Государство№9 сентябрь 2006 — 27 октября 2006

Николай Меркушкин. Основные характеристики консолидированного и республиканского бюджетов Республики Мордовия

Версия для печати 11017 Материалы по теме

 

Путин и губернатор
 Задачи бюджетной политики в 2006 г. и в среднесрочной перспективе. 

В республиканском бюджете Республики Мордовия на 2006 г. предусмотрено доходов в сумме 12 985,1 млн руб. и расходов в сумме 13 669,1 млн с превышением расходов над доходами на 684 млн, или 8,2% от доходов республиканского бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Основными налоговыми доходными источниками в 2006 г. для консолидированного и республиканского бюджетов являются налоги на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на имущество, а также акцизные сборы. Ожидается увеличение поступлений (по сравнению с 2005 г.) налогов на имущество почти вдвое, налога на доходы физических лиц – на 24%, акцизных сборов – на 15%.
Доля собственных доходов в консолидированном бюджете Республики Мордовия составит 65%, в то время как в 2002 г. она была менее 50%.
Объем финансовой помощи из федерального бюджета в 2006 г. по сравнению с прошлым годом возрос незначительно. Если дотация из Фонда финансовой поддержки регионов увеличилась на 35%, то дотация на сбалансированность бюджета составила около 15% от уровня 2005 г., а средства Фонда софинансирования социальных расходов – менее 50%.
Впервые в республике проект консолидированного бюджета рассматривался в рамках трехлетнего бюджетного планирования на 2006–2008 гг. Это реальный шаг к повышению качества и точности показателей бюджета, эффективности управления региональными финансами. Перспективный финансовый план Республики Мордовия до 2008 г. подготовлен в рамках перехода к среднесрочному планированию, предусмотренному правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг., согласно которой прирост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов с учетом действующего законодательства (без межбюджетных трансфертов) в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составит 12,6%, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. – 26,3%.
В свою очередь, учитывая растущий экономический потенциал региона, можно с уверенностью прогнозировать поступления налогов в бюджет республики с ростом (по сравнению с 2006 г.) в 2007 г. на 15,5% и в 2008 г. – на 31%.

Реформа межбюджетных отношений
Практическая реализация в Российской Федерации реформы местного самоуправления, существенным образом расширяющей полномочия муниципалитетов, усиливает для Мордовии значимость мероприятий по совершенствованию межбюджетных отношений на уровне «республика – муниципальные образования». Планируется адаптация к требованиям нового федерального законодательства и повышение эффективности применяемой в регионе системы выравнивания бюджетной обеспеченности территорий и механизмов расширения и увеличения собственной доходной базы бюджетов муниципальных образований.
Весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках реформирования, будет проводиться открыто, гласно, с максимальным вовлечением представителей общественности, трудовых коллективов и средств массовой информации. В перспективе данные меры призваны стабилизировать финансовую систему Республики Мордовия и, как следствие, повысить кредитные рейтинги региона. Реализация поставленных целей и задач развития в целом позволит региону повысить свою конкурентоспособность, занять достойное место в Российской Федерации, выйти на бездотационность и самофинансирование.
С 1 января 2006 г. в республике вступили в силу положения федерального законодательства в части организации местного самоуправления и межбюджетных отношений, определяющие порядок установления дополнительных нормативов отчислений от регулирующих доходов и формирующие четкую систему межбюджетных трансфертов. В целом сумма межбюджетных трансфертов в 2006 г. возросла к уровню 2005 г. в 1,5 раза, составив 3 173,6 млн руб.
Функционирующая в Мордовии с 2006 г. система межбюджетных отношений позволяет сохранить ранее действовавшую и положительно зарекомендовавшую себя систему, не нарушая требований и ограничений федерального законодательства, и обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов на уровне республиканского и местных бюджетов. Основными принципами межбюджетных отношений в этом году остаются:
 использование единого нормативного подхода к определению доходного потенциала и расходной потребности по каждому муниципальному образованию;
 предоставление из республиканского бюджета финансовой помощи бюджетам муниципальных районов с целью выравнивания бюджетной обеспеченности и с учетом выполнения основных показателей социально-экономического развития территории муниципального района;
 предоставление из бюджетов муниципальных районов финансовой помощи бюджетам муниципальных поселений с целью выравнивания бюджетной обеспеченности и с учетом выполнения основных показателей социально-экономического развития территории муниципального поселения;
 передача полномочий по оказанию бюджетных услуг другим уровням бюджетной системы с целью максимизации эффективности их предоставления.

Площадь в Мордовии


Ключевым вопросом обновления системы межбюджетных отношений в республике стало изменение подходов к оказанию финансовой поддержки муниципальных образований. С 2006 г. изменилась не только структура местных бюджетов, но и их взаимоотношения с бюджетом республики – они теперь построены на законодательной основе в форме межбюджетных трансфертов. Любая передача государственных полномочий органам местного самоуправления сопровождается выделением местным бюджетам субвенций на их осуществление.
В соответствии с федеральным законодательством в составе бюджета республики созданы Фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа), Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов и Фонд муниципального развития.
Межбюджетные трансферты из республиканского бюджета предоставляются в форме:
 финансовой помощи муниципальным районам (городскому округу), в том числе дотаций из республиканского Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа), субсидий из республиканского Фонда софинансирования социальных расходов и республиканского Фонда муниципального развития;
 субвенций муниципальным районам (городскому округу) из республиканского Фонда компенсаций;
 иных субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета местным бюджетам;
 бюджетных кредитов муниципальным районам (городскому округу).
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:
 финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений, в том числе дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений, иных дотаций и субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов;
 субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений для осуществления переданных полномочий по вопросам местного значения муниципальных районов в соответствии с соглашениями о передаче полномочий поселениям, заключенными между муниципальными районами и поселениями;
 субвенций из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов для осуществления переданных полномочий по вопросам местного значения поселений в соответствии с соглашениями о передаче полномочий муниципальным районам, заключенными между поселениями и муниципальными районами.

Реформирование муниципальных финансов
В настоящее время в регионе складываются благоприятные условия для ускорения реформирования государственных и муниципальных финансов. В указе Главы Республики Мордовия «О бюджетной политике на 2006 г.» определены элементы новых направлений, стимулирующих экономический рост, позволяющих уменьшить социальное неравенство путем совершенствования методов и форм социальной поддержки населения, повысить эффективность использования бюджетных средств за счет применения механизмов программно-целевого бюджетирования, формировать бюджет исходя из целей и планируемых результатов государственной политики, четкой увязки бюджетных ассигнований с результатами.
В настоящее время разработана Программа реформирования региональных финансов Республики Мордовия на 2006–2007 гг., реализация которой даст возможность сохранить особую систему межбюджетных отношений, сложившихся в республике, стимулировать инициативу местного самоуправления в увеличении собираемости налогов, поступлении собственных доходов. Выполнение указанной программы является ключевым моментом в увеличении инвестиционного потенциала республики, способствуя успешному решению проблем развития региона.

Программно-целевой метод бюджетного планирования
Одним из основных направлений реформирования бюджетного процесса является переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. В Мордовии утвержден порядок разработки, утверждения и реализации республиканских и ведомственных целевых программ.
Для повышения эффективности расходования бюджетных средств в регионе уже сейчас принят ряд мер. В частности, сформирован перечень основных социальных услуг, которые могут предоставляться негосударственными организациями; в стадии разработки находятся полный перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в них, и стандарты качества предоставления бюджетных услуг по видам последних; проведена инвентаризация бюджетных расходов с точки зрения возможности их осуществления на основе проведения конкурсных бюджетных закупок; создана методология планирования временных кассовых разрывов по месяцам в пределах текущего финансового года. Определены количественные показатели для оценки результатов выполнения функций и задач всех главных распорядителей бюджетных средств. Бюджетные расходы увязываются с конечным результатом деятельности министерств и ведомств посредством системы премирования в зависимости от количественных показателей достижения запланированных целей и задач.
По системе оплаты труда, увязанной с результатами функционирования отраслей экономики республики, работают все, начиная от главы республики, членов правительства и заканчивая рядовым госслужащим. Введен дифференцированный подход к оплате труда глав районов, сел и поселков: базовая часть этой оплаты зависит от того, в какую группу муниципальных образований входит тот или иной район, поселок, село. Прогрессивная, переменная часть заработной платы в общем ее фонде доведена до 50–60% и напрямую зависит от результатов социально-экономического развития территории.
В целях повышения эффективности расходов бюджетных средств планируется разработать и внедрить в практику бюджетного планирования элементы бюджетирования, ориентированного на результат, которое предполагает переход от затратного метода планирования бюджетных средств к планированию с учетом результативности деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств по предоставлению бюджетных услуг населению и достижения определенного социально-экономического результата.
В основу новой системы бюджетирования положены следующие принципы:
 планирование затрат по видам расходов на основе социально-экономической результативности деятельности;
 распределение бюджетных средств в зависимости от достижения показателей социально-экономической результативности;
 свобода распорядителей бюджетных средств в выборе способов решения поставленных перед ними задач;
 ответственность распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей за конечный результат;
 ориентация на внутренний контроль эффективности расходов при сохранении внешнего контроля за целевым использованием бюджетных средств.
В настоящее время финансирование бюджетных учреждений и организаций осуществляется без тесной увязки с приоритетами социально-экономической политики, количеством и качеством выполняемых работ. В результате ограниченные бюджетные ресурсы расходуются нерационально, отдельные социально-значимые услуги испытывают дефицит финансирования. В связи с обозначенной проблемой возникает потребность четкого определения перечня востребованных населением бюджетных услуг, ранжирования их по степени социальной значимости, выявления объемов и критериев качества, а также установления четких процедур и регламентов их предоставления и финансирования.
Актуальным является внедрение в практику стандартов качества бюджетных услуг, что позволит привлечь в сферу оказания социальных услуг негосударственные организации и, следовательно, частные инвестиции. Появление конкурентной среды на рынке бюджетных услуг позволит формировать государственный заказ c оптимальным соотношением цены и качества предоставляемых услуг.
Существенным фактором повышения эффективности региональной бюджетной политики в социальной сфере являются оптимизация и реструктуризация сети региональных бюджетных учреждений, проработка механизма перевода части учреждений в форму негосударственных организаций.
В рамках реализации административной реформы планируется оптимизировать работу ведомств и структурных подразделений исполнительных органов государственной власти республики, к компетенции которых относится предоставление бюджетных услуг населению. С этой целью необходимо четко определить круг задач, стоящих перед каждым ведомством, методов их решения, систему отчетности и контроля. На данном этапе будет проведен ряд мероприятий, призванных повысить роль планирования и прогнозирования, создать систему показателей оценки результативности деятельности управляющих субъектов.

