Версия для печати 3608 Материалы по теме
Андрей Владимирович Максимов. Внешняя фото - вид на Ростов-на-Дону
Финансовый контроль: опыт Ростова-на-Дону

В своей статье Андрей Владимирович МАКСИМОВ, заместитель главы администрации города — начальник Муниципального казначейства города Ростова-на-Дону, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» СФР рассказывает об опыте организации системы финанконтроля в своем городе. Также он подробно остановился на проблемах в сфере финансового контроля, с которыми сталкиваются муниципальные образования.

Одним из, несомненно, важных и необходимых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является финансовый контроль. Очень большое значение в настоящее время придается координации и субординации органов контроля. Сегодня мы работаем в обновленных условиях и внимание всех надзорных органов особо привлечено к деятельности муниципальных образований. 

Муниципальное образование город Ростов-на-Дону один раз в два года проверяется региональным подразделением Росфиннадзора, Контрольно-счетной палатой Ростовской области, а так же органом внутреннего финансового контроля субъекта (Росфинконтроль). Кроме того систематически поступают запросы от надзорных органов о предоставлении тех или иных материалов.

Уже более 20 лет в структуре финансового органа Ростова-на-Дону свою деятельность осуществляет структурное подразделение — контрольно-ревизионный отдел. В 2014 году Городом приняты два документа, принципиально важных для развития внутреннего муниципального финансового контроля — Постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 28.04.2014 г. № 471 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового контроля в городе Ростове-на-Дону» и Постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 28.04.2014 г. № 475 «Об утверждении Порядка организации и проведения внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городе Ростове-на-Дону». Названными документами четко определен орган внутреннего муниципального финансового контроля, основные задачи, формы и методы контроля.

Все контрольные мероприятия подлежат планированию путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на очередной финансовый год. Чтобы избежать повторных мероприятий в одних и тех же учреждениях Муниципальное казначейство, как орган внутреннего муниципального финансового контроля, синхронизирует свои планы проверок с органом внешнего муниципального финансового контроля — Контрольно-счетная палата города Ростова-на-Дону.

Главные распорядители средств бюджета как участники бюджетного процесса города, осуществляют полномочия по внутреннему финансовому контролю и аудиту. При этом функции по координации и анализу осуществления ГРБС внутреннего финансового контроля и аудита выполняет Муниципальное казначейство города.

Хотелось бы отметить, что такая система финансового контроля в Ростове-на-Дону была нормативно закреплена и удачно функционировала еще задолго до правового регулирования на федеральном уровне, а именно внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ.

Принятые в муниципальном образовании распорядительные документы предусматривают возможность осуществления финансового контроля за правомерным, эффективным и целевым использованием бюджетных средств и средств субсидий бюджетными и автономными учреждениями, а также иными юридическими лицами не зависимо от организационно-правовой формы. Таким образом, при имеющихся полномочиях возможна минимизация финансовых рисков для бюджета муниципального образования.

Важно понимать, что на систему муниципального контроля, а это предварительный и последующий финансовый контроль, ложится основная нагрузка в части эффективности бюджетных расходов.

Однако имеющиеся результаты, последующего финансового контроля говорят о низком качестве предварительного финансового контроля у главных распорядителей бюджетных средств. Так при условии добросовестного исполнения ГРБС функций финансового контроля, выявление нарушений при осуществлении последующего финансового контроля в принципе должно быть минимальным, чего в настоящее время не происходит. Необходимо понимать, что принципиально важным инструментом финансовой дисциплины является процесс планирования бюджетных расходов. От того, насколько правильно запланирован бюджетный массив в расходной части, зависит правомерность его дальнейшего использования. Эффективность и результативность расходования средств бюджета является самым ярким индикатором качества оказываемых услуг населению городского округа.

Несмотря на наличие правового акта, регламентирующего деятельность ГРБС в части предварительного финансового контроля, его практическая реализация, на наш взгляд, пока находится на недостаточном уровне.

Даже наличие отлаженной системы организации контрольной деятельности в муниципальном образовании, не может являться абсолютной панацеей, так как жизнь постоянно вносит коррективы и рождает новые вопросы. Поэтому тема финансового контроля для нашего города, безусловно, актуальна.

Целесообразно отметить, что в настоящее время одним из проблематичных направлений в сфере контроля, является вопрос контроля муниципальных закупок, обусловленный новеллами законодательства в области закупочной деятельности. На сегодня, на наш взгляд, этот вопрос до конца не решен, и требует комплексного подхода совместно с Мифином России и Минэкономразвития России. Активно задействовано в этом процессе также Сообщество финансистов России (СФР). В частности, на муниципальной секции будут рассмотрены сложности, возникающие в сфере контроля закупок, и члены секции смогут сформулировать свои предложения о необходимых изменениях в законодательство о контроле.

В сфере контроля и помимо закупок возникает достаточно много проблем. Так нередки случаи неправомерного назначения выплат и доплат к заработной плате (особенно этим грешат учреждения образования), завышения стоимости работ, неэффективного использования бюджетных назначений. Очень распространенная проблема в текущее время это направление бюджетных средств на собственность, которая юридически не является муниципальной. Данная собственность хоть и находится у учреждений в управлении (пользовании), но имущественные права на нее отсутствуют. И здесь нам еще предстоит много работы, в том числе, и с Департаментом имущественно-земельных отношений.

Свобода, данная руководителям учреждений Законом № 83-ФЗ, не всегда идет во благо, причем нарушения зачастую происходят не из-за злого умысла или низкого уровня квалификации сотрудников, а просто в результате недобросовестного исполнения должностных обязанностей. Присущая системность в допускаемых нарушениях финансовой и бюджетной дисциплины и отсутствие реальных мер воздействия применяемых к должностным лицам, говорит о необходимости дальнейшего совершенствования административного законодательства в области бюджетных правоотношений на уровне муниципальных образований, и его практического применения.

Новая версия БК РФ в части контроля тоже требует доработки и пояснений. По этому поводу мы будем просить СФР провести совместное заседание секций «Финансисты муниципальных образований» и «Финансисты субъектов РФ». Мы совместно с Н. С. Максимовой, заместителем председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам, председателем Совета СФР, обсудим возникающие вопросы и подготовим консолидированное предложение двух секций в том числе и в Министерство финансов РФ.

Как видите, даже в тех муниципалитетах, где как в Ростове-на-Дону, финконтролю давно уделяется повышенное внимание, хватает вопросов и нерешенных задач. А для многих городов финконтроль — новая зона ответственности. Поэтому журнал, посвященный конкретно этой теме необходим. Надеюсь, что новый журнал «Финконтроль» будет преподносить информацию на достойном уровне, настолько профессионально и своевременно, что станет прикладным журналом для контролеров всех уровней.


Поделиться