Версия для печати 3767 Материалы по теме

Как считать совокупный годовой объем?

Итак, ситуация 1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 2 миллиона рублей, или 5% совокупного годового объема закупок заказчика. То есть для определения количества (объема) контрактов, которые могут быть заключены заказчиком на основании пункта 4 статьи 93 закона о контрактной системе (стотысячных контрактов), необходимо определить точное значение понятия «совокупный годовой объем закупок заказчика», от размера которого будут исчисляться 5% допустимого количества контрактов. 


Понятие совокупного годового объема закупок закреплено в пункте 16 статьи 3 закона о контрактной системе. Согласно данной норме под совокупным годовым объемом следует понимать «утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году». Ключевой фразой вышеуказанного понятия являются слова «подлежащих оплате». Сложность состоит в том, что понимать словосочетание можно в нескольких аспектах: контракты, которые должны были быть, но не были оплачены в связи с отсутствием финансирования (имеются в виду планируемые расходы), или же только те контракты, которые были реально оплачены. В случае, если мы принимаем первый аспект, возникает вопрос: в каком году (в текущем или в году, в котором состоится факт оплаты) учитывать сумму задолженности по контрактам, не оплаченным в планируемом периоде? От того, какой из вышеуказанных вариантов понимания и толкования понятия «совокупный годовой объем закупок» выберет заказчик, зависит исчисление количества стотысячных контрактов, которые он вправе заключить в конкретном календарном году. 

Полагается правильным, что расчет совокупного годового объ­ема закупок должен осуществляться с учетом количества оплаченных в текущем финансовом году контрактов, заключенных в различные предшествующие периоды. То есть совокупный годовой объем закупок должна образовывать именно сумма оплаченных контрактов. Ведь именно из количества потраченных денежных средств должен отсчитываться предел допустимых контрактов в упрощенной форме на сумму не более 100 тысяч рублей. Однако закон о контрактной системе однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, пока не дает. 

Изменить условия контракта. Возможно ли?

Ситуация 2. Согласно статье 95 закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в реестр контрактов, заключенных заказчиком. Проведенный анализ практики различных заказчиков по исполнению требований статьи 95 закона о контрактной системе показал, что согласие на замену товара с улучшенными характеристиками осуществляется в форме дополнительного соглашения между заказчиком и поставщиком. Вместе с тем в некоторых случаях заключение указанного дополнительного соглашения не представляется возможным в силу различных обстоятельств. В этой связи остается открытым вопрос о том, допустимо ли согласовать поставку товара с улучшенными характеристиками в ходе переписки между заказчиком и поставщиком по вопросу исполнения контракта и поставки товара с улучшенными характеристиками (например, путем письменного ответа поставщику на его обращение о совершении указанных действий).

При этом согласно статьи 95 закона о контрактной системе стороны могут согласовать замену товара на товар с улучшенными характеристиками в части его качества, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств). Однако на практике возникают случаи, когда указанные характеристики товара не меняются и поставщик просит согласовать поставку товара с такими же характеристиками, но другого производителя. Например, в случае, если один из производителей прекратил производство товара и участник имеет возможность обеспечить поставку товара с аналогичными характеристиками, но другого производителя. В указанном случае возникает вопрос: допустимо ли изменить договор в части наименования производителя товара, являющегося предметом контракта, без изменений характеристик самого товара?

На практике многие заказчики вынуждены вносить изменения в контракт (договор) в части замены производителя товара с идентичными характеристиками. При этом представляется правильным, что такие изменения, как и любые другие, пусть самые незначительные, должны быть оформлены в виде дополнительного соглашения, даже если необходимо заменить одну цифру в реквизитах сторон договора. Именно дополнительное соглашение является надлежащей формой согласования различных вопросов, касающихся изменения условий исполнения договора. 

При этом на практике часто возникают ситуации, когда дата подписания дополнительного соглашения о внесении изменений в договор проставляется уже после того, как произошло исполнение такого договора на измененных условиях. В этой ситуации, учитывая пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса, в котором сказано: «стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора», заказчику ничего не остается, как прописывать в самом дополнительном соглашении условие о том, что соответствующее дополнительное соглашение распространяется на предшествующие отношения, когда состоялось исполнение договора на иных условиях. 

При этом необходимо помнить, что законодательство о контрактной системе ограничивает возможность изменять некоторые условия контракта даже при наличии согласия сторон. Так, частью 1 статьи 95 закона о контрактной системе преду­смотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, прямо преду­смотренных статьей 95. Таким образом, по общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается, если иное прямо не предусмотрено законом. 

Анализ статей 34, 95 закон­а о контрактной системе позволяет прийти к выводу о том, что к существенным условиям контракта закон относит прежде всего условие о стоимости (цене), а также условия о порядке и сроках расчетов, порядке и сроках приемки исполнения контракта. Вместе с тем ни в законе, ни в другом правовом акте законодательства о контрактной системе прямо не прописано, что следует относить к существенным условиям контракта. Это порождает сложности при принятии решения о том, когда можно вносить изменения в договор в любом случае, а когда — только по прямому разрешению закона о контрактной системе. В связи с чем сейчас представляется весьма затруднительным определить перечень случаев, когда изменения в контракт можно вносить в упрощенном порядке (при наличии только соглашения сторон), а когда нельзя, если это прямо не предусмотрено законом (если признать, что условие является существенным). 

Для решения указанной проблемы заказчик может прописать в самом контракте (договоре), что именно он относит к существенным условиям — перечислить существенные условия контракта. То есть может закрепить основания (случаи), когда контракт не может быть изменен даже по соглашению сторон, если это прямо не разрешено законом о контрактной системе. Соответственно, по другим условиям, которые не определены в контракте в качестве существенных, можно будет вносить изменения в договор в упрощенном порядке — путем заключения дополнительного соглашения в простой письменной форме. 

Штрафные санкции: когда и за что.

Ситуация 3. Частью 8 статьи 34 закона о контрактной системе предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик назначает поставщику штраф в размере, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063. При этом законодательством о контрактной системе не определено, что следует понимать под «ненадлежащим исполнением» контракта. Отсутствуют юридические формулировки, перечень случаев, при наступлении которых заказчик должен назначить поставщику штрафные санкции, что порождает неопределенность и может привести к неправильным действиям заказчика при назначении штрафных санкций, предусмотренных законодательством о контрактной системе. 

Можно предположить, что заказчик в проекте контракта (контракте) вправе прописать конкретные случаи, которые должны быть расценены как ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, чтобы точно конкретизировать основания для применения штрафных санкций. Это будет честно по отношению к поставщику (исполнителю, подрядчику), и такие меры позволят избежать будущих выяснений о том, может ли применяться штраф за то или иное действие, расцененное как ненадлежащее исполнение, что в итоге может преду­предить (предотвратить) судебное разбирательство по соответствующему вопросу. 

Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что законодательство о контрактной системе до настоящего времени требует дополнения его новыми положениями, конкретизирующими, в частности, понятия «совокупный годовой объем закупок», «существенные условия контракта», «ненадлежащее исполнение обязательств по контракту». 

Поделиться