Версия для печати 1575 Материалы по теме

За четыре месяца текущего года поступления налоговых и ненало­говых доходов областного бюджета Ростовской области превысили запланированный объем и дос­тигли 31,4 миллиарда рублей. Обеспечена позитивная тенденция роста поступлений.

В январе — апреле 2014 года рост составлял 5,4%, в январе — апреле 2015-го он увеличился до 6% к аналогичному периоду предыдущего года. Об основных направлениях бюджетной политики региона, позволяющей и в кризис показывать хорошие результаты, рассказывает заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов Лилия Вадимовна ФЕДОТОВА.

— В 2014 году Ростовская область по объему собственных доходов заняла 14-е место среди российских регионов. О чем говорят промежуточные итоги 2015 года? Какие меры принимаются в регионе для недопущения падения собственных доходов?

— Мы подошли достаточно взвешенно к формированию собственных доходов областного бюджета 2015 года. Чтобы исключить влияние негативных факторов, доходы были запланированы максимально реалистично, на основе консервативного варианта развития экономики. Текущая ситуация подтверждает правильность выбранной стратегии.

Тем не менее 2015-й, как и все предыдущие годы, мы обязаны пройти с динамикой роста. Основой устойчивости является разнообразие отраслей экономики, значительный ресурсный потенциал, которым располагает область. Предпринимаются меры поддержки товаропроизводителей, малого и среднего бизнеса. Созданы все условия для привлечения инвестиций. Принимаемые меры являются серьезным заделом для дальнейшего позитивного развития и расширения налогоемкости экономики. Для повышения поступлений собственных доходов реализуются мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики. План мероприятий утвержден распоряжением Правительства Ростовской области от 14 ноября 2013 года.

На максимальное вовлечение недоимки в налоговый оборот направлена работа координационных советов, созданных при Правительстве Ростовской области и администрациях муниципальных образований, с участием представителей федеральных служб. Проводится ежегодная оценка эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области. Очередные результаты будут рассмотрены на заседании правительства области в июне 2015 года.

— Насколько остро в регионе стоит вопрос оптимизации расходов? В чем вы видите ресурс для оптимизации? Какие меры проводятся для повышения эффективности бюджетных расходов?

— При формировании областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов были приняты упреждающие меры с целью повышения его надежности и устойчивости. В целях адаптации к экономической реальности приняты достаточно жесткие решения — сокращены регламентные расходы при сохранении приоритетных инвестиционных. Проведена серьезная оптимизация и переструктуризация действующих расходных обязательств, ресурсы перераспределены на решение наиболее важных задач социально-экономической политики Ростовской области без сокращения социальных обязательств. По отдельным направлениям осуществлено сокращение ранее запланированных непервоочередных расходов от 2 до 50 процентов.

Планирование бюджетных инвестиций осуществлялось только по объектам, по которым имелась проектно-сметная документация с положительным заключением экспертизы или заключенные долгосрочные контракты. Обеспечено сокращение наименее эффективных видов целевой финансовой помощи, повышение ее концентрации на ключевых направлениях. Субсидии местным бюджетам также предусмотрены по приоритетным инвестиционным направлениям и направлениям, в том числе софинансируемым из федерального бюджета.

Средства на поэтапное повышение заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в рамках программных указов Президента России в бюджете зарезервированы. Разассигнование средств будет осуществляться в процессе исполнения бюджета 2015 года в порядке, установленном Правительством Ростовской области, с учетом изменений, внесенных в областные дорожные карты по согласованию с федеральными отраслевыми министерствами, и достигнутого фактического уровня 2014 года.

Учтены требования и поручения, отраженные в Послании Президента России Федеральному собранию от 4 декабря прошлого года, а также рекомендации Минфина России по оптимизации расходов при формировании региональных бюджетов на 2015–2017 годы. Одно из поручений президента — ежегодное сокращение расходов не менее чем на пять процентов в реальном выражении. Результатом стало снижение уровня первоначально утвержденного дефицита областного бюджета до десяти процентов от объема утвержденных налоговых и неналоговых доходов.

Губернатором Ростовской области 9 февраля 2015 года утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ростовской области в 2015 году. В рамках реализации данного плана в текущем году подготовлены изменения в областной бюджет на 2015–2017 годы, проведено дополнительное переформатирование расходов с учетом их оптимизации на сумму 752,8 миллиона рублей.

— Ряд регионов идет по пути сокращения налоговых льгот бизнесу. В Ростовской же области в новых экономических условиях эта работа продолжается. Это, конечно, работа на перспективу. Какую отдачу вы планируете получить от проведения такой политики?

— Предоставление налоговых льгот всегда сопряжено с бюджетными потерями, поэтому важен процесс определения их экономической целесообразности. За последние пять лет в ходе ежегодной оценки были признаны неэффективными и отменены льготы по восьми категориям налогоплательщиков на общую сумму 2,2 миллиарда рублей.

В настоящее время региональные налоговые льготы, являющиеся для бюджета по существу налоговыми расходами, предоставлены 14 категориям налогоплательщиков. Более 800 миллионов рублей налоговых расходов направлено на поддержку инвестиционной деятельности, свыше 600 миллионов рублей — на поддержку малого бизнеса. Остальная часть налоговых расходов имеет социальный статус.

Целесообразность предоставления отдельных льгот инвесторам и малому бизнесу неоднократно подтверждалась результатами ежегодной оценки эффективности льгот. Малому бизнесу налоговые льготы были предоставлены в условиях кризиса 2008–2009 годов. Льготы обоюдовыгодны как для бизнеса, так и для бюджета. За шестилетний период пользования от хозяйствующих субъектов малого бизнеса перечислено в бюджет области налоговых платежей в два раза больше суммы предоставленных льгот. Эффективность льгот инвесторам подтверждается ростом объемов капитальных вложений, численности работающих, средней заработной платы, превышающей средний по региону уровень.

— Государственный долг Ростовской области стабильно находится на безопасном уровне. В чем заключаются преимущества долговой политики региона? Как она изменилась в условиях кризиса?

— Действительно, по итогам 2014 года государственный долг Ростовской области составил 27 миллиардов рублей, или 30,4 процента от норматива, установленного бюджетным законодательством. Для сравнения: аналогичный среднероссийский показатель за 2014 год составил 35,4 процента, а по ЮФО — 72,3 процента. Среди субъектов ЮФО показатель Ростовской области является наименьшим.

Взвешенная долговая политика региона предусматривает привлечение заемных средств для финансирования дефицита областного бюджета и (или) погашения долговых обязательств Ростовской области только при крайней необходимости и с правом досрочного погашения, с соблюдением бюджетных ограничений по дефициту, самому государственному долгу и расходам на его обслуживание. В условиях экономических реалий и роста ключевой ставки Банка России в декабре 2014 года до 17 процентов привлечение кредитов в банках по ставкам

20–25 процентов не могло решить проблему сбалансированности бюджета. В связи с этим новые заимствования в банках в начале текущего года не осуществлялись.

Одновременно Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации Ростовской области реструктурирована задолженность по бюджетному кредиту, полученному в 2010 году для строительства дорог, срок возврата которого наступал в апреле 2015 года. После реструктуризации задолженность на сумму более 3 миллиардов рублей будет погашаться в период с 2025 по 2034 год.

Привлечение заемных средств на приемлемых условиях в планируемых объемах по-прежнему является непростой задачей. Тем не менее накопленный объем долговых обязательств перед кредиторами будет находиться в пределах, исключающих ухудшение долговой устойчивости Ростовской области.

— В Ростовской области с 2012 года по поручению губернатора проводится комплексная оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. Какие результаты дает эта деятельность?

— Комплексный анализ работы местных администраций с бюджетом, их рейтингование проводятся в Ростовской области в расширенном формате четвертый год подряд. Работа местных администраций оценивается по шести направлениям (60 индикаторов): соблюдение бюджетного законодательства, качество бюджетного планирования и полнота исполнения бюджета, прозрачность бюджетного процесса, состояние муниципального долга, управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг, финансовые взаимоотношения районов с поселениями.

Эта работа позволяет повысить ответственность должностных лиц, обеспечивающих бюджетный процесс на местах, качество планирования и исполнения местных бюджетов. Так, по итогам 2014 года:

улучшилось качество планирования и исполнения доходов местных бюджетов;

сократилось количество муниципалитетов, направляющих средства на выполнение несвойственных полномочий;

у ряда муниципалитетов снижены или полностью ликвидированы просроченные долги муниципальных унитарных предприятий;

все местные бюджеты принимаются своевременно в программном формате на трехлетний период.

В целом за четыре прошедших год­а 24 из 55 муниципальных районов и городов достигали наилучших результатов в организации бюджетного процесса (была присвоена I степень качества). В целях поощрения победителей из областного бюджета выделены гранты на сумму 66,7 миллиона рублей.

Повышению качества работы с бюджетами муниципальных образований способствовала прежде всего организация межбюджетных отношений в целом в Ростовской области. Финансовая поддержка местных бюджетов — один из приоритетов бюджетной политики нашего региона. В 2014 году из областного бюджета выделено 74 миллиарда рублей межбюджетных трансфертов по 152 направлениям с приростом к уровню 2013 года на 13,2 миллиарда, или 21,8 процента. Их удельный вес в общем объеме расходов областного бюджета составил 52,9 процента.

Удельный вес межбюджетных трансфертов общего характера муниципальным образованиям в общих расходах областного бюджета составил 6,1 процента при среднероссийском показателе 4,7 процента. По этому показателю Ростовская область занимает первое место среди субъектов ЮФО.

В 2014 году была внедрена и хорошо себя зарекомендовала практика согласования изменений в решения о бюджетах высокодотационных муниципальных образований до их внесения на рассмотрение представительных органов. Цель этой работы — своевременная корректировка бюджетных показателей в случае наличия проблем по сбалансированности. В результате обеспечен текущий контроль за соблюдением предельных бюджетных нормативов по дефициту и муниципальному долгу, а также контроль за недопущением планирования в местных бюджетах нереальных к получению доходов и необеспеченных доходными источниками расходов. Совместно с органами местного самоуправления обеспечена сбалансированность местных бюджетов. На 1 января 2015 года полностью отсутствует просроченная кредиторская задолженность бюджетов муниципальных образований.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться