Любопытно, что родиной российского театра является отнюдь не Москва или Петербург. Отечественный театр появился не в столице, а в старинном русском городе Ярославле. Именно здесь в 1750 г. русский актер Федор Григорьевич Волков основал первую профессиональную театральную труппу.
Галина СТЕПАНОВА
В середине XVIII в. Россия переживала период расцвета государственности и культуры. В 1724 г. учреждена Российская академия наук, в 1755 г. открыт первый в стране Московский университет, в 1757 г. – Российская академия художеств. Возникают и любительские театральные труппы.
История русского театра ведет свое начало от кожевенного амбара, в котором устраивала представления труппа «охочих комедиантов». Лишь в 1750 г. в Ярославле «для представления трагедий и комедий» было построено новое здание, вмещающее до тысячи зрителей. Первые ярославские комедианты, составившие труппу сына костромского купца Федора Волкова, – Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский и Демьян Галик – были служащими Ярославской провинциальной канцелярии. Актерами стали и братья Федора Волкова, Григорий и Гавриил. В репертуар труппы входили духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, Сумарокова, комедии Мольера. 30 августа 1756 г. русский публичный театр, основателем и создателем которого был Федор Волков, получил статус государственного учреждения.
В 1751 г. слухи о ярославском театре доходят до столицы. 5 января 1752 г. императрица Елизавета издает высочайший указ: «Федора Григорьева сына Волкова… с братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии)… привесть в Санкт-Петербург».
С 1777 г. развитию культуры в крае способствует просвещенный губернатор А. П. Мельгунов – покровитель литературы, театра и истории края. Губернатор поощряет развитие театра, в его доме ставятся любительские спектакли. В 1786 г. в ярославском театре Мельгунова «дает гастроль» Иван Афанасьевич Дмитревский – преемник Волкова, первый актер Русского императорского театра.
На сцене ярославского городского театра дебютировали такие великие актеры, как Иван Москвин, Леонид Собинов, Любовь Никулина-Косицкая, Пелагея Стрепетова. Большим событием стало и выступление великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. В разное время на гастроли сюда приезжали Г. Н. Федотова, А. Е. Мартынов, Ф. П. Горев, Н. Х. Рыбаков, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, К. С. Станиславский. И если Малый театр в Москве порой называли вторым университетом, то таким же университетом для русской театральной провинции стал театр в Ярославле.
В 1909 г. был объявлен конкурс на лучший проект нового здания театра, поскольку прежнее здание к тому времени обветшало. Первую премию получил архитектор Н. А. Спирин (1882–1938). На фасаде театра и боковых стенах разместились скульптурные композиции, а на портике – скульптурная группа: покровитель искусств Аполлон и две музы – Мельпомена и Талия. Украшением зрительного зала стал живописный фриз «Торжество Диониса» работы известного художника Серебряного века Николая Верхотурова. В 1911 г. при огромном стечении народа новое здание театра было торжественно открыто, зачитана приветственная телеграмма от К. С. Станиславского. В этом же году театру было присвоено имя Федора Григорьевича Волкова.
В настоящее время в труппе театра работают как старейшие мастера – народные артисты России Николай Кузьмин, Наталья Терентьева, Владимир Солопов, Феликс Раздьяконов – и молодые актеры. С 1996 г. главным режиссером является Владимир Боголепов, вдумчивый художник, учившийся у знаменитых волковских «стариков», чтящий исторические и художественные традиции театра. В сегодняшнем репертуаре театра – произведения Достоевского, Толстого, Чехова, Гоголя, Гольдони. Последние премьеры – спектакль для наших стариков, «Соло для часов с боем» Заградника, и пьеса Вампилова «Утиная охота». Готовится к постановке «Ханума» – музыкальный спектакль, это будет яркое, зрелищное действие.
