Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития России Наталья Игоревна ЛАРИОНОВА рассказала о том, как государство планирует менять подходы к поддержке сектора МСП.
— Наталья Игоревна, согласно недавно опубликованным данным МСП Банка и Национального бюро кредитных историй, объем выданных в январе — марте 2015 года кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства составил 1,17 триллиона рублей, или на 36 процентов меньше, чем за этот же период 2014 года. Есть ли у министерства идеи, как выправить ситуацию? На что вообще будет делаться упор в ближайшее время — на налоговые льготы, преференции при закупках, снижение административных барьеров?
— Лет пять назад мы наконец прекратили искать «золотой административный барьер». Существовала теория, что в законодательстве есть некая неправильная норма, убрав которую мы дадим бизнесу возможность развиваться. По аналогии можно сказать, что сейчас заканчивается поиск «золотой меры поддержки» — уникального инструмента, который решил бы все проблемы малого бизнеса. На самом деле речь должна идти о совокупности мер, и сложность поддержки МСП заключается в том, что все их нужно использовать одновременно. Необходимо заниматься и налогами, и развитием кредитования, и государственным заказом. Выделить какой-то единственный приоритет трудно: в отличие от большинства стран мира, где малый бизнес активно присутствует в экономике и где идут эксперименты по его точечной поддержке, нам нужно думать о наращивании МСП во всех его форматах. Микрокомпаний, малых и средних компаний должно становиться больше. А для каждой категории предприятий нужны свои меры поддержки.
Микропредприятия — это старт бизнеса, здесь важно, чтобы человек вообще захотел заниматься своим делом. Мы работаем с Росмолодежью по программе «Ты — предприниматель», а также предусматриваем налоговые каникулы для начинающих предпринимателей. Сейчас Минфин России прорабатывает вопрос об особом упрощенном налогообложении самозанятых граждан — тех, кто не нанимает сотрудников. Вместе с Минтрудом мы работаем и над упрощением трудовой документации и документооборота для микропредприятий. То есть задача — максимально облегчить начало бизнеса.
Что касается субъектов МСП, то здесь действительно на первое место выходят вопросы, связанные с доступом к кредитным ресурсам. На втором месте проблема сбыта готовой продукции. Важно не просто привлечь кредитные ресурсы и что-то произвести, а добиться того, чтобы у компании был надежный сбыт — это стабильность бизнеса и созданных им рабочих мест. В этом контексте мы говорим о доступе МСП к госзаказу и закупкам госкомпаний, а также о работе с МСП Банком, Агентством кредитных гарантий и Центробанком по развитию кредитования.
— Министерство экономического развития выделяет субъектам РФ субсидии на мероприятия региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Оцениваете ли вы эффективность этих программ? В них появляются какие-то новые акценты?
— Разумеется, существуют индикаторы, заложенные в подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства». Но сейчас мы хотим пойти дальше и перейти от показателей чисто счетных, валовых к серьезным содержательным индикаторам. Важно понять, как на предприятие влияет конкретная мера поддержки — будь то субсидирование процентных ставок, возмещение затрат по лизингу, гранты или гарантии. Происходит ли рост занятости, налоговых поступлений. Программа должна стать инструментом содержательного влияния на сектор МСП.
Уже сегодня она активно развивается, и в ее рамках основной акцент делается не на предоставление субсидий, а на формирование инфраструктуры поддержки. Это позволяет добиться мультипликативного эффекта. Субсидия может быть предоставлена одному предприятию, и на этом история закончится, а инфраструктурой поддержки смогут пользоваться новые и новые компании.
Инфраструктура может быть разной. Это могут быть центры поддержки, которые оказывают консультационные услуги, инжиниринговые центры, которые помогают в изготовлении нового оборудования, центры стандартизации, которые помогают предприятию пройти сертификацию и стать подрядчиком крупной компании. У нас уже есть два хороших примера — центры стандартизации, созданные совместно с РЖД и с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК).
Сейчас программа на 50 процентов нацелена на создание инфраструктуры (в том числе региональных гарантийных фондов и фондов микрофинансирования). Вторая половина связана с предоставлением субсидий, причем в основном это субсидии на приобретение оборудования. Постепенно все субъекты РФ уходят от грантовой поддержки начинающих предпринимателей. Она становится эксклюзивным форматом для сложных территорий, моногородов, отдаленных населенных пунктов. Акцент на инфраструктуру в ближайшее время будет только увеличиваться.
