Налоги и сборы№ 7 Июль 2015 — 03 июля 2015

Поступления НДФЛ возросли благодаря эффективному администрированию

Версия для печати 4906 Материалы по теме

Одним из резервов обеспечения наиболее полного поступления НДФЛ в бюджет является проведение мероприятий налогового контроля в отношении налоговых агентов, имеющих текущую задолженность по НДФЛ. Для ее ликвидации инспекции ФНС России по Новосибирской области в адрес налоговых агентов направляют уведомления о наличии текущей задолженности и необходимости ее уплаты. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели, имеющие текущую задолженность, приглашаются на заседания комиссий по легализации налоговой базы. Кроме того, списки налоговых агентов, имеющих текущую задолженность, передаются в органы местного самоуправления, которые оказывают воздействие на должников в пределах своей компетенции. В 2014 году в результате такой работы в бюджет поступило 265,8 миллиона рублей (за 2013 год — 243 миллиона рублей).


Списки наиболее проблемных налоговых агентов направляются в органы прокуратуры Новосибирской области для принятия мер прокурорского реагирования. В 2014 году в прокуратуру была направлена информация по 173 налоговым агентам, имеющим текущую задолженность по НДФЛ на общую сумму 224,9 миллиона рублей. 

В отношении обособленных подразделений, за которые головные организации, состоящие на учете в иных субъектах РФ, не перечисляют НДФЛ в бюджет Новосибирской области, проводится совместная работа с налоговыми органами этих регионов. В результате проведенных контрольных мероприятий в 2014 году сумма НДФЛ, поступившего от обособленных подразделений, в 1,3 раза превысила показатели 2013 года (110,1 миллиона рублей) и составила 143,6 миллиона рублей.

Вывод из тени

Одним из основных направлений деятельности налоговых органов в 2014 году была работа по сокращению теневой заработной платы. Для определения ежегодных потерь консолидированного бюджета региона от серых зарплат управлением произведен расчет налогового разрыва по НДФЛ и определен налоговый потенциал региона. Понятие налогового разрыва по НДФЛ включает в себя экспертную оценку суммы налога, не поступившей в бюджет области в результате выплаты организациями и индивидуальными предпринимателями своим работникам зарплаты в конвертах. Согласно расчету налоговый разрыв по НДФЛ составляет 12,8 миллиарда рублей, или 30% от общего объ­ема поступлений налога. 

В 2014 году на комиссиях по легализации объектов налогообложения заслушаны более 2,6 тысячи работодателей. В результате более половины из них (53%) уточнили налоговые обязательства, что обеспечило поступление в бюджет 62,5 миллиона рублей налога на доходы физических лиц. Кроме того, в прошлом году на заседаниях комиссий всех уровней заслушаны 279 руководителей организаций, которые в 2013 году осуществляли финансово-хозяйственную деятельность и не отражали в бухгалтерской и налоговой отчетности выплаты физическим лицам. Итог — более 70 работодателей представили в налоговые органы 213 справок о доходах физических лиц за 2013 год и перечислили в бюджет 2,1 миллиона рублей налога.

Дополнительный доход 

от деклараций

Налоговые органы Новосибирской области уделяют большое внимание проведению кампаний по декларированию доходов физических лиц, в рамках которых проходят информационные мероприятия и специальные акции — Дни открытых дверей в налоговых инспекциях. Из года в год наблюдается тенденция к увеличению количества представленных физическими лицами деклараций — в среднем на 15 тысяч в год. Не стал исключением и 2014 год. В налоговые органы поступило 177,2 тысячи деклараций по НДФЛ, что на 16,4 тысячи больше, чем в 2013 году. Общая сумма налога, самостоятельно заявленная налогоплательщиками к доплате в бюджет, составила 746,5 миллиона рублей.

В результате проведенных в 2014 году камеральных проверок деклараций по НДФЛ и выездных налоговых проверок физических лиц доначисленная сумма НДФЛ, в которую вошли также штрафы и пени, составила 185,9 миллиона рублей (159,5 миллиона рублей — по выездным и 26,4 миллиона рублей — по камеральным проверкам), что в два раза, или на 93,8 миллиона рублей, больше, чем было доначислено за 2013 год (92,1 миллиона рублей).