Одной из недавних премьер стал и спектакль «Бешеные деньги» по пьесе классика русской драматургии Александра Островского. «“Бешеные деньги” – история сумасшедшей любви, – говорит режиссер-постановщик спектакля Сергей Яшин. – Можно ли вставить любовь и любимую в бюджет? Что лучше: потерять голову или капиталы? Это пьеса пореформенная – в секунду возникали миллионные состояния, в секунду рассыпались в прах. Строились железные дороги, возникали концессии, шла борьба за банковское дело. Кстати, отметим, что в советской реальности коллизия этой пьесы отсутствовала. Конечно, существовали какие-то люди, которые обогащались, но они были явным исключением, а не актуальной темой. А сегодня время бешеных денег коснулось всех нас. Бешеные деньги создают и ломают человеческие судьбы, диктуют правила бытия. Но есть человеческие ценности, которые нельзя поставить в строку доходов и расходов, которые не умещаются ни в какой бюджет. Мы живем и радуемся жизни…» Главные роли в спектакле исполняют молодые актеры, выпускники Ярославского театрального института Ирина Шейдулина и Николай Шрайбер.
В целях пропаганды русской классической драматургии и классического театрального наследия при Российском академическом театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле создан Центр русской провинциальной театральной культуры. На Волковской сцене ежегодно проходит Международный Волковский фестиваль, где лауреатам вручается премия Правительства РФ им. Федора Волкова. Здесь провинциальные театры представляют лучшие спектакли, созданные по произведениям русских классиков, проходят конференции искусствоведов.
В 2000 г. на празднование 250-летия театра в Ярославль приехал Президент России. Он вручил волковцам награды: ордена, медали – и зачитал указ о присвоении почетных званий. В своем выступлении В. В. Путин сказал: «Эпоха культурного расцвета предшествовала рождению русского театра. Волкову и его сподвижникам мы обязаны тем, что они утверждали в русском театре идеи свободы и человеческого достоинства. Театр Волкова стремился быть общедоступным, а значит, истинно демократическим, народным… Вообще без подъема культуры и театра невозможен общий подъем в России. Здесь нужна тонкая и особо деликатная опека, поддержка государства. Я думал во время этого праздника, почему мы так любим этих людей – актеров? Только потому, что они талантливы и тоньше чувствуют жизнь? Вряд ли. Человек – существо эгоистическое и не всегда способен любить тех, кто лучше его самого. Но мы любим актеров искренне и беззаветно, потому что видим в них себя, какими могли бы быть, какими можем стать. С юбилеем вас, с днем рождения прославленной ярославской сцены! Огромное спасибо за беззаветное служение и театру, и России!»
В октябре 2007 г. с большим успехом прошел 8-й Международный Волковский театральный фестиваль, решение о проведении которого было принято на юбилее театра в 2000 г.
О сегодняшней жизни театра им. Волкова нам удалось побеседовать с руководителем литературной части Ганной Степановной ШПАК, выпускницей факультета театрального менеджмента Санкт-Петербургской театральной академии:
– Как старейшему русскому театру живется и работается в условиях современной рыночной экономики? Ощущаете ли вы поддержку государства, местных органов власти, существенна ли для вас спонсорская помощь?
– Содействие наш театр получает в первую очередь от региональной власти. По федеральной бюджетной программе нам полагается только обычная зарплата работников культуры и компенсация за оплату коммунальных услуг. Хотя наш театр является национальным достоянием, таких существенных вливаний, какие получают, например, Большой театр в Москве или Александринский в Санкт-Петербурге, у нас нет. Чтобы иметь возможность доплачивать работникам, мы вынуждены сокращать штат.
Правда, местные органы власти не оставляют театр своим вниманием. Серьезную помощь оказывает нам губернатор Ярославской области Анатолий Иванович Лисицын: по его распоряжению артистическому составу и техническим сотрудникам театра выплачиваются разовые надбавки. Поддерживает нас и мэр Ярославля Виктор Владимирович Волончунас. Спонсоры есть, но из-за несовершенства нашего законодательства – отсутствия закона о меценатстве и спонсорстве – их помощь незначительна.
– Сейчас много говорят о театральной реформе, которую планируется провести в рамках реформы бюджетной системы. Что она принесет театру? Может ли театр существовать без государственной поддержки?
– У нас, как и у многих провинциальных театров, отношение к реформе весьма настороженное. Мы не можем соперничать с успешными московскими театрами, такими как, например, «Сатирикон» или «Ленком». Предполагается, что учреждения культуры, которые не выдержат конкуренции в условиях рыночной экономики, просто закроются. Но хорошо ли это будет для тех городов, которые лишатся своих театров? Здесь должен быть индивидуальный подход.
В нашем зале 900 мест, цена билетов составляет 80–120 руб., на премьерные показы – 100–150 руб., и повышать ее мы не можем. Если театр лишится государственной поддержки, актерам между репетицией и спектаклем придется бегать «на халтуру», а это вряд ли пойдет на пользу искусству.
