Версия для печати 1901 Материалы по теме

Правительство Ульяновской области уже на протяжении нескольких лет ведет планомерную работу по увеличению доходной базы регионального бюджета, оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, а также по ужесточению контроля за использованием бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества. Только за счет деятельности службы налоговой помощи в 2014 году нам удалось повысить собираемость налоговых и неналоговых доходов, сократить задолженность по ним и увеличить поступления доходов в консолидированный бюджет Ульяновской области на 265 миллионов рублей. Это 26,5% всей суммы, на которую увеличилась доходная часть бюджета. 

Служба налоговой помощи принимает активное участие в реализации Плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста экономики и обеспечение социальной стабильности в Ульяновской области, увеличение доходов и оптимизацию расходов областног­о бюджета на 2015–2017 годы (далее — План). За I квартал 2015 года в консолидированный бюджет региона поступило 7,76 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов, что составило 105,5% к плану периода и 111,6% к аналогичному периоду прошлого года. За счет реализации профильных мероприятий Плана обеспечено поступление 361,5 миллиона рублей. 


Противодействие уходу от налогов

Взаимодействие региональной и муниципальных служб налоговой помощи с территориальными подразделениями ФНС России позволило выявить и систематизировать наиболее распространенные схемы ухода от уплаты налогов и других обязательных платежей и разработать механизмы противодействия. Эти механизмы отражены в дорожной карте по противодействию применению схем уклонения от уплаты налогов. Исполнение мероприятий дорожной карты в январе — марте 2015 года дало значимые результаты — в бюджет дополнительно поступило 370 миллионов рублей.

К примеру, способами ухода от уплаты НДФЛ является незаключение работодателями трудовых договоров с наемными работниками и выплата заработной платы, не отраженной в отчетности организации. В I квартале 2015 года муниципальными образованиями области проведен мониторинг предприятий и выявлено почти 1,5 тысячи работников, с которыми трудовые договоры не были заключены. В результате принятых мер с 672 работниками такие договоры в настоящее время подписаны. Также за I квартал 2015 года руководителями муниципальных образований заключено 363 соглашения с организациями, в соответствии с которыми работодатели обязаны довести среднемесячную заработную плату своих работников до размера не ниже среднемесячной заработной платы по Приволжскому федеральному округу.

Для повышения собираемост­и земельного налога муниципальные образования проводят инвентаризацию территорий. По итогам такой работы за I квартал 2015 года в бюджет области дополнительно поступило 21,2 миллиона рублей.

В I квартале 2015 года службой налоговой помощи выявлено 38 объектов потребительского рынка, оказывающих услуги по передаче во временное владение и пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектах нестационарной торговой сети, а также объектах организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей. В январе — марте текущего года при проведении инвентаризации территорий в рамках муниципального земельного контроля выявлено 255 юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, 13 из них поставлено на учет в налоговую службу (Управлением ФНС России по Ульяновской области в I квартале года в ходе 70 выездных налоговых проверок были выявлены схемы ухода от налогообложения с участием 172 фирм-однодневок. По результатам проверок доначислено 320 миллионов рублей. 

За I квартал 2015 года в муниципальных образованиях области выявлено 55 случаев невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. 38 неплательщикам направлены уведомления о необходимости постановки на налоговый учет — восемь должников уже выполнили требования. 

В районах области постоянн­о проводятся месячники налоговой помощи, в которых приняли участие более 30 тысяч человек. В итоге совместными усилиями Министерства финансов Ульяновской области, территориальных подразделений ФНС и службы налоговой помощи в консолидированный бюджет Ульяновской области дополнительно мобилизовано 754,3 миллиона рублей. 

Повышение эффективности госзакупок

Однако работу, направленную на увеличение доходной базы бюджета, необходимо сочетать с рациональным расходованием бюджетных средств. Координирует деятельность по реализации соответствующих мероприятий Плана Межведомственный совет при губернаторе по повышению эффективности бюджетных расходов. Общая сумма экономии средств областного бюджета за прошлый год составила 681,6 миллиона рублей. 

Большая работа по повышени­ю эффективности государственных закупок проводилась в рамках комиссии, которая была создана региональным правительством в целях предотвращения неэффективного расходования средств областного бюджета при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) до направления конкурсной документации в уполномоченный орган. Отмечу, что возглавляет комиссию один из заместителей губернатора, а ее задачей является оценка государственных контрактов, содержания конкурсной документации, реальной необходимости заявленной заказчиком комплектности приобретаемого товара, наличия лимитов бюджетных обязательств на осуществление конкретной закупки, выявление аффилированных фирм с целью исключения сговора между поставщиками и защиты конкуренции. Общая сумма рассмотренных в 2014 году заявок составила 1,23 миллиарда рублей. Из 237 заявок 62 были отклонены при первичном рассмотрении технико-экономических заданий. Экономический эффект при этом составил 29,5 миллиона рублей.

Министерство финансов ежедневно производит согласование перечня государственных закупок областных государственных учреждений и органов исполнительной власти за счет средств областного бюджета, внебюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования. Одобрение получают только первоочередные расходы на приобретение медикаментов, продуктов питания, горюче-смазочных материалов, а также расходы, связанные с устранением предписаний надзорных органов. За 2014 год до начала оформления конкурсно­й документации нами были приостановлены закупки на общую сумму 23,1 миллиона рублей.

Оптимизация социальных льгот

В соответствии с ранее упомянутым Планом мероприятий, направленных на рост экономики и доходов областного бюджета, мы внедряем адресный подход к предоставлению мер социальной поддержки населения, а также работаем над повышением их эффективности. В 2014 году были внесены изменения в десять нормативных правовых актов области. В результате экономия средств, предусмотренных на реализацию мер социальной поддержки, в прошлом году составила 168,8 миллиона рублей. Планируемая экономия этого года — 678,4 миллиона рублей, это 13,5% от общей суммы расходов на соцподдержку.

Также в 2014 году проведена большая совместная работа правительства и Минфина региона по изменению условий реализации Закона Ульяновской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». Сумма именного регионального капитала «Семья», предоставляемого в рамках этого закона, варьируется от 50 тысяч рублей (на второго ребенка) до 700 тысяч рублей (на седьмого и каждого последующего). В прошлом году из областного бюджета на предоставление именного капитала было выделено 257 миллионов рублей. Однако анализ реализации закона показал, что единовременная выплата даже в такой значительной сумме неэффективна, так как полученные средства родителями зачастую направляются не на развитие ребенка. Тем не менее благополучные семьи, которые готовы достойно содержать и воспитывать детей, должны получать более широкий спектр направлений использования капитала «Семья». Для решения этой задачи в Ульяновской области введена такая форма взаимодействия государства и семьи, как социальный демографический контракт. Это соглашение, в соответствии с которым семья обязуется направить свои усилия, в том числе финансовые, на воспитание и всестороннее развитие ребенка, а государство — компенсировать (полность­ю либо частично) стоимость услуг, которыми мамы и папы для этого воспользовались.

Институциональная 

реформа

В результате реорганизации государственных органов (ликвидация, объединение) количество государственных учреждений в области сократилось на девять единиц. Штатная численность работников исполнительных органов государственной власти сокращена на 30%, это 304 штатные единицы. В результате экономия средств областного бюджета в 2014 году составила 103,2 миллиона рублей (8,6% от расходов на содержание государственных органов). В 2015 году реорганизуются территориальные органы Министерства здравоохранения и социального развития — их штатная численность также сократится на 30%.

В октябре 2014 года принят­ы изменения в законодательство Ульяновской области по ограничению размера выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет с шестимесячного до трехмесячного денежного содержания и по увеличению стажа работы лиц, замещавших государственную должность, при выходе на пенсию за выслугу лет с одного года до трех лет. 

