В 2014 году в рамках выполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы проданы пакеты акций 108 акционерных обществ на сумму 8,05 миллиарда рублей. Плановое задание выполнено на 270%, доходы от приватизации превысили показатели 2013 года на 44%. Средняя результативность продаж (доля состоявшихся продаж в общем числе объявленных) составила 42,9%. Продажи были организованы на 43 площадках, включая центральный аппарат, территориальные управления Росимущества и независимого продавца — ОАО «Российский аукционный дом». Высокая конкурентная борьба покупателей на торгах за право приобретения приватизируемых активов была отмечена в Москве, Свердловской, Тамбовской, Смоленской, Ивановской, Курской, Архангельской, Липецкой, Томской, Амурской областях и в Краснодарском крае.
Впервые за последние годы совокупный объем полученных доходов от состоявшихся сделок превысил суммарную стоимость начальных цен приватизируемого имущества. А средняя стоимость приватизационной сделки существенно возросла (по сравнению с предыдущими периодами), что стало результатом более тщательной предпродажной и маркетинговой подготовки приватизируемых активов. Кроме того, в 2014 году на основании отдельных решений Правительства РФ в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также для модернизации и технологического развития экономики завершены две сделки с акциями крупнейших акционерных обществ на общую сумму около 20,9 миллиарда рублей. Это продажа:
13,76% минус 9 акций ОАО «Интер РАО ЕЭС» на сумму 18,8 миллиарда рублей. Покупателем акций выступило ОАО «Роснефтегаз»;
100% акций ОАО «Архангельский траловый флот» на сумму 2,2 миллиарда рублей в пользу профильного стратегического инвестора.
В прогнозный план (программу) приватизации на 2014–2016 годы было включено 294 объекта иного имущества. В течение 2014 года к продаже было предложено 48 объектов недвижимого имущества (87,2% от доступных к продаже по плану), из которых продано 11 объектов. Подведение итогов продаж по еще 17 объектам иного имущества запланировано в I квартале 2015 года. По итогам продаж указанного имущества, состоявшихся в 2014 году, подлежит перечислению в федеральный бюджет 47,5 миллиона рублей.
Среди наиболее крупных продаж 2014 года, включенных в раздел II программы приватизации «Федеральное имущество, приватизация которого планируется в 2014–2016 годах» и проведенных без привлечения инвестиционных консультантов, можно выделить десять (таблица). Продажи состоялись по итогам проведения открытых аукционов (кроме реализации 51% пакета акций ООО «ТМ Байкал», осуществленной посредством преимущественного права). Превышение общей суммы сделок над первоначальной стоимостью всех активов составило более миллиарда рублей. Средства от реализации десяти наиболее крупных продаж в размере 4,87 миллиарда рублей перечислены в федеральный бюджет в полном объеме.
Что касается крупных сделок, то дорожные карты приватизации ОАО «Аэрофлот», ОАО «НМТП», ОАО «СКФ», ОАО «Ростелеком» в настоящий момент находятся в процессе реализации. Среди факторов, повлиявших на реализацию дорожных карт по приватизации можно выделить текущую рыночную конъюнктуру, введенные по отношению к Российской Федерации санкции, необходимость подготовки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов.
Преобразование унитарных предприятий
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 года № 1111-р, утвердившим прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы, в него включено 535 ФГУП, в том числе 26 ФГУП, участвующих в формировании вертикально интегрированных структур. В минувшем году Росимуществом изданы распоряжения об условиях приватизации посредством преобразования в хозяйственные общества 33 ФГУП, из которых 30 ФГУП подлежат преобразованию в акционерные общества, а три ФГУП — в общества с ограниченной ответственностью. Также в 2014 году Росимущество обеспечило регистрацию 16 акционерных обществ, созданных посредством приватизации ФГУП, решения о приватизации которых были приняты в предшествующие годы.
Сдерживающим фактором исполнения программы приватизации федерального имущества в части акционирования ФГУП выступают в том числе изменения, внесенные в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178‑ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39‑ФЗ «О рынке ценных бумаг». В соответствии с изменениями регистрация эмиссии ценных бумаг создаваемого общества в настоящее время предшествует регистрации юридического лица, что увеличивает сроки акционирования и завершения приватизационных процедур.
Земельный вопрос
До 1 марта 2015 года формирование участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось двумя способами:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов, то есть в порядке торгов (конкурсов, аукционов);
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть по процедуре утверждения акта о выборе земельного участка.
При предоставлении вышеназванных участков для строительства в порядке торгов (конкурсов, аукционов) возникали определенные сложности, связанные с необходимостью проведения подготовительных работ (сбор информации о стоимости проведения работ землеустроительными организациями для определения начальной (максимальной) цены контракта), а также с проведением открытого конкурса (аукциона) на осуществление землеустроительных работ. На организацию данных мероприятий требовалось большое количество времени.
Не меньшие сложности возникали и при предоставлении земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов. И связаны они в первую очередь с отсутствием нормативно-правовой базы, регламентирующей единый стандарт оформления акта о выборе земельного участка, подготавливаемого заинтересованным лицом, а также с отсутствием необходимых согласований границ, указанных в акте выбора участка, в уполномоченных инстанциях. В результате чего многие акты о выборе земельного участка не соответствовали требованиям действовавшего до 1 марта 2015 года Земельного кодекса. Для устранения вышеуказанных проблем Минэкономразвития России при участии Росимущества подготовило изменения в Земельный кодекс, которые были отражены в Федеральном законе от 23 июня 2014 года № 171‑ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В настоящее время в связи со вступившими в силу с 1 марта 2015 года изменениями в Земельном кодексе предоставление федеральных земельных участков для целей строительства осуществляется по заявительному принципу. Продажа земельных участков, а также заключение договора аренды на земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, определенных земельным законодательством. При этом если договор купли-продажи земельного участка заключается без проведения торгов, то его цена определяется в порядке, установленном Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В связи с этим упростился порядок предоставления федеральных земельных участков для строительства.
На выполнение работ по землеустройству (проведение государственного кадастрового учета земельных участков, относящихся к собственности РФ) денежные средства на 2015 год были выделены в полном объеме. Росимущество планирует в текущем году выполнить землеустроительные работы на федеральные земельные участки в соответствии с прогнозным планом на 2015 год.
Целевые функции имущества
В соответствии с государственной программой «Управление федеральным имуществом» для определения целей управления объектами (целевой функции) федерального имущества необходимо решить задачу по сопоставлению объектов управления с задачами и интересами Российской Федерации как публично-правового образования, в том числе с функциями и полномочиями, которые возложены на федеральные органы государственной власти. С учетом актуальности и значимости вопросов эффективности и целевого использования федерального имущества к решению указанной задачи был применен проектный подход, базирующийся на результатах работ по инвентаризации федерального имущества, с применением современных информационных технологий и научных исследований.
Для выполнения поставленной задачи в 2013–2014 годах реализован комплекс взаимосвязанных мероприятий, который позволил организовать и скоординировать деятельность федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) по определению целевого назначения федерального имущества. В том числе Минэкономразвития России приказом от 26 декабря 2013 года № 784 утвердило методические рекомендации по определению целевого назначения федерального имущества, закрепленного на вещном праве за федеральными предприятиями и учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов государственной власти. После чего Росимущество обеспечило создание в 2014 году на межведомственном портале по управлению государственной собственностью (далее — МВ-портал) технической возможности для размещения сведений с целью определения целевого назначения федерального имущества.
Была проведена конференция на тему «Вопросы реализации процесса определения целевого назначения федерального имущества», в которой приняли участие представители имущественных и финансовых департаментов из более чем 60 ФОИВ, а также ряда крупных организаций. Всего же за минувший год проведено более двух десятков совещаний и рабочих встреч с представителями ФОИВ, создана служба поддержки, которая предоставила ответы более чем по 3,8 тысячи методическим и организационным вопросам. На МВ-портале подготовлен и размещен перечень ответов на типовые вопросы, рассмотрено более 70 официальных обращений.
НИУ «Высшая школа экономики» в соответствии с государственным контрактом выполнил для Росимущества научно-исследовательскую работу, в результате которой подготовлен приказ Росимущества от 1 июля 2014 года № 235 «Об утверждении методики анализа данных, необходимых для определения целевой функции объектов федерального имущества». Данный приказ предусматривает объективные индикаторы для анализа сведений, размещаемых ФОИВ на МВ‑портале.
В соответствии с поручением Правительства РФ ФОИВ должны обеспечить размещение сведений по определению целевого назначения федерального имущества, закрепленного на вещном праве за федеральными предприятиями и учреждениями, находящимися в ведении ФОИВ0 на МВ-портале в срок до 1 октября 2014 года. Необходимо отметить, что установленный в рамках работ по определению целевого назначения федерального имущества перечень показателей и система организации сбора фактических данных в настоящее время обеспечивают ФОИВ достаточно полной информацией, характеризующей состояние объектов управления.
Ранее применяемые механизмы предполагали ручную обработку значительных объемов данных органами государственного управления. При этом итогом их деятельности в абсолютном большинстве случаев выступали информационные массивы, не поддающиеся обработке и обмену. Переход на электронный обмен сведениями с ФОИВ позволяет повысить достоверность и прозрачность информации о федеральном имуществе, а также выявлять и устранять ошибки по каждому объекту недвижимости. Результаты работ по определению целевого назначения федерального имущества целесообразно использовать в качестве базы для принятия решений о реорганизации или ликвидации федеральных организаций, об откреплении, передаче на иной уровень публичной собственности, списании, а также о дополнительном закреплении и модернизации объектов федерального имущества и др. Вышеуказанную информацию также целесообразно применять в качестве основы для проведения работ по дополнению программы приватизации федерального имущества.
Росимущество в 2014 году активно вело работу по разработке новых механизмов наполнения реестра федерального имущества в целях максимальной автоматизации процесса учета и уменьшения трудозатрат как со стороны правообладателей, так и со стороны сотрудников территориальных управлений Росимущества. В частности, создан сервис обмена данными в электронном виде, дающий возможность подключения информационных систем, в которых правообладатели ведут бухгалтерский учет и формируют отчетность, к Автоматизированной системе учета федерального имущества (АСУФИ). Этот сервис позволяет сведения об объектах федерального имущества, вносимые в указанные системы, без дублирования ручного ввода направлять в реестр федерального имущества.
Росимущество продолжает работу по улучшению качества межведомственного взаимодействия, например апробирован новый механизм межведомственного взаимодействия с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой. В рамках совместного приказа Росреестра и Росимущества от 2 декабря 2011 года № П/484/376 (зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2012 года № 24287) реализован механизм автоматической сверки данных Единого государственного реестра прав со сведениями реестра федерального имущества, обеспечивающий актуализацию сведений последнего в части отражения данных о регистрации соответствующих вещных и обязательственных прав на объекты учета. Кроме того, механизм сверки сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, со сведениями реестра федерального имущества в рамках совместного соглашения ФНС России и Росимущества позволяет оперативно узнавать о состоянии юридических лиц.
Для повышения полноты, достоверности и актуальности сведений реестра федерального имущества Росимущество будет продолжать автоматизировать процесс учета федерального имущества, ведение самого реестра и предоставление информации из него. Продолжится интеграция АСУФИ с государственными информационными системами, а также с бухгалтерскими и учетными системами правообладателей. Это основные задачи, которые Росимущество решает в текущем году.
Материал подготовлен управлением информационной политики, делопроизводства и архива Росимущества.