В народе

Социальная направленность бюджета
При разработке финансового плана приоритетными бюджетными расходами стали расходы социальной направленности – в первую очередь это повышение доступности и качества бюджетных услуг, увеличение уровня социальной защищенности граждан. Для решения поставленной в послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2005 г. задачи по повышению доходов работников бюджетной сферы в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза за три года предусмотрено поэтапное увеличение расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений Республики Мордовия в течение всего планируемого периода.
В целом в структуре расходов в 2006–2008 гг. запланированы уменьшение доли, направляемой на поддержку негосударственных организаций; снижение налогового бремени; обеспечение сбалансированности долговой политики; оценка принимаемых обязательств.
Важными составляющими в сфере повышения уровня и качества жизни населения являются денежные доходы и заработная плата, и здесь с 2000 г. наблюдается устойчивая положительная динамика. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 1999 г. в 1,6 раза, причем за последние три года – на 26,7%. Среднедушевые денежные доходы населения в 2005 г. составили 3 998 руб., увеличившись в номинальном выражении по сравнению с предыдущим годом на 22%, а реальные составили 107,6% к 2004 г., чему способствовал в первую очередь рост среднемесячной заработной платы.
В последние три года реальная заработная плата в Мордовии росла более высокими темпами, чем в среднем по России. Так, номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2005 г. составила 5 093 руб., увеличившись по сравнению с 2004 г. на 27,3%. Опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен обеспечил повышение реальной заработной платы на 12,6% (по России – на 10%), хотя в абсолютном выражении по России она больше. Задолженность по выплате заработной платы, обусловленная отсутствием финансирования из бюджетов всех уровней, отсутствует.
Прогнозируемый экономический рост обеспечит увеличение реальных денежных доходов населения в среднем на 9,1% ежегодно и приведет к сокращению уровня бедности в 2008 г. в два раза по сравнению с 2005 г. С учетом роста реальных доходов населения и мер по социальной поддержке малообеспеченных и слабозащищенных категорий граждан в среднесрочной перспективе будут созданы предпосылки для постепенного сокращения дифференциации доходов населения по отдельным децильным группам.
В 2006–2008 гг. заработную плату планируется повысить в 1,4 раза. В частности, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата увеличится с 6 365 руб. в 2006 г. до 9 060 руб. в 2008 г.

Управление государственным долгом
Стратегия управления государственным долгом Мордовии в 2006 г. нацелена на снижение объема средств, направляемых на обслуживание и погашение этого долга, и соблюдение установленных Бюджетным кодексом РФ параметров.
Одним из направлений реформирования системы управления общественными финансами в республике является совершенствование долговой политики, предполагающее внедрение в практику управления формализованных процедур управления долговыми обязательствами и предоставление гарантий. Для этого вырабатывается методология управления республиканским долгом, решаются вопросы оптимизации затрат по обслуживанию долга и процентных расходов. Реализация указанных мероприятий призвана повысить кредитоспособность региона и стимулировать приток инвестиций в экономику.

Занятость населения
Численность занятого населения в 2004 г. в республике составила 403,9 тыс. человек и в последние пять лет остается стабильной. Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению количества безработных граждан: с 57,7 тыс. человек в 1996 г. до 30,3 тыс. в 2005 г. Численность официально зарегистрированных безработных снизилась за этот период в пять раз и на 1 апреля текущего года составила 6,7 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы равен 1,5% от численности экономически активного населения, что на 0,5 п.п. ниже уровня соответствующего периода 2005 г.

