Экономика№ 7 Июль 2015 — 03 июля 2015

Минфин России расставил приоритеты: инвестиционные, а не текущие расходы

Версия для печати 1852 Материалы по теме

Открывая слушания, председатель Госдумы С. Е. Нарышкин, сказал, что оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности сегодня становятся ключевой темой. В прошлом году Счетная палата РФ выявила более 2,5 тысячи нарушений при расходовании бюджетных средств на сумму 480 миллиардов рублей. Причем основные нарушения связаны именно с несоблюдением принципа эффективности бюджетных расходов. 

Неудовлетворительным остается и качество исполнения государственных программ. Неприемлема ситуация, когда, например, в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) включают объекты без утвержденной проектной сметы. Председатель Госдумы заявил, что недопустимо в рамках данной программы принимать решения о новых стройках при огромном количестве начатых и незавершенных объектов. Так, по данным Счетной палаты, объем незавершенного строительства возрастает каждый год на 100 миллиардов рублей. Решить данную проблему поможе­т переход на утверждение ФАИП в законе о бюджете. «Это не только повысит ответственность тех, кто формирует программу, но и усилит парламентский контроль», — считает спикер. 

На что же тратятся бюджетные деньги? По словам министра финансов России А. Г. Силуанова, за семь лет (с 2008 по 2015 год) доля расходов на социальную политику выросла с 9,1 до 14,3% ВВП, на оборонку — с 5,2 до 7,1%  ВВП. В общем объеме расходов суммарная доля этих двух категорий увеличилась с 42 до 54%. В то же время затраты инвестиционной направленности, от которых зависит экономический рост, сокращены. «Неудивительно, что такие изменения в структуре бюджета сопровождаются замедлением темпов экономического роста, — подчеркнул министр. — Государства с быстрорастущими экономиками не имеют высокого уровня бюджетных расходов, носящих текущий характер». 

Силуанов считает, и в этом он попытался убедить участников слушаний, что в нынешних условиях разгонять расходы, особенно текущие, нельзя. Приоритет должен быть отдан тратам, влияющим на рост экономики, производства. Это инфраструктурные, инвестиционные расходы, а также вложения в развитие человеческого потенциала. Такую задачу Минфин России ставит при подготовке бюджета на 2016–2017 годы. 

В то же время не все расходы, попав в категорию «инвестиционные», становятся эффективными и влияют на рост экономики. Главное — не сколько потратили в рамках так называемых производственных статей, а чего достигли? В связи с этим сегодня, как никогда, нужен анализ инвестиционных затрат с точки зрения их влияния на экономический рост. 

Текущие расходы растут, а эффект от них оставляет желат­ь лучшего. Касаясь неэффективности, министр привел пример: расходы на одного школьника с 2000 по 2014 год в реальном выражении выросли в 4,6 раза, при этом качество образования ухудшилось. Об этом свидетельствуют независимые эксперты. Расходы на одного студента увеличились в 5,4 раза, а из 950 вузов страны только семь входят в мировые рейтинги лучших. 30% расходов на здравоохранение расходуется неэффективно. 

Обеспечить эффективность расходов бюджетных средств, по мнению Силуанова, можно с помощью программного принципа построения бюджета, задействования этого инструмента в полную силу. Сегодня данный механизм запущен, но эффект не получен. 

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться