Как считать совокупный годовой объем?
Итак, ситуация 1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 2 миллиона рублей, или 5% совокупного годового объема закупок заказчика. То есть для определения количества (объема) контрактов, которые могут быть заключены заказчиком на основании пункта 4 статьи 93 закона о контрактной системе (стотысячных контрактов), необходимо определить точное значение понятия «совокупный годовой объем закупок заказчика», от размера которого будут исчисляться 5% допустимого количества контрактов.
Понятие совокупного годового объема закупок закреплено в пункте 16 статьи 3 закона о контрактной системе. Согласно данной норме под совокупным годовым объемом следует понимать «утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году». Ключевой фразой вышеуказанного понятия являются слова «подлежащих оплате». Сложность состоит в том, что понимать словосочетание можно в нескольких аспектах: контракты, которые должны были быть, но не были оплачены в связи с отсутствием финансирования (имеются в виду планируемые расходы), или же только те контракты, которые были реально оплачены. В случае, если мы принимаем первый аспект, возникает вопрос: в каком году (в текущем или в году, в котором состоится факт оплаты) учитывать сумму задолженности по контрактам, не оплаченным в планируемом периоде? От того, какой из вышеуказанных вариантов понимания и толкования понятия «совокупный годовой объем закупок» выберет заказчик, зависит исчисление количества стотысячных контрактов, которые он вправе заключить в конкретном календарном году.
Полагается правильным, что расчет совокупного годового объема закупок должен осуществляться с учетом количества оплаченных в текущем финансовом году контрактов, заключенных в различные предшествующие периоды. То есть совокупный годовой объем закупок должна образовывать именно сумма оплаченных контрактов. Ведь именно из количества потраченных денежных средств должен отсчитываться предел допустимых контрактов в упрощенной форме на сумму не более 100 тысяч рублей. Однако закон о контрактной системе однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, пока не дает.
Изменить условия контракта. Возможно ли?
Ситуация 2. Согласно статье 95 закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в реестр контрактов, заключенных заказчиком. Проведенный анализ практики различных заказчиков по исполнению требований статьи 95 закона о контрактной системе показал, что согласие на замену товара с улучшенными характеристиками осуществляется в форме дополнительного соглашения между заказчиком и поставщиком. Вместе с тем в некоторых случаях заключение указанного дополнительного соглашения не представляется возможным в силу различных обстоятельств. В этой связи остается открытым вопрос о том, допустимо ли согласовать поставку товара с улучшенными характеристиками в ходе переписки между заказчиком и поставщиком по вопросу исполнения контракта и поставки товара с улучшенными характеристиками (например, путем письменного ответа поставщику на его обращение о совершении указанных действий).
При этом согласно статьи 95 закона о контрактной системе стороны могут согласовать замену товара на товар с улучшенными характеристиками в части его качества, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств). Однако на практике возникают случаи, когда указанные характеристики товара не меняются и поставщик просит согласовать поставку товара с такими же характеристиками, но другого производителя. Например, в случае, если один из производителей прекратил производство товара и участник имеет возможность обеспечить поставку товара с аналогичными характеристиками, но другого производителя. В указанном случае возникает вопрос: допустимо ли изменить договор в части наименования производителя товара, являющегося предметом контракта, без изменений характеристик самого товара?
На практике многие заказчики вынуждены вносить изменения в контракт (договор) в части замены производителя товара с идентичными характеристиками. При этом представляется правильным, что такие изменения, как и любые другие, пусть самые незначительные, должны быть оформлены в виде дополнительного соглашения, даже если необходимо заменить одну цифру в реквизитах сторон договора. Именно дополнительное соглашение является надлежащей формой согласования различных вопросов, касающихся изменения условий исполнения договора.
При этом на практике часто возникают ситуации, когда дата подписания дополнительного соглашения о внесении изменений в договор проставляется уже после того, как произошло исполнение такого договора на измененных условиях. В этой ситуации, учитывая пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса, в котором сказано: «стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора», заказчику ничего не остается, как прописывать в самом дополнительном соглашении условие о том, что соответствующее дополнительное соглашение распространяется на предшествующие отношения, когда состоялось исполнение договора на иных условиях.
При этом необходимо помнить, что законодательство о контрактной системе ограничивает возможность изменять некоторые условия контракта даже при наличии согласия сторон. Так, частью 1 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных статьей 95. Таким образом, по общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается, если иное прямо не предусмотрено законом.
Анализ статей 34, 95 закона о контрактной системе позволяет прийти к выводу о том, что к существенным условиям контракта закон относит прежде всего условие о стоимости (цене), а также условия о порядке и сроках расчетов, порядке и сроках приемки исполнения контракта. Вместе с тем ни в законе, ни в другом правовом акте законодательства о контрактной системе прямо не прописано, что следует относить к существенным условиям контракта. Это порождает сложности при принятии решения о том, когда можно вносить изменения в договор в любом случае, а когда — только по прямому разрешению закона о контрактной системе. В связи с чем сейчас представляется весьма затруднительным определить перечень случаев, когда изменения в контракт можно вносить в упрощенном порядке (при наличии только соглашения сторон), а когда нельзя, если это прямо не предусмотрено законом (если признать, что условие является существенным).
Для решения указанной проблемы заказчик может прописать в самом контракте (договоре), что именно он относит к существенным условиям — перечислить существенные условия контракта. То есть может закрепить основания (случаи), когда контракт не может быть изменен даже по соглашению сторон, если это прямо не разрешено законом о контрактной системе. Соответственно, по другим условиям, которые не определены в контракте в качестве существенных, можно будет вносить изменения в договор в упрощенном порядке — путем заключения дополнительного соглашения в простой письменной форме.
Штрафные санкции: когда и за что.
Ситуация 3. Частью 8 статьи 34 закона о контрактной системе предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик назначает поставщику штраф в размере, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063. При этом законодательством о контрактной системе не определено, что следует понимать под «ненадлежащим исполнением» контракта. Отсутствуют юридические формулировки, перечень случаев, при наступлении которых заказчик должен назначить поставщику штрафные санкции, что порождает неопределенность и может привести к неправильным действиям заказчика при назначении штрафных санкций, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Можно предположить, что заказчик в проекте контракта (контракте) вправе прописать конкретные случаи, которые должны быть расценены как ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, чтобы точно конкретизировать основания для применения штрафных санкций. Это будет честно по отношению к поставщику (исполнителю, подрядчику), и такие меры позволят избежать будущих выяснений о том, может ли применяться штраф за то или иное действие, расцененное как ненадлежащее исполнение, что в итоге может предупредить (предотвратить) судебное разбирательство по соответствующему вопросу.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что законодательство о контрактной системе до настоящего времени требует дополнения его новыми положениями, конкретизирующими, в частности, понятия «совокупный годовой объем закупок», «существенные условия контракта», «ненадлежащее исполнение обязательств по контракту».