В мировой практике развития туризма и индустрии гостеприимства большое внимание уделяется становлению сектора сельского туризма. В настоящее время это явление повсеместное. Странами — лидерами по формированию целостных региональных моделей сельского туризма, приносящего сотни миллионов долларов прибыли, выступали Франция, Италия, Швейцария, Скандинавские страны, Ирландия.
Для России это относительно новое, но исключительно перспективное направление, потенциальный ежегодный спрос на которое составляет около 600 тысяч человек. Ситуация, связанная с применением к России санкций, повлияла на то, что в 2014 году порядка 45% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, выезжающих на отдых, предпочли провести его на российских курортах.
По прогнозам, в 2015 году доля этой категории туристов вырастет до 55–60%. Основная причина — падение курса рубля и, как следствие, значительное удорожание зарубежных направлений. Поэтому, по мнению экспертов, в 2015 году отдых в России будет главным направлением среди туристов. С учетом наблюдавшегося в 2014 году падения спроса на выездной туризм, которое оценивается ведущими экспертами в 15–20%, при одновременном повышении интереса к местам отдыха внутри страны (до 30%) обоснованно предположить, что сельский туризм в ближайшие годы получит дополнительный стимул для расширения своих услуг.
Большинство субъектов хозяйствования в этом секторе представлены предприятиями малого бизнеса, занятыми в сферах размещения, питания, транспорта, оказания иных услуг туристам. Малый бизнес, как свидетельствует мировой опыт, занимает ведущее место в рейтинге экономических приоритетов. Умелая реализация потенциала малого бизнеса является гарантией решения многих социально-экономических проблем: от демонополизации до формирования национальной инновационной системы. Именно он выступает основным производителем ВВП, обеспечивает реализацию творческого потенциала граждан и создает комфортные условия для жизни. А в современных условиях возникновения внешних и внутренних угроз важнейшей функцией государства становится обеспечение доступа к ресурсам творческой самореализации россиян.
Мировой опыт
Как «неотъемлемой части» мировой экономики нам полезно изучать зарубежный опыт и положительную отечественную региональную практику формирования эффективных систем сельского туризма. Исследуя процесс реализации концепции сельского туризма в разных странах, следует отметить разнообразие туристического продукта и выделить следующие эффективные модели.
В Германии туризм на сельских территориях рассматривается в рамках так называемой концепции устойчивого развития сельской местности. Реализация положений концепции способствует сохранению рекреационных ресурсов, популяризации традиционного облика деревни и ментальности ее жителей, поддержанию промыслов и ремесел, характерных для села.
Италия и Франция обратились к туризму как к форме малого бизнеса на селе, связанной главным образом с состоянием окружающей среды. В основу положен комплексный подход, который схематично можно представить как процесс взаимодействия трех компонентов: социальной сферы, экологии и экономики.
Греция, Испания, Кипр рассматривают туризм как один из главных секторов экономики. Активное развитие туризма на сельских территориях связано с попытками снизить нагрузку на окружающую среду в прибрежных курортных зонах.
Австралия, Великобритания, Канада, США используют систему B&B (Bed and Breakfast — «ночлег и завтрак»). Она отличается тем, что не предлагает многообразный туристический продукт, а лишь обеспечивает сравнительно дешевые способы размещения.
Показательны подходы, обеспечивающие «экономическое чудо Китая», где развитие индустрии услуг идет ускоренными темпами. В 2013 году добавленная стоимость индустрии услуг увеличилась на 8,3%, что на 0,5% больше аналогичного показателя промышленности и строительства. Доля добавленной стоимости индустрии услуг в ВВП составила 46,1%. Особенно быстрыми темпами развиваются охрана окружающей среды, туризм, культура.
Но родоначальницей целостной системы сельского туризма, безусловно, является Франция. Объединение гостевых домов Франции, созданное в 1954 году, стало первой европейской сетью приема и размещения туристов в сельской местности. Под гостевым домом понимается традиционный сельский дом со всеми удобствами, арендуемый на неделю или на выходные. В таких гостевых домах туристы полностью независимы. Гостевые дома во Франции позволили фермерам и иным частным лицам, зачастую не связанным с сельским хозяйством, иметь дополнительные доходы. Практикуется и сдача гостевых комнат. То есть комнат по месту жительства самого собственника.