Источник: © Бюджет, 2007, № 12
В середине XVIII в. Россия переживала период расцвета государственности и культуры. В 1724 г. учреждена Российская академия наук, в 1755 г. открыт первый в стране Московский университет, в 1757 г. – Российская академия художеств. Возникают и любительские театральные труппы.
История русского театра ведет свое начало от кожевенного амбара, в котором устраивала представления труппа «охочих комедиантов». Лишь в 1750 г. в Ярославле «для представления трагедий и комедий» было построено новое здание, вмещающее до тысячи зрителей. Первые ярославские комедианты, составившие труппу сына костромского купца Федора Волкова, – Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский и Демьян Галик – были служащими Ярославской провинциальной канцелярии. Актерами стали и братья Федора Волкова, Григорий и Гавриил. В репертуар труппы входили духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, Сумарокова, комедии Мольера. 30 августа 1756 г. русский публичный театр, основателем и создателем которого был Федор Волков, получил статус государственного учреждения.
В 1751 г. слухи о ярославском театре доходят до столицы. 5 января 1752 г. императрица Елизавета издает высочайший указ: «Федора Григорьева сына Волкова… с братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии)… привесть в Санкт-Петербург».
С 1777 г. развитию культуры в крае способствует просвещенный губернатор А. П. Мельгунов – покровитель литературы, театра и истории края. Губернатор поощряет развитие театра, в его доме ставятся любительские спектакли. В 1786 г. в ярославском театре Мельгунова «дает гастроль» Иван Афанасьевич Дмитревский – преемник Волкова, первый актер Русского императорского театра.
На сцене ярославского городского театра дебютировали такие великие актеры, как Иван Москвин, Леонид Собинов, Любовь Никулина-Косицкая, Пелагея Стрепетова. Большим событием стало и выступление великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. В разное время на гастроли сюда приезжали Г. Н. Федотова, А. Е. Мартынов, Ф. П. Горев, Н. Х. Рыбаков, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, К. С. Станиславский. И если Малый театр в Москве порой называли вторым университетом, то таким же университетом для русской театральной провинции стал театр в Ярославле.
В 1909 г. был объявлен конкурс на лучший проект нового здания театра, поскольку прежнее здание к тому времени обветшало. Первую премию получил архитектор Н. А. Спирин (1882–1938). На фасаде театра и боковых стенах разместились скульптурные композиции, а на портике – скульптурная группа: покровитель искусств Аполлон и две музы – Мельпомена и Талия. Украшением зрительного зала стал живописный фриз «Торжество Диониса» работы известного художника Серебряного века Николая Верхотурова. В 1911 г. при огромном стечении народа новое здание театра было торжественно открыто, зачитана приветственная телеграмма от К. С. Станиславского. В этом же году театру было присвоено имя Федора Григорьевича Волкова.
В настоящее время в труппе театра работают как старейшие мастера – народные артисты России Николай Кузьмин, Наталья Терентьева, Владимир Солопов, Феликс Раздьяконов – и молодые актеры. С 1996 г. главным режиссером является Владимир Боголепов, вдумчивый художник, учившийся у знаменитых волковских «стариков», чтящий исторические и художественные традиции театра. В сегодняшнем репертуаре театра – произведения Достоевского, Толстого, Чехова, Гоголя, Гольдони. Последние премьеры – спектакль для наших стариков, «Соло для часов с боем» Заградника, и пьеса Вампилова «Утиная охота». Готовится к постановке «Ханума» – музыкальный спектакль, это будет яркое, зрелищное действие.
Одной из недавних премьер стал и спектакль «Бешеные деньги» по пьесе классика русской драматургии Александра Островского. «“Бешеные деньги” – история сумасшедшей любви, – говорит режиссер-постановщик спектакля Сергей Яшин. – Можно ли вставить любовь и любимую в бюджет? Что лучше: потерять голову или капиталы? Это пьеса пореформенная – в секунду возникали миллионные состояния, в секунду рассыпались в прах. Строились железные дороги, возникали концессии, шла борьба за банковское дело. Кстати, отметим, что в советской реальности коллизия этой пьесы отсутствовала. Конечно, существовали какие-то люди, которые обогащались, но они были явным исключением, а не актуальной темой. А сегодня время бешеных денег коснулось всех нас. Бешеные деньги создают и ломают человеческие судьбы, диктуют правила бытия. Но есть человеческие ценности, которые нельзя поставить в строку доходов и расходов, которые не умещаются ни в какой бюджет. Мы живем и радуемся жизни…» Главные роли в спектакле исполняют молодые актеры, выпускники Ярославского театрального института Ирина Шейдулина и Николай Шрайбер.
