Тема возможных контуров «Большого Екатеринбурга» активно обсуждается в прессе — поглотит он города-спутники или будет создана агломерация независимых муниципалитетов, связанных одной стратегией развития? Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев склоняется к формату ассоциации.
«Создание ассоциации городов-спутников — этот путь мне лично кажется на сегодняшний день самым правильным. Он самый демократичный. Это не требует от нас быстрого объединения территорий, когда необходимо ломать всю систему координат», - отметил он.
Председатель совета свердловского регионального отделения «Деловой России» Леонид Гункевич предложил воспользоваться опытом властей австралийского города Мельбурна, сообщает региональная пресса.
По версии журнала The Economist с 2002 года Мельбурн входит в тройку лучших по качеству жизни мегаполисов, а с 2011-го — возглавляет этот рейтинг. С 2013 года Мельбурн опережает все австралийские города по интенсивности прироста населения (свыше 90 тысяч человек в год), причем значительный процент дают окраинные муниципалитеты, входящие в «Большой Мельбурн».
«Мне кажется, — рассуждает председатель совета Свердловского регионального отделения «Деловой России» Леонид Гункевич, — вполне корректно сравнивать Мельбурн с Екатеринбургом. Численность населения Мельбурна с пригородами составляет около 4,3 млн человек. Екатеринбург, если рассматривать его как агломерацию, конечно же, меньше, но вполне сопоставимо. Мельбурн стал бурно расти на фоне золотой лихорадки, Екатеринбург — на металле и других полезных ископаемых».
Первый план развития Мельбурна был представлен в 1954 году. Потом были планы 1971 и 1981 года. В 1995 году написали стратегию «Живые пригороды», посвященную взаимосвязанности Центрального города, окраин и пригорода. В 2002 году разработали «Мельбурн-2030» и, наконец, документ под названием «План Мельбурна», работу над которым начали в 2011 году и который успешно реализуется сейчас. Таким образом, Мельбурн методом проб и ошибок прошел сложный путь к тому, чтобы выработать если не идеальную, то максимально устраивающую всех модель развития, стратегию, позволяющую мегаполису гармонично расти, а не хаотично разрастаться.
На создание своего плана развития власти Мельбурна потратили чуть более двух лет. При этом на каждом этапе в той или иной форме план проходил процедуру общественного одобрения. В процесс были вовлечены органы местного самоуправления, бизнес-сообщество, общественность.
Кстати, параллельно с созданием «Плана Мельбурна» прошла реформа системы территориального планирования, в результате которой упростились процедуры подготовки и согласование градостроительной документации. Время выдачи разрешения на строительство в Мельбурне в настоящий момент составляет всего 10 дней.
В городе нет единой администрации. Большая часть решений принимается региональным правительством. Оно отвечает за общественный транспорт, правопорядок, образование, территориальное планирование и управление городской инфраструктурой.
Среди приоритетов в плане «Большой Мельбурн» — обеспечение экономического процветания, качество жизни и защита окружающей среды. К 2050 году власти планируют сделать Мельбурн «глобальным городом возможностей и выбора». Среди целей в плане обозначены: увеличение количества рабочих мест и объема инвестиций, доступность жилья вблизи рабочих мест, эффективная транспортная система.
Среди ключевых инициатив — создание новых центров деловой активности и реализация концепции «20-минутный жилой район»: это когда жители должны тратить не более двадцати минут на то, чтобы добраться на работу, в магазин, культурный центр, школу, больницу и т. д.
Главным инициатором «Большого Мельбурна» стало правительство штата Виктория. Именно поэтому в числе прочего в плане прописаны меры по развитию других территорий региона. В первую очередь за счет транспортной доступности.
По замыслу разработчиков, именно качественное и быстрое транспортное сообщение позволит снизить темпы роста численности населения мегаполиса и даст толчок к развитию других территорий штата. Мельбурн в данном случае выступает как локомотив, а не как черная дыра.
Опыт Мельбурна представляется Леониду Гункевичу крайне интересным, особенно с точки зрения организации процедуры общественного одобрения. Взаимодействие с жителями осуществлялось на всех этапах разработки, утверждения и реализации плана и стало, по признанию инициаторов, одним из самых важных, хотя и сложных элементов всего процесса. Проводились фокус-группы, социологические исследования, круглые столы, семинары, конференции и т. д. Была развернута широкомасштабная кампания в интернете: сайт, интернет-форумы, социальные сети. По сути, были использованы все возможные каналы коммуникаций. В результате обсуждение сделали практически всенародным.
Итоговый вариант «Плана Мельбурна» находится в открытом доступе. Существует его краткая версия, имеется интерактивная карта, позволяющая увидеть основные проекты, есть web-библиотека ресурсов, где собраны все дополнительные документы, во всех библиотеках города есть бумажная версия плана. А еще можно заказать аудиоверсию документа и вариант для слабовидящих. Вот такой пример реальной открытости, прозрачности и заинтересованности власти в обратной связи.
Необходимость создания «Большого Екатеринбурга», по словам главы региона, назрела.
«Например, сегодня нет смысла на окраине одного города строить, предположим, новую школу, если она есть в 200 метрах, но уже в другом городе. Такая же ситуация с детскими садами. Таких нюансов много — это и транспортная доступность, это и социальное обслуживание, и медицина», — пояснил губернатор.
Депутаты поддержали Евгения Куйвашева, отметив, что «Большой Екатеринбург» уже существует де-факто.
«Будет создан совет из представителей городов. Произойдет постепенное перераспределение полномочий. Закон нам разрешает иметь вице-премьера, который бы занимался вопросами аккумулирования полномочий», — предложил Евгений Куйвашев.
По словам губернатора, конструктивный диалог по этому вопросу уже складывается с властями Верхней Пышмы и УГМК-Холдингом. В апреле было подписано соглашение о строительстве трамвайной линии, соединяющей Верхнюю Пышму и Екатеринбург.
Он также отметил, что планы по созданию «Большого Екатеринбурга» напрямую связаны с программой подготовки Свердловской области к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Столицу Урала ждут немалые вливания федеральных средств, что положительным образом отразится не только на центральной части города, но и на инфраструктуре городов-спутников.
«Вопрос проведения чемпионата мира по футболу в Свердловской области решен. Очевидно, что регион от этого только выиграет. Сейчас наша главная задача - всю подготовительную работу провести на высоком уровне и вписаться в запланированные сроки. А времени у нас немного. В связи с этим прошу всех вас подключиться к работе по реализации программы подготовки области к мундиалю. Вы члены большой команды, давайте и работать сообща», - заявил глава региона.