Версия для печати 2415 Материалы по теме

Контрактная система сегодня находится в состоянии настройки. В частности, возникает много проблем, связанных с кризисом и с тем, что меняются задачи, стоящие перед системой закупок и экономикой в целом. Для того чтобы настроить систем­у на нужный лад, в минувшем году было принято девять пакетов изменений в закон № 44‑ФЗ. За все время действия закона было принято 72 правительственных акта и 15 ведомственных. Это не считая распоряжений Правительства РФ в отношении локальных вопросов, принимаемых десятками. Как признался директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России М. В. Чемерисов, ряд подзаконных актов принят с нарушением сроков, в отдельных случаях был нарушен регламент. Но тем не менее все документы, которые обеспечивают своевременное вступление тех или иных норм закона, на сегодняшний день приняты. 


Июнь текущего года стал рекордным: Правительство России подписало сразу четыре важных и долгожданных постановления, все они датированы 5 июня 2015 года. Постановлением № 552 утверждены правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требования к его форме. Постановлением № 553 — правила формирования, утверждения и ведения плана-графика и его форма. Постановлением № 554 — требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок субъектов РФ и муниципалитетов и к его форме. И постановление № 555 устанавливает порядок обоснования закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и формы такого обоснования. «Многие принятые акты сложны для восприятия, тем не менее они есть, и надо начинать с ними работать», — подчеркнул Чемерисов. Выступая перед участниками форума, чиновник на ближайшую перспективу пообещал все, кроме стабильности в законодательстве о контрактной сис­теме.

Не только минусы, есть и плюсы

Контрактная система подвергается не меньшей критике, чем 94-й закон. И в большинстве случаев она заслуженная. Вместе с тем, по словам Чемерисова, система показывает и хорошие экономические результаты. Благодаря применению закупочных процедур, установленных Законом № 44‑ФЗ, существенно возросла экономия консолидированного бюджета РФ на всех уровнях. Общий объем экономии в минувшем году составил 891 миллиард рублей. Разница между суммарной начальной (максимальной) ценой контрактов и ценой фактически заключенных контрактов по результатам состоявшихся процедур составляет 15%, то есть на столько в среднем снижалась максимальная цена контрактов по России.

Также, по мнению Чемерисова, достигнут стратегический прорыв в вопросах поддержки малого и среднего бизнеса. Объем прямых контрактов (в рублях), заключенных с малым бизнесом, вырос на 62%. С учетом нормы о включении в контракт условия о привлечении к его исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства поддержка малого бизнеса выросла более чем в два раза. А это сотни миллиардов рублей, которые реально пошли на поддержку малого и среднего бизнеса. 

Особенности экономическо­й ситуации в прошлом и текуще­м году заставили рассматривать контрактную систему в первую очередь как инструмент государст­венно-экономической политики. В силу огромного объема средств — на закупки на всех бюджетных уровнях ежегодно тратится порядка 9 триллионов рублей — можно говорить о том, что закупки влияют в целом на макроэкономическую ситуацию в стране. По данным Минэкономразвития, в минувшем году заключено порядка 915 тысяч контрактов на общую сумму 783 миллиарда рублей с поставщиками, предлагающими отечественный товар. Это стало возможным только благодаря применению национального режима, предусмотренного статьей 14 Закона № 44‑ФЗ. 

Изменения, которым рады

Сообщение директора департамента об отмене обязанности заполнения формы федерального статистического наблюдения 1-контракт и 1-закупки участники форума встретили аплодисментами. По оценкам Минэкономразвития России, отказ от статнаблюдения позволит сэкономить порядка 650 миллионов рублей. Вместе с тем очень важно, чтобы органы, регулирующие контрактную систему, получали всю необходимую информацию. Для этого будет издан совместный приказ Минэкономразвития России и Минфина России, определяющий формы 1-торги, 1-закупки, которые будут заполняться автоматически за счет выгрузки информации с официального сайта закупок, из системы «Электронный бюджет», ресурсов Казначейства России. «Мы постараемся, чтобы не было выпадения информации, — пообещал Чемерисов. — Для этого, возможно, придется изменить объе­м информации, размещаемый в ре­естре контрактов». Впервые информацию, полученную цивилизованным путем, региональные регуляторы должны получить в конце июля. 

Кроме того, Минэкономразвития России вынуждено было сократить более чем в два раза закупки, преду­сматривающие обязательное проведение экспертизы сторонними организациями. Связано это с тем, что ее проведение влечет за собой дополнительные финансовые издержки, но самое главное — эта норма не показала сколь-либо значимого положительного результата. Однако вопрос о привлечении экспертов в рамках госзакупок регулятор совсем с повестки не снимает. «Экспертиза нужна, и мы будем стараться создать механизм, который упорядочит систему привлечения экспертов», — отметил чиновник.

Отклонить или нет. Вопрос!

Контрактная система из окон Минэкономразвития России видится несколько иначе, чем ее видят закупщики. Они первые выявляю­т все те пробелы, которые появляются в законодательстве о закупках и в значительной степени затрудняют их работу. 

На сегодняшний день серьезный правовой пробел в Законе № 44‑ФЗ связан с вопросом отклонения заявок поставщика из-за отсутствия у него формы СТ-1, подтверждающей страну происхождения товара. По мнению Чемерисова, такая заявка не должна отклоняться. Например, если поставщик предлагает американское оборудование, то он априори не сможет получить данный документ. Если же речь идет об отсутствии формы СТ-1 у поставщика, предлагающего российский товар, то и такая заявка не должна отклоняться, просто поставщик не сможет воспользоваться установленными законодательством преференциями. «Данный правовой дефект будет урегулирован, — пообещал директор департамента. — Пока же наша позиция, согласованная с ФАС, такова: отсутствие СТ-1 не повод отклонять заявку». 

Планы на перспективу

В текущем году Минэкономразвития России планирует запустить несколько пилотных проектов. Первый — с электронными площадками по внедрению механизма простого шифрования заявок от участников закупок. Шифрование существенно повысит конфиденциальность информации о тех, кто изъявил желание участвовать в торгах, соответственно, повысит и эффективность электронных процедур. Второй проект предполагает упрощение аккредитации участников закупок на электронных площадках. Суть его в том, что при аккредитации участников избавят от необходимости подачи большого пакета документов оператору электронной площадки. Все необходимые сведения о хозяйствующем субъекте оператор получит через систему межведомственного электронного документооборота, как это происходит при предоставлении государственных и муниципальных услуг. 

И последний пилотный проек­т. Минэкономразвития решило не дожидаться 1 января 2017 года и опробовать на федеральных заказчиках, субъектах РФ (кто изъявит желание) применение каталога товаров и услуг. По словам чиновника, каталог создан, и сейчас в нем 30 тысяч позиций товаров и услуг, однако его нужно нарастить хотя бы до 200 тысяч. 

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться