Федерального казначейства. Руководитель должен использовать любые инструменты и возможности, не побоюсь громкой фразы, для становления гражданского общества в России. Мне часто говорят: «Зачем Вы так усердствуете, ночами сидите, придумываете для молодых сотрудников все эти игры, тренинги, они же потом уйдут из казначейства – на другие зарплаты, за другими возможностями». «А куда они уйдут? – отвечаю я. – В другую организацию? Но ведь они останутся в России». Я не смогу повлиять на воспитание миллиона молодых граждан, но если со мной рука об руку работает более 55 тыс. человек, из которых минимум 30 тыс. молодежи, и если я могу научить их чему-то, я буду это делать. Они навсегда запомнят наши дискуссии, размышления о будущем, об истории, о том, что такое достоинство, репутация, как добиваться поставленной цели, как можно быть первым, не унижая соперника, как важно анализировать пройденный путь и не повторять сделанных ошибок.

Вы не представляете, какие методы мы изобретаем для работы с ними, как провоцируем их на творчество. Ведь можно сделать фотовыставку административными методами, а можно кинуть клич среди коллег. И оказывается, что вокруг столько творческих личностей, столько талантливых фотохудожников! И выставка – вот она, приходите, смотрите. А еще будет фотоальбом, пишется летопись. В нескольких региональных казначействах есть даже свои театры.

Знаете еще, почему это важно? Чем дальше, тем больше профессионал будет отдаляться от эмоций и творчества. Так развивается мир. И я сама, руководя Казначейством, стремилась расписать любую процедуру на элементарные составляющие и технические регламенты, чтобы никто даже не задумывался, какую кнопку нажать, чтобы все делалось автоматически, чтобы кругом был аудиторский след, чтобы и каждый человек, и вся система работали максимально четко. А куда девать потребность человека в творчестве, в самовыражении? Да, сейчас появилось много танцевальных школ, фитнес-центров и пр., но они не всем по карману. Значит, надо самим что-то придумывать – писать песни для концертов, ставить любительские спектакли. Это нужно для того, чтобы человек при нашей работе оставался человеком. Благодаря такой молодежи у России будет большое будущее.

– Я наслышана о семинарах, которые Казначейство организовывает для молодых специалистов…

– Да. Семинары, тимбилдинги проходят везде – от Мурманска до Хабаровска. Мы проводим и центральные мероприятия, набираем сборные команды. На семинарах я сама в течение трех-четырех часов выступала перед молодыми ребятами, только что пришедшими к нам, рассказывала им о бюджете, о бюджетной системе. Кроме меня лекции им читают лучшие специалисты Казначейства. А семинары мы предпочитаем игровые, например даем задания в виде нормативного документа с ошибками, которые нужно найти. КВН проводим тоже с профессиональным уклоном. Придумать можно много. Я, например, сама написала игру «Остров сокровищ», которая должна стимулировать ребят изучать Бюджетный кодекс РФ. Игра элементарная: плывет корабль, и на каждом отрезке его пути возникают вопросы из Бюджетного кодекса и три ответа, найдешь правильный – можешь двигаться дальше. И цель была достигнута: руководители УФК потом по секрету сообщали мне, что ребята до пяти утра сидели и учили Бюджетный кодекс. Ну как же, ведь заявлено, что модератором семинара будет сама Нестеренко. Молодежь – это такой податливый материал, только с ним надо работать, не жалея, тратить время и силы.

– Будет ли продолжена эта работа?
– Я уверена в этом. Во-первых, ребята уже почувствовали вкус к творчеству и теперь не дадут руководству покоя. Эти мероприятия стали традиционными, а отменить традицию очень трудно. Во-вторых, так сложилось, что Казначейство – это большая семья, и его руководители не были ни равнодушными людьми, ни временщиками. Александр Васильевич Смирнов, первый руководитель, до сих пор не выпускает Казначейство из вида, интересуется нашей жизнью; я столько сил отдала развитию и становлению этой системы, так полюбила всех, с кем мне посчастливилось за это время вместе работать, что просто не представляю себе жизни без них. Да и в силу новых должностных обязанностей я продолжаю координировать работу Федерального казначейства. Теперь эстафету принял Роман Евгеньевич Артюхин, для которого, я уверена, Казначейство – это все.


Блиц-опрос
– Какую роль в Вашей жизни сыграла работа в Федеральном казначействе?

– Насчет роли не знаю. Но это самое трудное и самое интересное время в моей жизни.
– Как бы Вы продолжили фразу «Казначейство – это…»?
– …это то, чем я могу гордиться.
– В этом году Федеральное казначейство отмечает свое 15-летие. Что бы Вы хотели пожелать коллегам в связи с юбилеем?
– Я хочу пожелать им того, что желаю всем и всегда, и себе в том числе: чтобы они ощущали свою востребованность в работе, в личной жизни, чувствовали, что нужны настолько многим, что даже умереть некогда.



Справка «Бюджета»
Татьяна Геннадьевна НЕСТЕРЕНКО, заместитель министра финансов РФ

Родилась 5 августа 1959 г. во Владивостоке.
В 1981 г. окончила Хабаровский институт народного хозяйства, специальность «Финансы и кредит». Кандидат экономических наук.
1981–1984 гг. – экономист по финансированию народного хозяйства финансового отдела Анадырского райисполкома Чукотского автономного округа.
1984–1989 гг. – ревизор, инспектор по бюджету, заместитель заведующего, начальник инспекции по бюджету Анадырского райфинотдела Чукотского автономного округа.
1989–1991 гг. – заведующий финансовым отделом Чукотского окрисполкома (Анадырь).
1991–1994 гг. – заместитель главы администрации, начальник финансового управления администрации Чукотского автономного округа (Анадырь).
1994–1998 гг. – депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
1998–2004 гг. – заместитель министра финансов РФ – начальник Главного управления Федерального казначейства, с 28 августа 2004 г. – член коллегии Минфина России.
С мая по декабрь 2004 г. – директор Департамента – Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
2005–2007 гг. – руководитель Федерального казначейства (Казначейства России).
С сентября 2007 г. по настоящее время – заместитель министра финансов РФ.
Награждена орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетной грамотой Правительства РФ. Имеет благодарность Президента РФ, Правительства РФ, министра финансов РФ. Заслуженный экономист РФ.


Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Источник: © Бюджет, 2007, № 12
Поделиться