Версия для печати 5518 Материалы по теме
Полтерович В. М.
О профессиональной деятельности В. М. Полтеровича, а также о его роли в развитии экономической мысли в России рассказывает ученик, доцент Российской экономической школы, старший научный сотрудник Лаборатории математической экономики Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ), кандидат экономических наук Алексей САВВАТЕЕВ.

27 декабря 2007 г. мы празднуем юбилей – выдающемуся советскому и российскому экономисту, академику Виктору Мееровичу Полтеровичу исполняется 70 лет. В. М. Полтерович известен рядом серьезных научных результатов. Один из них – критерий монотонности функции спроса, полученный в соавторстве с Л. Г. Митюшиным, – уже вошел в классические учебники по микроэкономике. Кроме того, Виктор Меерович является автором нескольких оригинальных курсов лекций в лучших экономических вузах страны и даже за рубежом.

Ученый, редактор, эксперт, руководитель
Профессиональная деятельность В. М. Полтеровича также образец для подражания. Все, что выходит в свет за его подписью, достойно знака качества. Если это статья, то она высшей пробы; если курсовая, диплом или диссертация, написанная его студентом или аспирантом, то работа отвечает самым строгим требованиям.

В. М. Полтерович является редактором нескольких научных журналов, а также вместе с В. И. Даниловым руководит самым сильным в стране, еженедельно проводимым семинаром по математической экономике в ЦЭМИ. Вместе с академиком В. Л. Макаровым В. М. Полтерович стоял у истоков создания Российской экономической школы (РЭШ) – лучшей на сегодня магистерской программы по экономике на территории всех стран бывшего социалистического лагеря. За прошедшие годы Виктор Меерович разработал и прочитал в РЭШ следующие курсы: «Математика для экономистов», «Деньги, инфляция и рост», «Макроэкономика», «Экономика переходного периода», «Международная торговля» и «Теория экономических реформ».

Виктор Меерович является также одним из ведущих экспертов Российской программы экономических исследований, в рамках которой ученые нашей страны уже более 10 лет получают квалифицированные советы и поддержку своих научных разработок. Десятки экономистов с благодарностью отзываются о В. М. Полтеровиче как о человеке, который всегда готов подсказать идею, обсудить статью или диссертацию, всячески поспособствовать профессиональному росту своих коллег.

За последние семь лет под руководством В. М. Полтеровича написаны шесть кандидатских диссертаций, ежегодно защищают дипломы пять-семь студентов РЭШ. Сам Виктор Меерович является автором более чем 175 статей, опубликованных в реферируемых научных журналах.
Среди экономистов Запада фамилия Polterovich известна практически всем (весьма немногие российские экономисты могут этим похвастать). Дело в том, что Виктор Меерович открыт любым новым идеям – от чисто математических до общефилософских. Научный кругозор В. М. Полтеровича поистине уникален по своей широте: теория экономического равновесия, теория реформ, институциональная экономика, экономическая динамика, теория переходных экономик, теория экономического роста, экономика природных ресурсов и немного подзабытая сегодня теория неравновесия.

Полтеровичу много раз предлагали работать в ведущих западных университетах, но Виктор Меерович остался в России, потому что наша страна – его дом, его Родина, а также объект его живейшего интереса как экономиста.

Тернии научного пути
В России В. М. Полтерович добился всеобщего признания, но его профессиональный путь нельзя назвать простым. В советское время Виктор Меерович сделал сознательный выбор: отказаться от карьерного роста, но не идти на моральные компромиссы. Он был беспартийным и никогда не демонстрировал лояльность официальной идеологии. Докторскую диссертацию он защитил только в 1991 г., хотя по научным критериям мог бы это сделать лет на 15 раньше. До начала перестройки у Виктора Мееровича практически не было возможности иметь учеников. Единственным исключением стал Михаил Каганович, ныне профессор в Университете Индианы (США).

Вместе с тем В. М. Полтерович общался и полемизировал, насколько было возможно, со всеми советскими экономистами, и научился видеть интересные идеи там, где «либеральные экономисты» видят лишь абсурд, противоречащий здравому смыслу и классической экономической теории.

