Версия для печати 1860 Материалы по теме

Электронный бюджет для всех

Большое внимание участник­и конференции уделили практическим аспектам внедрения государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Были подведены итоги работы в этом направлении за 2014 год и определены ключевые задачи текущего. Уже разработан и переведен в опытно-промышленную эксплуатацию единый портал бюджетной системы, завершена опытно-промышленная эксплуатация технологических подсистем, что позволило приступить к созданию функциональных подсистем. На федеральном уровне открыты сервисы ведения реестров участников и неучастников бюджетного процесса, базовых и ведомственных перечней государственных работ и услуг, планирования закупок, с 1 июля запущен реестр соглашений и реестр государственных заданий (рисунок 1).


Что касается субъектов и муниципальных образований РФ, то в соответствии с постановление­м Правительства РФ от 26 февраля 2014 года № 151 и приказами Минфина России от 29 декабря 2014 года № 174н и от 26 марта 2015 года № 48н ими должны быть сформированы ведомственные перечни государственных (муниципальных) работ и услуг, выполняемых и оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, в соответствии с приказом Минфина России от 23 декабря 2014 года № 163н — реестр участников и неучастников бюджетного процесса, а к концу года завершено формирование перечня источников доходов (рисунок 2). Создание последнего пока регламентировано только нормами Бюджетного кодекса, и в настоящее время на федеральном уровне идет разработка порядка его формирования. Этот реестр аналогичен реестру расходных обязательств, и формировать его нужно будет на каждый бюджетный год. 

Ведомственные перечни государственных и муниципальных работ и услуг субъектам РФ и муниципалитетам необходимо сформировать до утверждения государственных (муниципальных) заданий на 2016–2017 годы. Формирование ведомственного перечня возможно только на основе базовых (отраслевых) перечней, которые в прошлом году определены федеральными органами власти. Регионам и муниципалитетам, не нашедшим в базовом перечне услуг, которые они желали бы видеть в своем реестре, предоставлена возможность внесения изменений в базовые перечни путем подачи соответствующей заявки. Как отметили эксперты, процесс ее рассмотрения достаточно длительный, поэтому озаботиться подготовкой заявки нужно заранее — пройдет не менее 15 дней, прежде чем заявитель получит ответ. И эффект от такой работы будет зависеть от того, насколько четко она организована. 

Учредитель регионального или муниципального уровня формирует предложение, в котором в обязательном порядке должен быть сделан акцент на нормативном обосновании вносимого изменения, и направляет его в финансовый орган региона или муниципалитета. Финансовый орган в свою очередь рассматривает поправку на предмет ее целесообразности и правомерности и в случае одобрения заявки направляет ее в адрес федерального органа власти, ответственного за ведение соответствующего отраслевого перечня. После детального анализа и принятия федеральным ведомством решения о необходимости внесения изменения, заявка идет в Минфин России, который тоже может как принять, так и отклонить предложение. И только после согласования Минфином услуга вносится в базовый перечень и может быть использована при формировании госзаданий. 

Кроме того, финансовым органам субъектов и муниципальных образований, учредителям необходимо провести большую работу по формированию сводного реестра участников и неучастников бюджетного процесса. Информация, которая включается в данный реестр, строится в первую очередь на основании сведений ЕГРЮЛ. 

Эксперты предупредили участников конференции: несмотря на то что в стране проведена большая работа по вычистке ЕГРЮЛ, его сведения не всегда актуальны. В связи с этим субъектам и муниципалитетам необходимо сопоставить данные реестра с действительностью и исправить ошибки. Например, у некоторых организаций отсутствует или указан неверно ОКВЭД, что сделает невозможным включение услуги в задание. Часто проблемы возникают с Ф. И. О. руководителя. Верное указание его данных особенно важно для организаций, открывших счет в Федеральном казначействе, потому как с 1 января 2016 года все платежные казначейские системы переключатся на сводный реестр. Соответственно, информация из ЕГРЮЛ пойдет в платежные системы, и ее некорректность может стать причиной блокировки платежей в адрес организаций.

Информационное обеспечение контрактной системы

На конференции детально были рассмотрены вопросы развития Общероссийского официального сайта zakupki.gov.ru, который в настоящее время осуществляет информационное сопровождение контрактной системы. В 2014 году было обеспечено исполнение требований статьи 112 Закона № 44‑ФЗ по размещению информации на ООС, в частности об определении поставщика, о контрактах, банковских гарантиях, о результатах мониторинга, отчетов заказчика. В прошлом же году доработан офлайн-клиент в части обеспечения формирования планов-графиков закупок. На официальном сайте можно теперь формировать извещения об осуществ­лении закупки на основе сведений структурированного плана-графика закупки, а также библиотеку типов контрактов и типовых условий контрактов в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 2 июня 2014 года № 606. 

Все это, как было отмечено на конференции, сделало работу пользователей более удобной, повысило уровень прозрачности процесса размещения закупок и качество размещаемых контролирующими органами данных. В настоящее время ведется большая работа по дальнейшему совершенствованию официального сайта. К концу года Федеральное казначейство планирует создать и доработать все необходимые компоненты и модули, с тем чтобы с 1 января 2016 года ввести в эксплуатацию Единую информационную систему в сфере закупок. 

Централизация даст экономию и не только

Одним из способов сокращения бюджетных расходов является уменьшение затрат на содержание бухгалтерской службы, которого можно добиться в результате централизации бюджетного учета и отчетности органов государственной власти и государственных учреждений. 

«Сегодня наиболее актуальным является выстраивание единой вертикали, единой информационной системы учета и отчетности. То есть централизация должна начинаться с централизации учета органов исполнительной власти, не имеющих подведомственных учреждений или имеющих небольшую сеть, и продолжаться до централизации учета казенных учреждений всех видов, — отметил руководитель государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр бюджетного учета и отчетности» П. В. Бескровный. Сейчас в Волгоградской области проходит подготовительный этап этой работы, и уже в текущем году планируется ее завершить и перевести на централизованную бухгалтерию десять органов исполнительной власти, не имеющих подведомственных учреждений. В 2016 году предполагается перевести на обслуживание в Центр учета и отчетности еще 17 органов исполнительной власти, которые не имеют широкой подведомственной сети. В 2017 году начнется централизация учета и отчетности государственных учреждений этих 27 органов власти. И уже в 2018 году регион приступит к созданию филиалов Центра бюджетного учета и отчетности для ГРБС, имеющих разветвленную сеть подведомственных учреждений. 

Преимущества централизации бюджетного учета, по мнению волгоградского специалиста, следующие: 

установление единых правовых и методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета, эффективная его организация;

оптимизация численности сотрудников бухгалтерских служб и сокращение финансовых и временных затрат на поддержку, развитие и эксплуатацию информационных систем;

формирование полной и достоверной информации о деятельности обслуживаемых учреждений, повышение прозрачности учетных процессов с использованием единой базы данных и онлайн-мониторинга деятельности сети обслуживаемых учреждений.

Конечно, при централизации бюджетного учета возникали и некоторые сложности, например с оптимизацией штатной численности бухгалтерий органов исполнительной власти, в которых, кроме профильных специалистов, оказались представители самых разных профессий — это и водители, программисты, делопроизводители. Большой вопрос вызывало и разграничение полномочий между Центром бюджетного учета и отчетности и обслуживаемой организацией. В результате к функциям центра были отнесены:

учет санкционирования расходов;

учет администрирования доходов;

учет расчетов по заработной плате;

учет финансовых и нефинансовых активов;

учет расчетов с поставщиками;

учет себестоимости услуг.

У органа государственной власти остались, например, полномочия по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств, формированию перечня подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, ведению реестра расходных обязательств, осуществлению планирования соответствующих расходов и т. д. Кроме того, было принято решение о сохранении в штате ГРБС хотя бы по одному специалисту-экономисту, который будет осуществлять связь с централизованной бухгалтерией.

Конечно, создание централизованной бухгалтерии — дело затратное. Но в перспективе ожидается значимый экономический эффект, в частности за счет оптимизации численности бухгалтеров и экономии на обслуживании информационных систем.

Думаем о приоритетах

В настоящее время субъекты РФ и муниципальные образования находятся в сложных экономических условиях. Снижаются собственные доходы бюджетов — разрыв между доходами и расходами достиг своего максимума за последние шесть лет (рисунок 3). Растет долговая нагрузка — совокупный долг субъектов и муниципалитетов по состоянию на 1 мая 2015 года составил 2,5 триллиона рублей. У четырех российских регионов размер госдолга превысил 100% собственных доходов, еще у пяти долг приближается к этой критической отметке. Высок уровень ранее принятых расходных обязательств. И все эти проблемы, как отметил заместитель директора департамента развития комплексных решений Компании БФТ Д. В. Гарин, усугубляются незавершенностью процессов внедрения программно-целевых механизмов управления и низкой результативностью и эффективностью принятых программ (рисунок 4).

Для разрешения сложившейс­я ситуации, по мнению Гарина, необходимо сосредоточиться на решении трех основных задач. Первая — это концентрация усилий на достижении приоритетных целей социально-экономического развития. То есть сокращать бюджеты можно, но при этом необходимо думать о том, чтобы развитие территории не останавливалось. Вторая — оптимизация расходов. И третья задача — создание объективной основы для оценки эффективности программ, деятельности учреждений, а также иных направлений расходования бюджетных средств. 

Ключевыми мерами для решения этих задач может быть, в частности, пропорциональное либо выборочное снижение расходов. К основным мишеням при этом можно отнести инвестиционные расходы. «Но в данной экономической ситуации, — высказал свое мнение эксперт, — если уже сокращать инвестиции, то социальной направленности, потому как они подразумевают прямые расходы не только на строительство, но и на дальнейшее содержание построенного объекта». Еще один вариант — сокращение диспозитивных расходов, осуществляемых по праву, а не по обязанности. Наиболее яркий пример диспозитивных расходов — финансирование высшего образования. По закону субъекты могут создавать свои вузы, но делать этого не обязаны. Если есть необходимость затягивать пояса, то такие расходы можно сокращать и прямой оптимизацией, и путем расширения платных услуг, и путем передачи учреждений на федеральный уровень. И третий вид расходов, которые можно сократить, — это расходы на различного рода мероприятия, так как в период кризиса выбор между хлебом и зрелищами целесообразнее делать в пользу первого. 

И еще одно направление оптимизации расходов — это мероприятия, которые связаны с финансированием учреждений. Большая часть бюджета уходит именно на содержание бюджетной сети. Оптимизация и повышение эффективности реализации основных мероприятий, направленных на финансовое обеспечение деятельности учреждений, могут быть обеспечены, во-первых, завершением перехода к единым нормативам. Причем нормативы должны стать не только инструментом финансирования, но и инструментом оптимизации расходов. Дело в том, что при нормировании деятельности легко выявляются организации, которые потребляют больше, чем другие, предоставляющие аналогичные услуги. Во-вторых, необходима оптимизация штата однотипных учреждений и укрупнение бюджетной сети. В-третьих, нужна стандартизация требований к процессу оказания услуг и материально-техническому обеспечению. И последнее — это внедрение системы эффективных контрактов с установлением показателей и критериев оценки работы руководителей и работников учреждений. Процесс этот сложный, система оценки эффективности деятельности внедряется тяжело, но работать над этим в существующих условиях необходимо.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться