25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1364 Материалы по теме

Страна живет, когда работают заводы, — это аксиома, не требующая доказательств. Но что нужно сделать, чтобы заводы работали? Ответ на этот вопрос попытались найти участники Всероссийской конференции Народного фронта. 

Одна из ключевых проблем, мешающих развитию отечественной экономики, — отсутствие квалифицированных кадров. Без них невозможно обеспечить высокую производительность труда российских предприятий, темпы экономического роста, импортозамещение. К такому выводу пришли участники конференции. 


Кадровый голод по всем позициям

Дефицит квалифицированных кад­ров в России фиксируется давно. По данным опроса, проведенного РСПП, более 60% российских компаний испытывают дефицит в квалифицированных рабочих кадрах, почти столько же — в специалистах с высшим профессиональным образованием, 40% предприятий говорят о нехватке специалистов среднего звена. «По всем позициям кадровый голод очевиден, — прокомментировал ситуацию А. Н. Шохин, президент РСПП. — При этом наши отечественные компании особо радужных перспектив в ближайшем будущем не видят — 70% предприятий прогнозируют риски нехватки кадров в среднесрочной перспективе».

По мнению М. А. Топилина, министра труда и социальной защиты РФ, нехватка профессиональных кадров — явление закономерное. В 1990-х и начале 2000-х много говорилось о проблеме повышения квалификации, о росте профессионализма работников, однако системных действий со стороны государства практически не было. Серь­езная работа в данном направлении началась лишь несколько лет назад. Основная проблема в сфере подготовки профессиональных кадров — отсутствие современных стандартов образования, а также специалистов, которые могли бы эти стандарты внедрить. «Речь идет о требованиях к работнику, причем не о тех, которые напишут чиновники, а о требованиях непосредственного работодателя, — пояснил Топилин. — То есть мы говорим о том, что действительно необходимо нашим предприятиям и экономике в целом. На сегодняшний день уже подготовлено более 400 профессиональных стандартов, но всего их должно быть 1200». 

Кроме того, министерство совместно с Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям создает законодательную базу по оценке квалификаций, причем предполагается, что эта система оценки будет независимой. Законопроект, регламентирующий проведение оценки квалификации работника, подготовлен и находится на стадии обсуждения с заинтересованными министерствами. Работодатели и профсоюзы по тексту законопроекта практически договорились. Этот документ должен создать понятную, прозрачную рамку для оценки квалификаций, оценки работников, с тем чтобы был стимул к повышению квалификации, профессиональному росту и, соответственно, повышению качества продукции. 

Бизнес + образование 

Учитывая создавшуюся ситуацию, бизнес заинтересован в подготовке высококлассных специалистов и готов вкладывать средства в качественное образование. «При этом затраты предприятий на подготовку специалистов должны быть законодательно закреплены в разделе производственных расходов», — считает президент общественной организации «Деловая Россия» А. Е. Репик. Пока же программы по повышению квалификации сотрудников предприятия реализуют за счет собственной прибыли, что, естественно, тормозит процесс. «Нам всем необходимо понять, что подобная практика — это не благотворительность, а инвестиции в наше с вами будущее», — подчеркнул Репик. Кроме того, по его мнению, сегодняшнее образование в России, к сожалению, неспособно быстро адаптироваться под задачи современного производства. Мир стремительно меняется, а учебные заведения не успевают обновлять программы. 

Ректор МГТУ им. Баумана А. А. Александров не согласился с высказываниями Репика. «За пять лет информация удваивается, — отметил Александров. — Угнаться за этим процессом и тасовать знания, как колоду карт, невозможно и неправильно». По мнению ректора, студент — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. «И если сегодня будущему специалисту мы будем давать один набор знаний, а через пять лет — другой, то это путь в никуда, — считает Александров. — Мы должны научить студента учиться, добывать знания и уметь применять их на практике». 

Чтобы решить кадровую проблему, необходимо плотное сотрудничество с предприятиями. МГТУ ежегодно по целевому набору принимает около тысячи абитуриентов. Кроме того, новый закон об образовании дал вузам право создавать базовые кафедры. Их сейчас в России около 200. Между тем в Бауманке пошли дальше: организовали отраслевые факультеты, которые работают непосредственно на предприятиях. Туда приезжают преподаватели, там проходят занятия, при этом значительную часть дня студенты проводят в разных подразделениях и цехах. Активное участие в учебном процессе принимают и специалисты предприятия. Все эти начинания позволяют создавать тот облик сотрудника, который сегодня необходим на производстве.

Подключившись к обсуждению проблемы, министр образования и науки России Д. В. Ливанов отметил, что, по прогнозам, через 15 лет более половины людей в развитых странах освоят новые профессии, которых сегодня вообще не существует. Таким образом, задача современной системы образования заключается в том, чтобы дать человеку возможность учиться всю жизнь, постоянно повышая свою квалификацию, в том числе переучиваться на новые профессии. 

Сегодня в системе профессионального образования происходит несколько процессов, направленных на решение этой задачи. Прежде всего активно развивается сама система среднего профессионального образования. Как результат, увеличилось количество школьников (около 44%), которые, окончив девять классов, переходят в систему среднего профобра­зования. Это, по словам министра образования, очень значимая тенденция. Также активно обновляются образовательные программы. Существенно повышается объем практической подготовки, все более широко используется индивидуальное обучение и т. д. 

Участники конференции, обсуждая проблему профессионального образования, обратили внимание на отсутствие госпрограммы по вопросам развития профессиональных квалификаций, подготовки квалифицированных рабочих кадров. Есть много программ, где так или иначе затрагивается данная проблема, но самостоятельного документа нет. По мнению Шохина, необходимо объединить воедино все мероприятия, нацеленные на решение данной задачи и сконцентрировать в одном русле каналы финансирования.

Вице-премьер Правительства РФ О. Ю. Голодец, курирующая социальный блок, обратила внимание бизнеса и власти на перекос зарплат, которые, по ее мнению, существуют в разных отраслях отечественной экономики и являются элементом не самой здоровой конкуренции. В настоящее время средняя заработная плата в России около 32 тысяч рублей, в области добычи полезных ископаемых — 60 тысяч рублей, в финансовом секторе — 67 тысяч. «И если мы не будем вести активную политику по соотношению заработных плат, по заключению тарифных соглашений, то мы не сможем добиться свободной качественной конкуренции», — считает Голодец. 

О. В. ИЗУТОВА 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно