Версия для печати 2674 Материалы по теме

По словам первого заместителя губернатора Белгородской области Валерия Александровича СЕРГАЧЁВА, развивая свою модель проектного управления, администрация региона стремится поддерживать все инициируемые снизу проекты. Основной критерий их отбора — соответствие стратегическим приоритетам Белгородской области.

— Белгородская область считается одним из передовиков в том, что касается внедрения проектного управления. В чем главные особенности модели проектного управления, выстроенной в области?

— Действительно, белгородский проектный опыт вызывает интерес в профессиональных кругах, получает достойное признание, в том числе на федеральном уровне. В минувшем году правительство области стало победителем всероссийского конкурса «Проектный Олимп», который проводится Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. Регион занял первое место в номинации «Системы управления проектами с совокупным бюджетом более 500 миллионов рублей в органах власти регионального и муниципального уровня и подведомственных организациях». Такая оценка нашей работы приятна и побуждает нас к новым свершениям на проектной ниве.

Особенность региональной модели проектного управления заключается в нашей конечной цели. Организуя работу органов исполнительной власти в проектном формате, мы стремимся коренным образом перестроить мышление государственных гражданских и муниципальных служащих, превратить их из созерцателей, наблюдателей или «сопровождающих» общественно-экономических процессов в активных созидателей социально-экономического пространства региона. Другими словами, мы работаем над формированием качественно нового типа государственных и муниципальных служащих — сотрудников с проектным мышлением, людей, способных генерировать новые идеи, привлекать необходимые ресурсы, намечать и осуществлять план действий для достижения конкретного результата. А это в высокой степени кадровая задача. Не случайно ответственным за внедрение проектного управления на уровне региона определен Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области.

Проектное управление, на наш взгляд, должно не только выполнять контрольную и организационную функции, но и являться частью кадровой работы по формированию и развитию компетенций госслужащих, обеспечению их профессионального и личностного роста, повышению материальной и нематериальной мотивации их труда. Исходя из поставленных задач, в регионе внедряются соответствующие инструменты проектного управления, выстраиваются коммуникации, пересматривается организация труда, создаются кадровые, организационные и технические условия.

Существующая система проектного управления представляет собой двухуровневую модель. С одной стороны, в ней присутствуют текущие задачи и текущая деятельность, закрепленные в положениях, должностных инструкциях, регламентах. С другой стороны, на них наслаивается проектная деятельность, имеющая свои каналы коммуникаций, ролевую структуру, систему мониторинга и контроля, порядки и регламенты. Такая организация работы в полной мере себя оправдывает и приносит результаты.

— Какие проекты вы могли бы привести в качестве положительных примеров?

— Мы стремимся поддерживать все инициируемые проекты. Главное условие отбора проектов — они должны соответствовать основным направлениям Стратегии социально-экономического развития области на период до 2025 года. В настоящее время в области насчитывается более 3200 проектов, из них в стадии реализации свыше 800, на этапе разработки и планирования порядка 300, успешно реализовано более 2000.

В то же время мы определяем приоритетные направления проектной деятельности исходя из социально-экономической ситуации. В нынешних условиях, когда страна и регион решают задачи импортозамещения, речь идет прежде всего о сельскохозяйственном производстве. Сегодня в агропромышленном комплексе области аккумулировано несколько десятков перспективных проектов, которые нацелены на развитие как традиционных для региона направлений (мясное и молочное животноводство), так и новых. Пользуясь уникальными возможностями импортозамещения, мы реализуем новые крупные проекты, в частности по производству овощей закрытого грунта, плодово-ягодных культур.

Так, в рамках программы «Тепличный кластер 500 га» за счет консолидации средств государственной поддержки, научно-технических разработок, частного капитала к 2020 году мы планируем выйти на производство овощей закрытого грунта на площади не менее 300 гектаров, производить десять процентов от емкости российского рынка овощей защищенного грунта.

Реализация проектов в отрасли садоводства позволит в ближайшие годы обеспечить производство плодов на площади не менее 5 тысяч гектаров, а к 2026 году создать в регионе кластер по производству семечковых и косточковых культур в объеме 1 миллион тонн в год.

Получают развитие проекты, нацеленные на укрепление промышленной отрасли региона. В настоящее время на территории Белгородского района функционирует парк «Северный», который является площадкой для целого ряда промышленных производств по выпуску в том числе продукции глубокой заморозки, ветеринарных и стоматологических препаратов, выращиванию овощей закрытого грунта. Аналогичный промышленный парк мы создаем в Волоконовском районе и ожидаем, что он привлечет не менее 15 резидентов.

Подчеркну, что для снижения административных барьеров действует порядок согласования инвестиционных проектов по принципу одного окна. Центральным звеном этого механизма являются экспертные комиссии по рассмотрению проектов, созданные в каждом органе власти области по отраслевому признаку. Они принимают решения об открытии проектов, причем не только экономических, но и социальных, организационных, технических.

