Версия для печати 1587 Материалы по теме

В небольшой курортный городок Светлогорск приехали представители Министерства финансов РФ, региональные и муниципальные финансисты, с тем чтобы не только услышать об опыте международного сотрудничества, но и поговорить о внутрироссийских проблемах и задачах сферы общественных финансов. В. Я. Порембский, министр финансов Калининградской области, отметил, что заявленный формат подведения итогов более чем двухлетней работы является обязательным по стандартам европейских программ. Он подчеркнул, что из пяти программ приграничного сотрудничества, реализуемых Европейским союзом совместно с Россией, программа Литва — Польша — Россия имеет самый большой бюджет — 117,3 миллиона евро. Это в 4–5 раз превышает бюджеты аналогичных программ. 

В свою очередь, проект «Хорошее управление и совместная работа — ответ на общие сложности в общественных финансах» — один из 60 проектов программы Литва — Польша — Россия. И это единственный проект в сфере государственного управления. Целевая группа проекта — руководители финансовых подразделений региональных и муниципальных органов власти, общественных организаций Калининградской области, городов Гданьска и Гдыни. 


Ожидаемый результат от реализации проекта — ускорение процесса реформ, повышение прозрачности действий в сфере управления общественными финансами. Бюджет проекта составлял 1,277 миллиона евро, в том числе вклад Европейского союза — 1,146 миллиона евро, то есть 90% общего бюджета, 10% обеспечивали участники проекта. Для Калининградской области бюджет составил 890 тысяч евро, 10% из которых — средства областного бюджета, предусмотренные в рамках программы повышения эффективности бюджетных расходов. 

Итоги реализации проекта 

Проект охватывает 12 направлений, каждое из которых является частью системы, призванной способствовать повышению эффективности бюджетных расходов (см. врез «Направления проекта»), которые выстраивали в логике реформирования бюджетной системы. В ходе проекта был реализован подход, который условно можно назвать ступенчатым, по большинству направлений готовились аналитические отчеты, разрабатывалась методологическая база, программное обеспечение, проходило обучение государственных и муниципальных служащих. Всего за период действия проекта было реализовано 80 мероприятий, в том числе Министерством финансов Калининградской области — 56 мероприятий, Гданьском — 11, Гдыней — 13. Общая статистика результатов реализации проектов на территории Калининградской области показана во врезе «Результаты проекта».

Направление «Долгосрочное финансовое планирование» — одно из самых дорогостоящих направлений проекта, на него пришлась десятая часть всего бюджета. Работа по данному направлению позволила в течение года утвердить порядок разработки бюджетного прогноза Калининградской области на долгосрочный период. Это особенно важно в связи с законодательным регулированием данного вопроса на федеральном уровне. В части автоматизации бюджетного процесса разработано программное обеспечение и подсистема «Долгосрочное планирование», которая заработает в полной мере в рамках общей системы «Электронный бюджет».

Выводы и опыт, полученные в рамках проведенной работы по направлению «Реестр расходных обязательств», позволили разработать и утвердить новый порядок ведения реестра расходных обязательств Калининградской области, новые формы и методические рекомендации по составлению реестра для ГРБС. На момент начала работы по данному направлению реестр расходных обязательств не использовался эффективно в финансовом планировании и бюджетировании. Проведенные мероприятия позволят повысить на практике его значимость. 

Необходимость развития методологической и нормативной базы формирования, реализации и проведения оценки государственных и муниципальных программ обусловлена переходом к программной структуре бюджета, что определило особую актуальность направления «Развитие программно-целевого метода». Акцент при постановке задачи был сделан на совершенствовании процесса составления проекта программного бюджета, методологии бюджетного учета и отчетности при внедрении программно-целевого метода бюджетирования.

Порембский подчеркнул, что важным для Калининградской области стало и направление «Планирование капитальных инвестиций», поскольку около четверти бюджетных расходов области — это капитальные вложения. Высокий уровень инвестиций, финансируемых из бюджета, в значительной степени обеспечивается за счет средств ФЦП развития Калининградской области. Возрастающие бюджетные ограничения, жесткий контроль на федеральном уровне заставляют уделять особое внимание вопросу повышения эффективности планирования капитальных вложений. 