До двух миллионов посетителей гостевых домов являются постоянными клиентами. Но только 15% посетителей регулярно возвращаются в тот же самый гостевой дом, 72% предпочитают менять место пребывания каждый год. Основной контингент — семейные пары, служащие, врачи, учителя. Из числа клиентов — 80% французы, постоянно проживающие в крупных городах. И это закономерно, так как само понятие «сельский туризм» — географическое. Слово «сельский» противопоставляется слову «городской». Во Франции, например, сельским туризмом называют отдых в муниципалитетах численностью менее 2 тысяч жителей. Такие городки составляют 80% населенных пунктов страны.
Не каждая туристическая деятельность в сельской местности может называться сельской. Большие парки аттракционов, такие как «Диснейленд» (Франция) и «Порт Авентура» (Испания), нельзя отнести к сельскому туризму. Они рассчитаны на большое количество посетителей, которые не стремятся узнать регион и его жителей. В Калужской области таким интересным и престижным объектом является «Этномир».
Но не следует путать объекты вложений крупного капитала с развитием сельского туризма, основу которого составляют представители малого и среднего бизнеса. Последние обеспечивают максимальное вовлечение жителей села в предпринимательскую деятельность, формируют средний класс, социальный тонус устойчивого, комплексного развития сельских территорий.
Таким образом, определение сельского туризма приобретает свои идентификационные черты — экономические, социальные и культурные. Общение с жителями, с местной историей, с природой — основные стимулы отдыха в сельской местности. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки. Туристы едут в сельскую местность ради душевного спокойствия, дружелюбной атмосферы, семейных встреч, живописной местности и свободы.
Ежегодно Францию посещают в среднем 37 миллионов иностранных туристов, из них 7 миллионов предпочитают отдыхать на селе. На сельских территориях (из 55 миллионов гектаров территории страны 32,5 миллиона, или 59%, составляют сельскохозяйственные угодья) проживает каждый четвертый француз. Темпы прироста сельского населения Франции за последние десять лет увеличились в три раза.
Сельский туризм в Польше
В настоящее время сельский туризм в Европе приносит, по разным данным, от 10 до 20% общего дохода туриндустрии. Так, буквально ворвалась на рынок туриндустрии Польша. Развитие сельского туризма в Польской Республике отличается прорывным характером и идет темпами, превосходящими даже его родоначальницу — Францию.
Особенность развития сельских территорий Польши — хозяйственная мелкотоварная самостоятельность населения. Сельская местность занимает свыше 93% территории страны, где проживает около 38% населения, из которого исключительно в сельском хозяйстве трудится менее 6%, а всего в сельскохозяйственном секторе занято свыше 27% поляков.
Средний размер земельного владения 2,9 миллиона крестьянских хозяйств доходит до 6 гектаров. Но встречаются хозяйства размером чуть более гектара. Крупные хозяйства представлены земельными наделами свыше 100 гектаров, но их не более 9%. Долгосрочная польская государственная политика, осуществляемая на сельских территориях, направлена на развитие мелких хозяйств, которые рассматриваются как эффективное средство занятости населения и решения социально-экономических проблем.
Важным направлением государственной политики в сельской экономике выступает туризм, который из всех видов непрофильной деятельности на селе приносит наибольший доход. Кроме того, он является отраслью, где наиболее ярко проявляется мультипликативный эффект, позволяющий создавать дополнительные рабочие места и в иных сферах экономики.
По оценке экспертов, туризм в сельской местности обеспечивает около 4% общего валового продукта Польши, поэтому органы государственной власти страны считают необходимым выделять на его развитие до 40% всех субсидий. Это стало возможным благодаря профессиональной реализации структурно-институционального фактора экономического роста, одной из составляющих которого выступает нормативно-правовое обеспечение процесса. Сформулированы такие понятия, как «сельское хозяйство», «сельскохозяйственная деятельность», «фермер» и другие, связанные с сельским туризмом. Законодательно введено основополагающее определение понятия «турист» для сельской местности.