Проведена работа по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления. В результате штатная численность работников сокращена на 30–50% (более 1,5 тысячи штатных единиц). Экономия составила 44,5 миллиона рублей. 

Принято решение об уменьшении денежного содержания государственных гражданских служащих и лиц, замещающих отдельные государственные должности, на 10%. Это позволит сохранить в бюджете 47 миллионов рублей и 44 миллиона рублей соответственно. Предполагаемая экономия от аналогичных мер, принятых на муниципальном уровне, по оперативным данным, должна составить 44,8 миллиона рублей.

Финансовый контроль

Правительством Ульяновской области принято два распоряжения, предусматривающих реализацию дополнительных мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, — «О дополнительных мерах по повышению эффективности расходования средств областного бюджета, направляемых на строительные и ремонтные работы» и «О мерах по ликвидации неэффективных расходов консолидированного бюджета области в рамках антикризисных мер, принимаемых региональным правительством». Что сделано и делается в этом направлении? 

Правительством Ульяновской области функции заказчика строительства всех новых объектов и работ по капитальному ремонту и реконструкции возложены на областное учреждение — ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик». Причем на региональном уровне это учреждение будет осуществлять функции государственного заказчика, переданные ему от ГРБС вместе с соответствующими бюджетными ассигнованиями. На муниципальном уровне «Ульяновскоблстройзаказчик» будет осуществлять функции технического заказчика, то есть от имени муниципалитетов заказывать проектную документацию, размещать заказ на строительство, осуществлять строительный контроль и другие функции. Органы МСУ фактически будут производить только оплату выполненных работ. Данная мера является оправданной, поскольку доля средств местного бюджета в софинансировании таких расходов, как правило, незначительна. 

В контрольной деятельности происходит смещение акцента с последующего контроля на текущий. При санкционировании расходов бюджета на стадии проведения кассовых операций финансовый орган теперь проверяет гораздо более широкий перечень документов, являющихся основанием для предоставления средств юридическим лицам и местным бюджетам. Цель этой работы — предупредить возможные нарушения до фактического расходования бюджетных средств. 

Мы продолжаем уделять огромное значение реализации заложенного в идеологию Федерального закона № 252‑ФЗ принципа неотвратимости наказания за нарушения, совершенные при использовании бюджетных средств и государственного имущества. На уровне региона издано распоряжение губернатора, определяющее меры по обес­печению неотвратимости наказания. Финансовый орган в полной мере реализует полномочия по привлечению к административной ответственности за совершение нарушений в сфере общественных финансов (с начала 2015 года возбуждено 25 административных производств). Неотвратимость наказания даже включена в качестве одного из мероприятий упомянутого Плана, по которому установлено 100-процентное достижение показателя по применению к нарушителям мер административного, дисциплинарного или материального характера.

В нормативные правовые акты об отраслевых системах оплаты труда руководителей и иных работников государственных (муниципальных) учреждений включены механизмы снижения размера выплат стимулирующего характера за нецелевое, неправомерное, неэффективное расходование бюджетных средств и (или) использование государственного (муниципального) имущества. Например, за нецелевое, неправомерное и (или) неэффективное использование бюджетных средств в сумме до 10 тысяч рублей включительно стимулирующие выплаты могут быть снижены на 10%, до 50 тысяч рублей включительно — на 20%, до 100 тысяч рублей включительно — на 30%, до 500 тысяч рублей включительно — на 50%, до миллиона рублей включительно — на 75%, свыше 1 миллиона рублей включительно — на 100%. В 2014 году стимулирующие выплаты были снижены 25 должностным лицам, к 51 должностному лицу применены дисциплинарные взыскания. Информация о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении нецелевого, неправомерного, неэффективного расходования бюджетных средств и (или) использовании государственного (муниципального) имущества, размещается в сети интернет.

Поделиться