— Традиционно малый бизнес концентрируется в секторах торговли и услуг. Правильно ли я понял, что помогать планируется прежде всего производственному малому бизнесу?
— Сегодня в торговле действует порядка 42% всех малых компаний, причем ежегодно эта доля уменьшается на один процент. В то же время их доля в общем обороте малых компаний достигает 70–80 процентов. Такая структура сектора МСП означает тень, небольшие зарплаты, маленькую добавленную стоимость. Если мы ставим задачу увеличения доли малого и среднего бизнеса в ВВП, нам нужно выращивать в первую очередь производственный и инновационный бизнес, в том числе работающий в сфере соответствующих услуг.
Так что действительно сейчас мы делаем упор на развитии промышленных компаний, это становится основным драйвером в системе поддержки МСП. Таким образом мы отвечаем на вызовы, с которыми столкнулась наша экономика. Напомню, что России приходится решать задачи, связанные с импортозамещением, и здесь малые и средние компании способны сыграть значительную роль. Большие заводы мы уже не построим, эпоха, когда возникали гиганты вроде Магнитки, закончилась. Подхватить такого рода заказы, быстро создать бизнес и производство, на мой взгляд, могут только предприятия малого и среднего бизнеса.
— Достаточно ли у регионов механизмов для поддержки МСП на своей территории? И в какой мере они на самом деле заинтересованы в этой работе? В нынешней непростой ситуации дополнительные выпадающие доходы от введения льгот могут оказаться очень болезненными.
— Бесконечная дискуссия о выпадающих доходах немного удивляет. Такая мера, как налоговые каникулы, предназначена для начинающих предпринимателей, там еще нечему выпадать. Наоборот, налоговые преференции создают возможности для прихода новых людей в бизнес, для создания новых компаний. Мы анализировали статистику: качественный, практически взрывной рост по размеру уплаченных налогов приходится на третий год работы малой компании, причем по сравнению с первым и вторым годом этот рост составляет тысячи процентов. Мы говорим о двухлетних налоговых каникулах как раз потому, что в первые два года предприниматели и не платят много налогов, зато к третьему году налоговый потенциал существенно возрастает.
Мне кажется, что сейчас в распоряжении регионов достаточное количество инструментов, связанных с поддержкой бизнеса. Вопрос, как правило, в том, хочет ли руководитель региона серьезно заниматься данным сектором экономики. Федеральное законодательство дает регионам возможность выбирать. Они могут вводить налоговые каникулы, продавать имущество малому бизнесу в приоритетном порядке, формировать специализированные перечни для субъектов МСП, участвовать в федеральной программе поддержки малого бизнеса и привлекать софинансирование из федерального бюджета. Но они имеют полное право не использовать все эти механизмы. Субъекты РФ, умело их применяющие, видят, что при снижении налоговых ставок налоговые поступления только растут. Можно привести в пример Ульяновскую область, Якутию, которые на цифрах могут продемонстрировать этот эффект.
— Много ли регионов, активно занимающихся поддержкой малого бизнеса?
— За последние десять лет их количество выросло. Думаю, примерно две трети регионов серьезно относятся к данному направлению деятельности.
— Недавно были озвучены планы по созданию Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства со стопроцентным госучастием. Какие функции будут у новой структуры?
— Президент России 5 июня подписал указ о создании корпорации. В настоящее время мы готовим поправки в законодательство (в частности, в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства»). У корпорации будет несколько направлений работы. Главная ее задача — объединение финансово-кредитных ресурсов, которые сейчас сосредоточены в Агентстве кредитных гарантий и МСП Банке, в один кулак и формирование единой стратегии поддержки сектора МСП.
Второе ключевое направление — работа с крупнейшими заказчиками, государственными компаниями, по формированию сети поставщиков — малых компаний. С 1 июля вступает в силу норма об обязательной 18-процентной квоте малого бизнеса в закупках госкомпаний. Задача корпорации, как мы ее видим, это не просто сбор отчетов и наказание провинившихся. Необходимо в конструктивном диалоге с крупными компаниями сформировать план работы на ближайшие годы. Опыт мировых лидеров показывает, что выращивание сети поставщиков занимает 6–7 лет. То есть это большая долгосрочная работа.