 

Дорога

Справка

Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа РФ, расположена в центре Европейской части России, в бассейне реки Волги. Граничит с Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской областями и Чувашской Республикой. Территория – 26,1 тыс. кв. км. Столица – Саранск (600 км от Москвы).
Мордовия находится на границе лесной и степной природных зон, в зоне с умеренно континентальным климатом.
Из природных ископаемых наибольшее хозяйственное значение имеют месторождения мергелево-меловых пород и опоки, используемые для производства высококачественного цемента, их разведанные запасы превышают 360 млн куб. м. Кроме того, на территории республики расположено множество месторождений торфа, запасы которого составляют около 28 млн т. Отмечены несколько участков рек Мокша, Вад, Сура, где имеются залежи мореного дуба.
В структуре земельного фонда 68,7% (1796,3 тыс. га) занимают земли сельскохозяйственного назначения, в том числе 1,1 млн га – пашни. Наиболее ценны выщелоченные и оподзоленные черноземы, которые составляют более 44% пашен. Комплекс серых лесных почв охватывает 23% пахотных угодий, темно-серых лесных почв – 14%, светло-серых – 8%; более 5% пашни приходится на наименее качественные дерново-среднеподзолистые почвы.
Лесной потенциал представлен запасами древесины хвойных и лиственных пород в объеме 96,5 млн куб.м на площади 642,7 тыс. га. Расчетная лесосека по республике составляет 715,5 тыс. куб. м, в том числе 76,7 тыс. по хвойным породам, 76,5 тыс. по твердолиственным и 562 тыс. по мягколиственным. Освоение расчетной лесосеки в 2005 г составило 204 тыс. куб. м, объем лесовосстановления – 1100 га.

Численность населения Республики Мордовия по состоянию на 1 января 2006 г. равнялась 856,8 тыс. человек, общий коэффициент рождаемости в 2005 г. составил 8,6 на 1000 населения. Возрастная структура населения такова (на 1 января 2005 г.): трудоспособного возраста – 62,3%, моложе трудоспособного – 15,8%, старше трудоспособного – 21,9%. Этнический состав: русские – 60,8%, мордва – 31,9%, татары – 5,2%, другие национальности – 2,1%.
Численность населения наиболее крупных городов республики (на 1 января 2006 г.): Саранск – 324,2 тыс. человек, Рузаевка – 48,6 тыс. человек, Ковылкино – 21,3 тыс. человек.
Миграционные процессы в Мордовии являются следствием социально-экономической обстановки в стране в целом. В 2005 г. положительное сальдо миграции у республики сохраняется в обмене со странами СНГ и Балтии. Миграционная убыль населения составила 2369 человек. Основной поток миграции внутри страны направляется в Москву и Московскую область (73,5% всего внутрироссийского миграционного оттока из республики).
Более 10% ВРП дает строительство, более 11% – торговля и общественное питание, 6% – транспорт и связь.
Республика располагает развитым инфраструктурным потенциалом, особое значение в котором имеют транспортные коммуникации. Протяженность автомобильных дорог составляет 5,5 тыс. км. Через территорию Мордовии проходят федеральная трасса М5 «Урал» и две дороги федерального значения – 1Р 158 «Нижний Новгород – Арзамас – Саранск» и 1Р 178 «Саранск – Сурское – Ульяновск». Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля) составляет 29,4, при этом плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием равна 169,2 км на 1000 кв. км территории.
Эксплуатационная длина железнодорожных сетей – 0,5 тыс. км. Республика имеет железнодорожное сообщение с Северо-Западным, Центральным, Южным и Уральским федеральными округами. Город Рузаевка – крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги.
В Саранске функционирует аэропорт, способный принимать самолеты грузоподъемностью до 100 т.
Мордовия – энергодефицитный регион. Основной объем потребления электроэнергии приходится на промышленность, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство и транспорт. В республике практически завершена газификация населенных пунктов (98%).
Республика обеспечена всем комплексом современных видов связи. Функционируют 456 АТС общей емкостью 230,9 тыс. номеров с программным управлением. Введены в эксплуатацию современные телефонные сети, электронные АТС, цифровые системы передачи информации, увеличивается число пользователей сети Интернет. Внедрена система телемедицины, позволяющая получать консультации в крупнейших медицинских центрах России. Действуют три ведущих российских и два региональных оператора сотовой связи: «МТС», «Билайн», «МегаФон», «СМАРТС» и «РТКОМ».
В Мордовии реализуется пилотный проект создания сети многоканального цифрового эфирного телевещания стандарта DVВ-Т, цель которого – уже в 2006 г. обеспечить население высококачественным комплексом информационных услуг.
Структура финансовых институтов в республике представлена четырьмя самостоятельными коммерческими банками, четырьмя филиалами крупнейших российских банков, 11 страховыми и рядом лизинговых компаний.

Поделиться