Версия для печати 2559 Материалы по теме

В регион съехались руководител­и финансовых органов как Северо-Запада: Новгородской, Псковской, Вологодской, Мурманской областей и республики Коми, так и финансисты из Центральной России: Московской, Рязанской, Пензенской областей, Республики Чувашия. Также в работе Совета секции приняли участие представители компаний «Кейсистемс» (Чебоксары) и «САПФИР» (Екатеринбург), занимающихся разработкой информационных технологий в сфере управления общественными финансами.

Открыла заседание председатель секции «Финансисты субъектов Российской Федерации», заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов области В. Н. Артамонова. Она поприветствовала коллег и отметила, что финансисты из Вологды не впервые на калининградской земле. «Министерство финансов Калининградской области имеет большой опыт — его специалисты одними из первых начали заниматься и программным бюджетом, и оптимизацией бюджетных расходов. Настоящие профессионалы работают как в Минфине, так и в отраслевых министерствах региона. Например, в прошлый свой приезд мы были поражены той работой, которая проводится в Министерстве образования по оптимизации бюджетных расходов, и попытались реализовать этот опыт у себя в Вологодской области», — отметила Артамонова. 


Она подчеркнула, что заседание Совета секции в Калининграде позволит финансистам субъектов обсудить общие проблемы и таким образом подготовиться к совещанию в Минфине России, где будут обсуждаться принципиальные вопросы, от которых во многом зависит исполнение бюджетов субъектов РФ. Артамонова обозначила основные темы мероприятия. По ее словам, это прежде всего выделение бюджетных кредитов на замещение кредитов коммерческих. Также заместитель губернатора Вологодской области подчеркнула, что каждого из присутствующих беспокоит формирование бюджета на следующий год и плановый период, потому что все финансовые органы субъектов РФ находятся в рамках соглашений с Министерством финансов РФ. 

Самый западный регион 

Министр финансов Калининградской области В. Я. Порембский рассказал гостям об истории, особенностях своего региона, о том, что географическое положение и оторванность от большой России накладывают отпечаток и на экономику, и на жизне­обеспечение, и отчасти даже на менталитет жителей самого западного региона страны. По словам министра, калининградцы чаще ездят в Литву и Польшу, чем на основную территорию РФ, и, конечно, ориентируются на уровень благоустройства и развития соседних государств, поэтому и требования к государственной власти предъявляют высокие. Порембский подчеркнул, что область долго жила в условиях той инфраструктуры, которую создали немцы: старые системы водо- и теплоснабжения, канализация… В развитие области вкладывалось очень мало, но в последние годы федеральный центр активно помогает региону, и ситуация улучшается. 

Уже несколько лет действует программа развития Калининградской области, в рамках которой предоставляются значительные субсидии на совершенствование инфраструктуры. Уровень капитальных вложений в бюджете Калининградской области —  один из самых высоких среди субъектов РФ: порядка 25% консолидированного бюджета (около 17–18 миллиардов из 60 миллиардов рублей). За последние два года объем субсидий существенно вырос в связи с принятием новой редакции программы. «И одно из наших предложений сегодня — капитальные вложения финансировать по проектному принципу, а не ограничиваться рамками бюджетного года», — подчеркнул Порембский. 

Министр обратил внимание присутствовавших, что в остальном, в том числе и в части реализации бюджетной политики, Калининградская область мало чем отличается от других субъектов РФ и сталкивается с теми же трудностями и жесткими бюджетными ограничениями. В своем выступлении он затронул тему высокого роста платежей за неработающее население, проблемы сбалансированности и устойчивости бюджета, вопросы государственного долга и выполнения расходных обязательств, тему лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, количество которых за последние годы существенно возросло. 

Новая редакция Бюджетного кодекса 

Основным пунктом повестки заседания стало выступление начальника отдела бюджетного законодательства департамента бюджетной политики Минфина России М. М. Шамьюнова, который занимается бюджетным законодательством в Минфине России с 2003 года и участвовал практически во всех бюджетных реформах. Он рассказал об основных новациях новой редакции Бюджетного кодекса и попросил участников активно высказывать свои мнения по поводу новшеств, так как документу предстоит доработка в Правительстве РФ и Государственной думе. 

Шамьюнов представил финансистам подробный анализ основных изменений структуры кодекса, рассказал о том, как были скорректированы понятия и термины БК РФ, продемонстрировал, как раскрывается принцип сбалансированности и устойчивости бюджета, объяснил, с чего началась работа над новой редакцией кодекса. «На протяжении последних 14 лет было принято более 100 федеральных законов, которые вносили те или иные изменения в Бюджетный кодекс. В среднем это около восьми федеральных законов в год, — подчеркнул Шамьюнов. — Между тем Бюджетный кодекс — это настольная книга финансистов, документ, имеющий огромное значение для всей финансовой системы, и он должен быть в наивысшей степени прозрачным, системным, кодифицированным. Та ситуация, которая сложилась за последние годы, показывает, что документ крайне нестабильный. Мы провели большое количество реформ и уже готовы к тому, чтобы сформировать системный, кодифицированный текст, который бы отвечал всей логике этих реформ, и создать такой документ, который не нужно было бы менять ежегодно».

В заключение сотрудник Минфина России проинформировал, что запущен сайт budcodex.ru, который должен стать действующей площадкой для обсуждения новой редакции Бюджетного кодекса. Сайт доступен всем желающим, это своего рода методичка для работников финансовой сферы. 

ГЧП в здравоохранении и образовании 

Еще один участник расширенного заседания Совета секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» — заместитель председателя кабинета министров Ч­увашской Республики, министр финансов С. А. Енилина выступила с докладом «О предложениях по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации». Также она рассказала о том, каким образом удалось оптимизировать неэффективные расходы республиканского бюджета в 2014 году. 

Отдельно Енилина остановилась на опыте государственно-частного партнерства Республики Чувашия, рассказав, в частности, о привлечении частного бизнеса в систему здравоохранения и образования: «В здравоохранении мы реализуем очень много программ ГЧП. Например, программу, касающуюся неотложной скорой помощи. Благодаря программе мы смогли на 50 процентов обновить парк машин скорой помощи, сократить с 20 до 13 минут время прибытия скорой к больному. Еще одно направление такой работы — привлечение частных компаний к реализации программы госгарантий. Это существенно уменьшает наши расходы. Ежегодный экономический эффект благодаря использованию механизма ГЧП в системе здравоохранения — 62 миллион­а рублей. Что касается образования, то мы также активно привлекаем частный бизнес: строятся детские сады, создаются дополнительные места, развиваются вариативные формы размещения детей».

Серьезной проблемой на сегодняшний день, по словам Енилиной, являются растущие расходы на страхование неработающего населения. В Чувашской Республике совместно с Пенсионным фондом, загсами и страховыми компаниями проводится большая работа по актуализации численности неработающего населения. Ежегодная экономия от актуализации составляет порядка 200 миллионов рублей. Министр финансов Чувашии предложила внести в законодательство соответствующие изменения, позволяющие субъектам сократить расходы на страхование неработающих граждан, которые имеют доходы, но не декларируют их, при этом числятся безработными и не состоят на учете в службе занятости. 

Налог по кадастровой стоимости 

Заместитель министра финансов Московской области И. А. Богатченко рассказала об опыте введения налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Московская область одной из первых пришла к тому, чтобы ввести исчисление налога по кадастровой стоимости. Это связано и с тем, что область занимает второе место среди субъектов РФ по количеству строений, помещений и сооружений, учтенных в базе налоговых органов (более 3 миллионов объектов). 

Для перехода к налогообложению по кадастровой стоимости была проделана большая подготовительная работа. Проведена верификация баз данных для полного охвата налогом всех объектов недвижимости граждан, что потребовало значительных временных затрат. Кроме того, обязательным условием для введения налога являлось наличие утвержденных результатов кадастровой оценки стоимости объектов недвижимого имущества. В 2013 году распоряжением Минимущества Московской области эти результаты были утверждены. 

Богатченко добавила, что переход к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не должен привести к значительному росту налоговой нагрузки на собственников недвижимости, поскольку и инвентаризационная стоимость этого недвижимого имущества была высока. К тому же Налоговый кодекс предусмотрел снижение налоговых ставок по сравнению с ранее действующим федеральным законом. Кроме того, рост налога будет постепенным в течение пяти лет, что позволит сгладить социальную напряженность. 

Предложения и наработки 

Врио министра финансов Пензенской области Л. М. Финогеева выступила с предложениями по корректировке новой редакции Бюджетного кодекса, которую готовит Минфин России. В частности, учитывая необходимость исполнения первоочередных расходных обязательств и условий Соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов в целях частичного замещения рыночных обязательств регионов, она предложила внести в проект следующие положения:

установить срок возможного превышения ограничений объема государственного долга субъектов РФ, предусмотренных статьей 157 проекта, до 1 января 2023 года на сумму задолженности по ранее привлеченным бюджетным кредитам;

установить срок возможного превышения ограничений объема дефицита бюджетов субъектов РФ, предусмотренных стать­ей 112 проекта, до 1 января 2023 года на сумму разницы между полученными и погашенными регионами бюджетными кредитами.

В области реализации полномочий по финансовому контролю Финогеева предложила дополнить статью 299 проекта нормой, позволяющей наделять органы муниципальных районов полномочиями по внутреннему муниципальному финансовому контролю городских и сельских поселений. Свою инициативу она обосновала тем, что исполнение этих полномочий силами администраций городских и сельских поселений со штатной численностью в количестве трех человек, один из которых (бухгалтер) занимается формированием, исполнением местного бюджета, составлением отчетности, внутренним финансовым контролем (аудитом) и внутренним муниципальным финансовым контролем, на должном уровне проблематично.

Заместитель министра финансов Мурманской области Е. В. Дягилева озвучила предложения, касающиеся новой редакции Бюджетного кодекса с указанием конкретных статей, формулировки которых тем или иным образом предлагается изменить. Также замминистра внесла предложения, касающиеся условий предоставления федеральных бюджетных кредитов. Эта тема особенно актуальна для Мурманской области, так как регион занимает третье место среди субъектов Северо-Западного федерального округа по уровню долговой нагрузки.

Завершилось расширенное заседание Совета секции выступлением начальника отдела проектного управления НПО «САПФИР» А. В. Карпова, который рассказал о финансировании учреждений по результатам исполнения государственных (муниципальных) заданий. Он сообщил, что с конца 2013 года в Свердловской области действует рабочая группа по повышению эффективности управления финансами. Заседания группы проходили еженедельно, решались вопросы перехода на программный бюджет, обсуждались процедуры сбора отчетности по выполнению государственных заданий и мониторинг качества финансового менеджмента. Рабочая группа выработала основные подходы для определения эффективности реализации государственных и муниципальных заданий, которые затем были применены для учреждений всех министерств и ведомств Свердловской области, 50 муниципалитетов региона и города Челябинска. В результате госзадание стало рабочим инструментом и основой для принятия управленческих решений, повысилась заинтересованность в выполнении показателей (эффективность деятельности многих учреждений превысила 100%). 

О. В. ИЗУТОВА  

Поделиться