В целях пропаганды русской классической драматургии и классического театрального наследия при Российском академическом театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле создан Центр русской провинциальной театральной культуры. На Волковской сцене ежегодно проходит Международный Волковский фестиваль, где лауреатам вручается премия Правительства РФ им. Федора Волкова. Здесь провинциальные театры представляют лучшие спектакли, созданные по произведениям русских классиков, проходят конференции искусствоведов.
В 2000 г. на празднование 250-летия театра в Ярославль приехал Президент России. Он вручил волковцам награды: ордена, медали – и зачитал указ о присвоении почетных званий. В своем выступлении В. В. Путин сказал: «Эпоха культурного расцвета предшествовала рождению русского театра. Волкову и его сподвижникам мы обязаны тем, что они утверждали в русском театре идеи свободы и человеческого достоинства. Театр Волкова стремился быть общедоступным, а значит, истинно демократическим, народным… Вообще без подъема культуры и театра невозможен общий подъем в России. Здесь нужна тонкая и особо деликатная опека, поддержка государства. Я думал во время этого праздника, почему мы так любим этих людей – актеров? Только потому, что они талантливы и тоньше чувствуют жизнь? Вряд ли. Человек – существо эгоистическое и не всегда способен любить тех, кто лучше его самого. Но мы любим актеров искренне и беззаветно, потому что видим в них себя, какими могли бы быть, какими можем стать. С юбилеем вас, с днем рождения прославленной ярославской сцены! Огромное спасибо за беззаветное служение и театру, и России!»
В октябре 2007 г. с большим успехом прошел 8-й Международный Волковский театральный фестиваль, решение о проведении которого было принято на юбилее театра в 2000 г.
О сегодняшней жизни театра им. Волкова нам удалось побеседовать с руководителем литературной части Ганной Степановной ШПАК, выпускницей факультета театрального менеджмента Санкт-Петербургской театральной академии:
– Как старейшему русскому театру живется и работается в условиях современной рыночной экономики? Ощущаете ли вы поддержку государства, местных органов власти, существенна ли для вас спонсорская помощь?
– Содействие наш театр получает в первую очередь от региональной власти. По федеральной бюджетной программе нам полагается только обычная зарплата работников культуры и компенсация за оплату коммунальных услуг. Хотя наш театр является национальным достоянием, таких существенных вливаний, какие получают, например, Большой театр в Москве или Александринский в Санкт-Петербурге, у нас нет. Чтобы иметь возможность доплачивать работникам, мы вынуждены сокращать штат.
Правда, местные органы власти не оставляют театр своим вниманием. Серьезную помощь оказывает нам губернатор Ярославской области Анатолий Иванович Лисицын: по его распоряжению артистическому составу и техническим сотрудникам театра выплачиваются разовые надбавки. Поддерживает нас и мэр Ярославля Виктор Владимирович Волончунас. Спонсоры есть, но из-за несовершенства нашего законодательства – отсутствия закона о меценатстве и спонсорстве – их помощь незначительна.
– Сейчас много говорят о театральной реформе, которую планируется провести в рамках реформы бюджетной системы. Что она принесет театру? Может ли театр существовать без государственной поддержки?
– У нас, как и у многих провинциальных театров, отношение к реформе весьма настороженное. Мы не можем соперничать с успешными московскими театрами, такими как, например, «Сатирикон» или «Ленком». Предполагается, что учреждения культуры, которые не выдержат конкуренции в условиях рыночной экономики, просто закроются. Но хорошо ли это будет для тех городов, которые лишатся своих театров? Здесь должен быть индивидуальный подход.
В нашем зале 900 мест, цена билетов составляет 80–120 руб., на премьерные показы – 100–150 руб., и повышать ее мы не можем. Если театр лишится государственной поддержки, актерам между репетицией и спектаклем придется бегать «на халтуру», а это вряд ли пойдет на пользу искусству.
Источник: © Бюджет, 2007, № 12