Также ожидается серьезное переформатирование работы с регионами. Мы хотим унифицировать созданную инфраструктуру поддержки бизнеса, сделать так, чтобы предприниматель в любой точке России мог быстро получить качественную и универсальную услугу. Это может быть консультация, обучение, проведение маркетинговых исследований, помощь с выходом на экспортные рынки.
Закон предстоит принять в весеннюю сессию Госдумы, таким образом, работа по непосредственному созданию корпорации развернется в ближайшее время.
— Насколько справляется со своими задачами Агентство кредитных гарантий? В какой мере его работа упростила доступ предпринимателей к кредитам?
— Агентство, по сути, не работает и года: оно получило банковскую лицензию и выдало первую гарантию лишь 30 июня прошлого года. Для получения лицензии потребовалась серьезная подготовительная работа, которая заняла несколько месяцев. Агентство было готово развернуть полномасштабную деятельность в декабре, но мы прекрасно помним, что тогда произошло с ключевой ставкой. В итоге к наиболее активной стадии работы оно перешло в феврале 2015 года. Постепенно удалось набрать нужный темп, и сейчас проекты уже исчисляются сотнями и тысячами. Но, пожалуй, самое главное — что за это время удалось договориться с Центробанком о формировании новой программы, связанной с рефинансированием кредитов для МСП под 6,5 процента. На выходе ставка для малых и средних компаний будет составлять 10–11 процентов. Так что за год АКГ — огромная корпорация с капиталом в 50 миллиардов рублей — прошло серьезный путь, был сделан практически максимум возможного.
— Новая корпорация сохранит весь нынешний функционал АКГ?
— Он сохранится. Просто с созданием агентства стало очевидным, что необходим единый центр принятия решений для МСП Банка, который выдает кредиты, и для агентства, которое выдает гарантии. Это взаимосвязанные вещи.
— Хотелось бы вернуться к теме обязательной 18-процентной квоты для госкомпаний. С этой идеей связаны большие надежды, но есть и опасения. Не обрастут ли госкомпании разного рода карманными поставщиками?
— Путь длиной в тысячу миль начинается с первого шага. Сидеть на месте и бояться проблем не самое лучшее решение, нужно действовать. Конечно, риски есть. Но в законодательстве существует ограничение на участие крупных компаний в капитале малых и средних предприятий — не более 25 процентов. Так что тема появления огромного числа МСП, которыми реально будет владеть крупный бизнес и которые будут осваивать заказ, несколько надуманная. Такие ситуации, конечно, будут. Задача корпорации не только и не столько в том, чтобы выявлять эти схемы, а в том, чтобы найти общий язык с руководителями госкомпаний. Объяснить им, что перед страной стоят серьезные задачи и что государство рассчитывает на эти компании, в том числе для их решения. Предстоит выстроить системную содержательную работу. Будут ли определенные перегибы? Да, и мы это прекрасно понимаем.
— Есть ли у нас в таком количестве надежные поставщики из числа малых компаний? Речь ведь об огромных объемах заказа.
— Конечно же, их недостаточно. Поставщиков надо выращивать, создавая для них тепличные условия. У нас уже есть хорошие прецеденты: выше я приводила в пример два центра стандартизации и сертификации, где выращиваются малые компании под нужды РЖД и ОАК. Дело в том, что и к корпорациям приходит понимание необходимости диверсификации линейки поставщиков. Сегодня в мире ни одна отрасль — включая авиа-, судостроение, автопром — не держится на заводах-гигантах в классическом советском понимании. Фольксваген — это 600 малых и средних компаний. Производство судов — это давно что-то вроде игры в конструктор «Лего»: тысячи компаний производят отдельные детали, которые потом просто собираются вместе. Раз во всем мире к этому пришли, может, и нам стоит заимствовать этот опыт.
Такая модель экономически оправданна, в том числе потому, что способствует более активному внедрению инноваций. Пояс малых и средних компаний, конкурирующих между собой, существенно повышает и конкурентоспособность крупных компаний. Малый бизнес каждый раз стремится предложить что-то новое, чтобы получить надежный стабильный заказ. Однажды во время визита во Францию меня поразило, что малая компания, расположенная в небольшом городке, производит станки с ЧПУ, в том числе для НПО «Сатурн», одной из ведущих оборонных компаний России. Никого не смущает, что этим занимается малый бизнес. Нам необходимо способствовать появлению в России именно таких малых производств.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