В соответствии с нормами права большинство польских фермеров освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет: его ведут лишь те хозяйства, которые имеют годовой доход 1,2 миллиона евро и более. В то же время требования целевого использования и высокие цены на земли сельскохозяйственного назначения повлияли на жесткость закона о наследовании. Наличие специального аграрного образования неразрывно связано с этим правом.
Сегодня одни польские фермеры полностью занимаются только сельским туризмом, другие совмещают предоставление туристских услуг с основной сельскохозяйственной деятельностью. Органы государственной и муниципальной власти обеспечили бесплатную регистрацию гостевых домов и ферм, занятых в приеме туристов. Решен вопрос освобождения доходов, получаемых в результате ведения этого вида деятельности, от подоходного налога, взимаемого с физических лиц, не увеличиваются ставки налога на недвижимость, обеспечена возможность ведения неземледельческой хозяйственной деятельности в рамках социального страхования земледельцев.
Разработка экономической, организационной и правовой базы позволила сформировать фундамент, обеспечив принятие единой классификации сельских домов приема туристов, стандартов для объектов сельского туризма, что повысило безопасность туристов, отрегулировало ценовую политику в сфере сельского туризма. В свою очередь, сильная конкуренция на рынке туристических услуг, а также исследования ожиданий клиентов потребовали точного определения предоставляемых туристических услуг, их объема, стандарта технического оборудования и качества обслуживания. Разработана добровольная система категоризации сельских гостевых домов, которая внедрена в предпринимательскую практику. Управлением этой системы занимается Польская федерация сельского туризма «Гостевые хозяйства», и она же принимает решения о ее корректировке.
Родные палестины
Мы уже писали («Бюджет» № 12 за 2014 года), что особенности развития системы сельского туризма на территории Калужской области связаны со способами интерпретации среды, соединения природы и культуры. Именно такой средовой подход может стать отличительным признаком формирующейся системы. Важнейшей предпосылкой для развития туризма и рекреации в регионе является складывающаяся благоприятная внешняя ситуация.
Сегодня регион граничит даже не с Московской областью, а непосредственно с Москвой, которая генерирует мощный поток туристов. Градостроительная деятельность по развитию московской агломерации и большой Москвы является важнейшим социально-экономическим фактором, который влияет на темпы экономического роста и конкурентоспособность экономики Калужской области.
Исследования процесса регионализации, проходящего в нашей стране, позволили выявить регионы, отличающиеся наиболее высоким рейтингом, которые, по мнению сообщества экспертов, должны взять на себя ответственность за экономический рост России. Исследователи выделили следующие агломерации: Москва, Московская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Красноярские края.
Калужская область не включена в полюса роста, так как, по мнению исследователей, является составной частью московской агломерации. Оценка разносторонности и плотности социально-экономических связей в агломерации позволяет сделать вывод о том, что регионы выступают как единое целое. Столица обеспечивает поток отдыхающих, которые являются потребителями практически всего комплекса туристических и рекреационных услуг Калужской области.
По итогам 2014 года въездной турпоток в Калужскую область составил не менее 830 тысяч человек, это 80% численности населения региона. Бюджет области уже получил более миллиарда рублей дохода от туриндустрии. Руководство субъекта к 2016 году планирует увеличить число туристов до 2,4 миллиона человек.
Программа развития внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области сформирована до 2016 года и предусматривает серьезное увеличение инвестиций в туристическую индустрию на основе государственно-частного партнерства. Объем финансирования отрасли предполагается увеличить с 320 миллионов рублей в 2011 году до 1,6 миллиарда к 2016-му.
Одним из приоритетов станет сельский туризм. Сегодня в Калужском регионе уже более 100 субъектов сельского туризма и свыше 400 гостевых домов. Формулируется обоснованная позиция, что сельский туризм выполнит задачу по возвращению в сельскохозяйственный оборот пустующих земель. В Калужской области в сельскохозяйственных целях используется лишь 38% земель. Однако законодательство ограничивает местные власти в возможности влиять на собственников, которые не используют свои участки. Сельский туризм может стать компромиссным вариантом, который позволит как учесть интересы владельцев, так и вернуть простаивающие земли в сельхозпроизводство.
Показательные примеры
С экономической точки зрения привлекательность туризма — в более быстрой по сравнению с другими сферами услуг окупаемости вложенных средств. Туристический бизнес стимулирует становление на сельских территориях современной инфраструктуры развития.
Приведем показательные примеры. Руководство Калужской области справедливо считает наиболее перспективным в сфере становления мясного скотоводства региона деятельность общества «Центр генетики “Ангус”», в которое инвестировано свыше 2 миллиардов рублей. Организация реализует крупный инновационный проект по созданию современного высокотехнологичного комплекса на 20 тысяч голов по разведению крупного рогатого скота мясного направления. Но начало для развития территории, где в настоящее время базируется компания, было заложено малым предприятием «Ранчо “Рог изобилия”». Именно это ранчо обосновалось в пустующей деревне Светлицы, оценив по достоинству прилегающую туристско-рекреационную территорию и ее производственный потенциал.
Не располагая крупным капиталом, который был позже выделен Центру генетики, первопроходцы, используя собственные средства, пошли по пути диверсификации бизнеса по следующим направлениям: реализация программы сельского туризма «Традиционная калужская деревня» и развитие мясного скотоводства по канадской технологии. Осуществление своих планов начали с инфраструктуры: строительства дорог, энергоснабжения, обеспечения связью и интернетом, возведения плотины и нескольких десятков гостевых домов. Территория стала инвестиционно привлекательной, на ней захотелось жить и работать, поэтому учредители Центра генетики ее просто выкупили у прежних собственников. Бизнес есть бизнес.
Сегодня вокруг когда-то вымирающей деревни Светлицы формируются другие направления сельского предпринимательства. Это мощное тепличное хозяйство, организованное француженкой Флоранс Жерве д’Альден, где выращивают и поставляют в Москву 13 сортов французских роз, гостевые дома для сельского туризма.
Первопроходцем внедрения в калужскую практику канадской технологии производства экологически чистого продукта — «мраморного мяса» выступил фермер А. В. Давыдов, организовавший хозяйство «ДиК». Благодаря его стараниям исчезнувшая с карты страны деревня Барановка, возродилась и получила статус населенного пункта.
Перенимая все прогрессивное, фермер одним из первых в регионе приступил к становлению и сельского туризма. Для размещения туристов построены коттеджи, проводятся экскурсии с посещением основных достопримечательностей Калуги и области. Но наибольший интерес у гостей вызывает знакомство с самой фермой, возможность объехать культурные пастбища и вникнуть в составляющие экологически чистой технологии мясного скотоводства.
Ответом на любые внешние вызовы, брошенные России, должно стать повышение темпов инновационного развития сельских территорий и производственной деятельности. В свою очередь, производственная и альтернативная деятельность на селе должна базироваться на всесторонней поддержке государством ответственных, эффективных собственников, разумно и высокоэффективно использующих современные технологии, диверсификацию бизнеса.
Процесс становления сельского туризма благодаря реализации государственных программ заметно активизировался, но до настоящего времени не устранены проблемы, препятствующие динамичному становлению систем, адекватных требованиям времени и положительному мировому опыту. В Калужской области, как в целом по России, до сих пор не снят целый ряд противоречий. Они существуют в понимании таких явлений, как агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, с одной стороны, и индустрия туризма, сельский туризм — с другой. Практическая деятельность по формированию систем сельского туризма в регионах требует разработки соответствующей понятийной базы, стандартов, регламентов, а также рекомендаций для подготовки кадров, отличающихся компетентностью и креативностью.