Министр отчитался по всем направлениям реализации проект­а. Презентацию его выступления можно посмотреть на нашем сайте bujet.ru, в разделе «Аналитика». 

При работе над проектом регион столкнулся с двумя основными проблемами. Во-первых, проект предусматривал реализацию большого количества мелких (с точки зрения финансового обеспечения) мероприятий, что оказалось достаточно трудозатратным и заняло больше времени, чем предполагалось. Первая проблема усугублялась второй — кадровой, возникшей из‑за недостатка в регионе потенциальных исполнителей мероприятий, готовых качественно выполнить работы по темам программы. 

Подводя итоги, Порембский отметил, что благодаря участию в программе международного сотрудничества регион получил ценный опыт практической реализации проектного подхода в сфере общественных финансов, был сформирован массив аналитической и методологической информации. В целом накопленная информационно-аналитическая база станет предметом дополнительной проработки для более системного ее использования в практической работе, что, несомненно, ускорит процесс повышения эффективности системы управления общественными финансам­и по всем направлениям, которые имели место в проекте.

Учет платных услуг

В своем выступлении министр финансов Калининградской области отметил, что внедрение программного обеспечения стало наиболее сложным и длительным по времен­и мероприятием проекта. Возможн­о поэтому основная часть докладо­в конференции была посвящена именно этой теме. 

А. В. Горобцов, заместитель руководителя Департамента информационных технологий Новосибирской области, рассказал, как в регионе внедрялась новая система электронной очереди в детские сады, которая в итоге вылилась в новую систему учета и контроля платных услуг. Именно учет платных услуг позволил в итоге контролировать обоснованность присутствия в детском саду ребенка. Прослеживается четкая связь: ребенок отстоял в очереди, попал в группу и сразу автоматически — в систему учета платных услуг, которая в свою очередь ведет учет посещений, начислений, платежей. 

Система внедрялась в короткие сроки. Работы проводились на средства федеральной субсидии, прежде всего по линии Мин­связи на проект «Информационное общество», поэтому работы были ограничены 2013 годом. «К концу 2013 года мы должны были либо все сделать, либо вернуть федеральные деньги, — отметил Горобцов. — При этом субсидию, как обычно, выдали ближе к середине года». Тем не менее система была внедрена во все дошкольные образовательные учреждения Новосибирской области, а это порядка тысячи учреждений. 

Помимо всего, система учета платных услуг позволяет формировать аналитику, кроме того, это некий рычаг управления муниципалитетами. Сейчас идет речь о внедрении аналогичного комплекса систем учета в образовании — школьном, среднем профессиональном, дополнительном. «Там тоже есть платные услуги», — подчеркнул докладчик.

 «Электронный бюджет»

Е. Е. Чернякова, директор департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России, в своем выступлении подробно рассказала о уже действующих компонентах и модулях системы «Электронный бюджет», автоматизирующей все бюджетные процессы федерального уровня. Также она акцентировала внимание присутствующих на порядках ведения общефедеральных информационных ресурсов, с которыми специалисты столкнутся с 2016 года.

Так, с 2016 года в связи с изменениями, внесенными в постановление Правительства РФ № 671, регламентирующее порядок формирования государственных заданий, и внесением изменений в совместный приказ Минэкономразвития и Федерального казначейства № 544/18н, регламентирующего особенности формирования планов-графиков закупок на федеральном уровне, предусмотрен переход на электронное формирование и утверждение госзаданий и планов-графиков в системе «Электронный бюджет». В соответствии с указанными новациями обоснования бюджетных ассигнований уже не нужно будет заполнять вручную, сведения в них будут приходить из проектов планов-закупок и проектов государственных заданий, потом из утвержденных документов, а впоследствии при каждом внесении изменений в утвержденные документы будут формироваться изменения обоснований. В дальнейшем при полномасштабном внедрении всех модулей системы «Электронный бюджет» Минфин планирует, что таким образом будут формироваться все обоснования бюджетных ассигнований, что обеспечит достоверность и прозрачность процедур бюджетного процесса. 