В период перестройки Виктора Мееровича стали выпускать за границу, и Запад наконец познакомился с ним «вживую». (Никогда не забуду, как два года назад, во время визита Полтеровича в один из ведущих европейских институтов, великий ученый Жан-Франсуа Мертенс, подавая руку Виктору Мееровичу, воскликнул: «Я всегда восхищался Вашей теоремой об устойчивости конкурентного равновесия!»)

В 1989 г. В. М. Полтерович был избран действительным членом (fellow) Эконометрического общества. Сегодня в этот элитный клуб экономистов мира входят только трое российских ученых: помимо Виктора Ме­еровича это академики В. Л. Макаров и А. Г. Аганбегян. В 1992 г. Полтерович – единственный российский экономист – был избран в Европейскую академию.
Пожалуй, наиболее ярким проявлением международного признания научных заслуг В. М. Полтеровича было приглашение в 1991 г. прочитать Walras-Bowley Lecture – почетную ежегодную лекцию, прочитать которую Эконометрическое общество приглашает одного из несевероамериканских экономистов. Отметим, что среди немногих ученых, удостаивавшихся этой чести, пять нобелевских лауреатов.

Период реформ
Начался период реформ. Наша молодежь потянулась на Запад, потом часть из них вернулась в Россию со степенью Ph.D (аналог ученой степени кандидата наук). Новоиспеченные теоретики не имели ни малейшего представления об альтернативной экономической науке, сформировавшейся в стране за годы существования Советского Союза. У старшего поколения было внимание к фактуре: технологиям, хозяйственным связям, межотраслевым балансам, динамике развития промышленных узлов. А молодые если и слышали об этой науке, то огульно отрицали ее.

Заметим, что «старая гвардия» на дух не переносила всех этих «западных выскочек, оторванных от жизни». Да и многие из старших, кто занимался сильно математизированной экономикой (например, теорией игр) во времена СССР, после его распада совершенно устранились от обсуждения насущных экономических проблем страны. Возникла парадоксальная ситуация: в стране сформировались два противоборствующих блока, причем члены каждого из них считали учеными-экономистами себя и отказывали в этом звании представителям другого блока.

И все это время роль связующего звена играл Виктор Меерович. До сих пор он поддерживает и раз за разом восстанавливает диалог между поколениями и мировоззрениями, защищая отечественную экономическую теорию, объясняя, что специфика страны важна, но и отдавая должное современным моделям, предлагающим мощный аппарат для анализа экономических проблем.

Экономические идеи и экономическая политика
Виктор Меерович никогда не стремился к власти, не пробивался к ключевым ролям, понимая, что это требует слишком многих компромиссов, прежде всего уменьшения времени на творчество. Однако люди, имена которых сейчас у всех на слуху, могут засвидетельствовать: В. М. Полтерович – экономист экстра-класса, нередко выступающий экспертом, в том числе и для членов правительства.

На совещаниях на высшем уровне, да и всякий раз, когда интересуются его мнением, Виктор Меерович без устали твердит то, в чем всегда был убежден и что теперь подтверждено экономической теорией: не надо рубить сплеча! Шоковая терапия ни к чему хорошему привести не способна. Сегодня, когда провал реформ 1990-х гг. стал свершившимся фактом и экономическая наука созрела для того, чтобы объяснить все причины этого провала, уже мало кто помнит, что именно Полтерович был главным и самым последовательным противником выбранной стратегии.

Я хочу остановиться на одной из экономических идей, выдвинутой В. М Полтеровичем в период реформ 1990-х гг. Многие социальные системы могут находиться не в одном, а в двух устойчивых состояниях. Одно из них – социально опасное, тупиковое, а другое, наоборот, ведет к развитию и процветанию. Виктор Меерович сумел объяснить, почему перейти из «плохого» состояния в «хорошее» так сложно, представив «плохое» состояние как институциональную ловушку.