Основной объем НДФЛ по дополнительно представленным декларациям (285,9 миллиона рублей, или 46%) приходится на декларации физических лиц, получивших доходы от реализации недвижимого имущества. Второй по значимости является сумма НДФЛ, полученная в результате декларирования доходов от продажи ценных бумаг (144,9 миллиона рублей, или 23%). На третьем месте — от декларирования физическими лицами доходов, полученных за пределами Российской Федерации (63,8 миллиона рублей, или 10%).

Налоговые органы Новосибирской области также ведут работу по привлечению физических лиц к декларированию доходов от реализации долей в уставном капитале организаций, от сдачи имущества в аренду, а также доходов, с которых налоговыми агентами не был удержан налог. В результате привлечения к декларированию доходов, полученных от продажи доли в уставном капитале организаций, исчислено 42,2 миллиона рублей НДФЛ (7%).

Наиболее проблематичным является привлечение физических лиц к декларированию доходов от сдачи имущества в аренду. В 2014 году налоговые органы при работе с гражданами, получившими такие доходы, использовали информацию, предоставленную Управлением Росреестра по Новосибирской области, мэрией Новосибирска и Правительством Новосибирской области и ставшую известной из обращений физических лиц. В результате общая сумма исчисленного налога по декларациям о доходах от сдачи имущества в аренду составила 22,4 миллиона рублей (4%), рост по сравнению с предыдущим годом составил 8,2 миллиона. На основании сведений, представленных налоговыми агентами о наличии задолженности по НДФЛ у физических лиц, обеспечено декларирование гражданами соответствующих доходов с суммой НДФЛ в 17 миллионов рублей (3%).

Против нелегальной занятости

В 2015 году приоритетная задача налоговых органов по повышению собираемости НДФЛ в бюджет от налоговых агентов — организаций и индивидуальных предпринимателей — сокращение нелегальной занятости. Нами проводится всесторонний анализ деятельности налогоплательщиков, в результате которого выявляются скрытые формы оплаты труда. Так, в частности, сформированы списки налогоплательщиков, у которых согласно базе данных налоговой службы зарегистрировано более 10 единиц контрольно-кассовой техники (ККТ). Анализ показал, что исходя из сведений о среднесписочной численности наемных работников или справок по форме 2-НДФЛ на одну единицу ККТ в среднем приходится 7,33 человека — по юридическим лицам и 1,72 — по индивидуальным предпринимателям. При этом в 75 случаях из 322 (23,3%) у юридических лиц и в 20 случаях из 44 (45,5%) у индивидуальных предпринимателей количество используемой налогоплательщиками ККТ превышает либо равно количеству наемных работников. Это свидетельствует о наличии официально нетрудоустроенных работников, о выплате неофициальной заработной платы и, как следствие, о сокрытии от налогообложения доходов физических лиц. 

В настоящее время налоговая служба области совместно с другими контролирующими органами и органами местного самоуправления проводит комплекс мероприятий по легализации неформальной занятости в отношении таких работодателей. Помимо этого управление совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области разрабатывает механизм, позволяющий легализовать заработную плату кондукторов и водителей общественного транспорта. В этих целях управление в соответствии с расчетной величиной доходов работников автотранспортных организаций, определенной исходя из необходимой для соблюдения безопасности движения численности и суммы заработной платы, установленной региональным отраслевым тарифным соглашением, производит анализ полноты перечисления НДФЛ в бюджет. Полученные результаты доводятся до Министерства транспорта и дорожного хозяйства области для принятия соответствующих решений.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 30 декабря 2014 года создана межведомственная комиссия по вопросам снижения неформальной занятости и легализации неофициальной заработной платы работников организаций, расположенных на территории региона под председательством заместителя губернатора. В соответствии с указанным постановлением главами администраций муниципальных районов и городских округов на местах созданы и возглавлены соответственные рабочие группы. О результатах проделанной работы, возникающих проблемах и предложениях по совершенствованию работы главы муниципальных образований и городских округов сообщают два раза в месяц на заседаниях межведомственной комиссии.

Поступления НДФЛ на территории Новосибирской области за первый квартал 2015 года составили 9,14 миллиарда рублей, что на 64 миллиона больше, чем в первом квартале 2014 года. И это несмотря на то, что на 226 миллионов рублей, или на 49%, увеличились суммы возвратов на расчетные счета налогоплательщиков — физических лиц по предоставленным налоговым вычетам. Возросла по сравнению с первым кварталом 2014 года и доля НДФЛ в структуре поступ­лений администрируемых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Поделиться