В настоящее время данная система является практикой федерального уровня. В новой редакции Бюджетного кодекса эти нормы регламентированы для всех бюджетов бюджетной системы РФ. Чернякова подробно рассказала о функционировании и других компонентов «Электронного бюджета», отметив, что многие из них через 2–3 года должны быть внедрены в каждом публично-правовом образовании. «Но до их вступления в силу есть достаточный период времени для организации соответствующих процедур на уровне регионов и муниципалитетов», — подчеркнула она. 

Заключение соглашений с учреждениями в электронном виде

Н. В. Сибирякова, врио начальника финансового управления Федерального агентства научных организаций, рассказала об опыте работы с системой «Электронный бюджет» федеральног­о органа исполнительной власти. На 2015 год бюджет ФАНО составляет более 98 миллиардов рублей. Из них 85,5 миллиарда — это субсидии на финансовое обеспечение госзаданий и субсидии на иные цели бюджетным учреждениям. 

Подведомственная сеть ФАНО с точки зрения организационно- правовой структуры состои­т из одного казенного учреждени­я, 184 унитарных предприятий и 812 бюджетных учреждений. За прошлый год с этими учреждениями было заключено более 5 тысяч соглашений и дополнительных соглашений о предоставлении субсидий. Из них более 3 тысяч — это соглашения на финансовое обеспечение госзаданий и чуть менее 2 тысяч — соглашения о субсидиях на иные цели. На рисунке 1 показано территориальное распределение учреждений ФАНО. Только 287 научных организаций находятся в Центральном федеральном округе, из них половина в Москве. Остальные разбросаны на всей территории Российской Федерации. Все эти обстоятельства и привели к тому, что ФАНО стало пилотным федеральным органом исполнительной власти, определенным для участия в проекте Минфина России «Заключение соглашений с учреждениями в электронном виде» (это один из модулей подсистемы «Бюджетное планирование» системы «Электронный бюджет»). 

Представитель ФАНО отметила преимущества реализации проекта. Прежде всего это ускорение документооборота. Также при заключении соглашений в электронном виде отсутствуют затраты на их формирование, а это, по грубым подсчетам, 80 пачек бумаги, если соглашение распечатывалось один раз. Отправка соглашения экспресс-почтой стоит в среднем 1,5 тысячи рублей. Получается, что расходы, незначительные в рамках одного учреждения, достигали 5 миллионов рублей ежегодно. 

Исключение возможности внесения в документ изменений — это еще один существенный плюс. «При работе с большим объемом однородных соглашений глаз замыливается. Соглашение возвращается, проверить его вновь дословно сложно, это занимает много времени», — отметила Сибирякова. Также среди преимуществ работы в системе она отметила: использование централизованных справочников, что позволяет упростить процесс формирования соглашений и избежать ошибок; возможность формирования аналитической информации; формирование базы заключенных с учреждениями соглашений; хранение истории документов — от первичного соглашения до последнего (с учетом всех редакций) и т. д.

***

На конференции помимо ИТ-решений обсуждались и другие актуальные проблемы сфер­ы общественных финансов. Так А. А. Болдырь, начальник отдела методологии внутреннего контроля и аудита департамента бюджетной методологии Минфина России, рассказал о совершенствовании процедур качества финансовог­о менеджмента, М. М. Шамьюно­в, начальник отдела бюджетног­о з­аконодательства Департамент­а бюджетной политики Минфин­а России, — о ходе подготовки новой редакции Бюджетного кодекса. И. П. Григорянц, доцент кафедры «Государственные и муниципальные финансы» МГУ им. М. В. Ломоносова, — об эффективном управлении государственными финансами в условиях кризиса и т. д. Некоторые из выступлений мы опубликуем в ближайших номерах журнала «Бюджет». Все презентации вы можете уже сегодня найти на нашем сайте bujet.ru, в разделе «Аналитика». 

И. И. Седова

Поделиться