Приведу пример. Чем ниже в обществе уровень коррупции, тем проще за ней следить: каждый подозрительный случай оказывается на первых полосах газет, преступление легко раскрыть. Поэтому брать взятки и нарушать закон не решается почти никто, ведь вероятность обнаружения слишком велика. Если же коррумпированы все подряд, то и наказать никого невозможно: усилия, затрачиваемые на наказание, делятся на слишком большое число случаев злоупотребления. Поэтому все продолжают спокойно воровать, и страна десятилетиями может находиться в глубоком кризисе. Развал СССР породил коррупционный всплеск, в результате страна вошла в устойчивое «плохое» равновесие, попала в коррупционную ловушку. И выбраться из нее теперь не так-то просто.

Виктор Меерович глазами учеников и сотрудников
Человеческие качества В. М. Полтеровича привлекают людей не меньше, чем его научные результаты. Виктора Мееровича отличают подлинная интеллигентность, доброта и тонкое обаяние, оригинальный юмор и незаурядное воображение, сила воли и мудрость.

Особого внимания заслуживает отношение Виктора Мееровича к своим ученикам. Я сам защищал диссертацию под его руководством и могу сказать, что ко всем своим аспирантам и студентам Полтерович относится с воистину отцовской заботой, порой объясняя очевидные вещи: при написании диссертации надо много работать, думать над задачей и не разбрасываться… Помню, как мне было тяжело: я был молод и совершенно не понимал, ради чего нужно прикладывать все эти титанические усилия. Однако Виктор Меерович убедил меня в необходимости такого шага, за что сейчас, спустя много лет, я ему очень благодарен. И таких, как я, у академика великое множество.

В лаборатории математической экономики, которой заведует В. М. Полтерович, самый дружный и свободно мыслящий коллектив. Среди моих коллег можно найти приверженцев любых взглядов – либералов, консерваторов, государственников, коммунистов… Такое положение вещей нисколько не мешает работе, потому что мы все безоговорочно уважаем и ценим Виктора Мееровича. Создание в лаборатории, да и, наверное, во всем институте атмосферы тепла и взаимоподдержки – полностью его заслуга. Климат в лаборатории благоприятствует научным исследованиям. А вот кабинет у академика маленький, в нем уже ничего не умещается, – и все оттого, что Виктор Меерович заботится о своем комфорте намного меньше, чем об условиях для работы своих коллег.

О будущем
В. М. Полтерович считает, что России нужно профессиональное сообщество экономистов – это один из аспектов зарождающегося у нас гражданского общества. Русское экономическое сообщество должно объединять ученых-экономистов самых разных взглядов и направлений, в его рамках можно устраивать дебаты, круг­лые столы.

Дорогой Виктор Меерович! В день Вашего юбилея от всей души желаю Вам долгих лет плодотворной работы и серьезных научных результатов. Хотелось бы, чтобы все Ваши идеи нашли своих приверженцев. Я же со своей стороны обещаю, что приложу к созданию Русского экономического сообщества все свои силы и энергию.

Вместо послесловия
Когда моей жене поставили срок родов – 25 декабря, я попросил ее подождать до 27-го: мне очень хотелось, чтобы дочка родилась в один день с моим научным руководителем, самым уважаемым мною человеком на свете, Виктором Мееровичем Полтеровичем. Конечно, жена не могла отказать мне.

Автор благодарит Ф. Алескерова, О. Андрюшкевич, С. Афонцева, В. Бусыгина, А. Белянина, А. Бремзена, Ю. Бурмана, А. Васина, Ш Вебера, М. Вьюгина, К. Глущенко, В. Данилова, М. Дворникова, Е. Желободько, А. Захарова, Ю. Калнишкана, С. Коковина, Д Крутикова, В. Макарова, В. Матвеенко, С. Печерского, О. Полтеровича, О. Попову, А. Райгородского, Л. Руховца, О. Старкова, Н. Суслова, А. Тониса и А. Шеня за помощь при написании статьи.

Источник: © Бюджет, 2007, № 12
Поделиться