Хорошим примером социального проекта является проект «Создание условий для занятий уличной гимнастикой (workout) на территории области», благодаря которому муниципальные образования региона получили порядка 50 специализированных площадок. Сегодня эти спортивные объекты являются местом здорового притяжения детей и молодежи, а также позволяют проводить занятия по подготовке к сдаче норм ГТО по виду «силовая гимнастика».

Заслуживает внимания завершенный проект «Внедрение механизма сопровождения беременных женщин в период от начала беременности до родов („Шаг за шагом вместе“)», с помощью которого в медицинских учреждениях региона созданы возможности для индивидуального сопровождения беременных женщин одним врачом с момента постановки на учет до рождения ребенка.

В качестве образца организационного проекта приведу проект «Вовлечение выпускников профессиональных образовательных организаций и незанятых граждан в новые экономические отношения („Мобильные бригады — шаг в будущее“)». Фактически в рамках проекта создана и апробируется модель, при которой выпускники не только получают рабочие места, но и становятся собственниками (учредителями) своей организации, а значит, обретают хорошую мотивацию к повышению производительности труда и росту доходов.

Что касается технических проектов, то они связаны с разработкой и внедрением новых информационных систем, улучшением условий труда, техническим переоснащением.

— По каким критериям вы оцениваете эффективность или неэффективность, успех или неуспех того или иного проекта?

— По каждому из типов проектов введены критерии и градация диапазонов их значений. Так, например, для экономических проектов используется показатель прогнозируемого объема выручки после выхода предприятия на проектную мощность (для проектов по созданию новых производств) или прогнозируемое увеличение объема выручки (для проектов на базе существующих производств). Для социальных проектов критериями являются охват населения социальными благами или участие населения в мероприятиях проекта. Соответствующие критерии предусмотрены для организационных и технических проектов. Данные критерии позволяют разделить проекты с высокой и низкой эффективностью и являются основанием для принятия решения об их открытии и реализации.

Ключевым показателем успешности проекта является достижение его цели и получение запланированного результата. В случае недостижения таковых проект признается неуспешным. Примером может служить проект «Развитие производства и реализации черной смородины». На воплощение этой инициативы хозяйствующему субъекту по итогам конкурса был выделен грант, на средства которого приобретено оборудование. Однако наступил риск, произошло увядание смородины. Несмотря на то что оборудование используется и обеспечивает занятость граждан, проект закрыт с недостижением конечной цели. Для себя мы определили, что реализация тех или иных мероприятий в виде проекта позволяет уйти от задачи освоения средств и оценить эффективность их расходования по отношению к цели проекта.

— Можно ли качественно или количественно оценить эффективность системы проектного управления в целом? Что она дала Белгородской области?

— Мы рассматриваем эффективность проектного управления с трех позиций: эффективность для общества, бизнеса и органов исполнительной власти области.

Глядя на проектное управление с точки зрения эффективности для общества, с уверенностью скажу, что проекты работают на повышение качества предоставляемых населению услуг в разных сферах и отраслях (образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите, физической культуре). Безусловная польза проектов в том, что они включают граждан в процессы преобразования социально-экономической жизни области, позволяют учитывать мнение жителей региона при принятии решений, обеспечивают открытость органов власти, возможность осуществления контроля со стороны общества (через планирование по стоимости и срокам).

Положительным эффектом применения проектного менеджмента для бизнеса является повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти области, что создает благоприятную административную среду, снижает инфраструктурные риски для инвесторов. Не менее важно и то, что мы научились говорить с бизнес-сообществом на одном языке, ведь бизнес уже давно применяет принципы и практики проектного управления. Все перечисленное в итоге оказывает положительное влияние на качество инвестиционного климата региона. Так, в 2015 году в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Белгородская область по условиям ведения бизнеса вошла в группу регионов-лидеров и заняла третью строчку после Республики Татарстан и Калужской области. Несомненно, на инвестиционный климат влияет целый ряд факторов, и проектное управление выступает в качестве одного из них.

Что касается органов исполнительной власти области, то внедрение проектного управления позволило повысить результативность их деятельности, сократить сроки выполнения задач на 10–20 процентов, получить 5–10 процентов экономии ресурсов. Не сомневаюсь, что дальнейшее развитие проектного управления значительно улучшит данные показатели.

Безусловно, использование проектного механизма дает органам власти не только количественный, но и качественный эффект. Проектная деятельность, и я уже говорил об этом, это мощный кадровый инструмент профессионального и личностного совершенствования служащих. Участие в проектах побуждает каждого работать в постоянном режиме развития, обогащать свой интеллектуальный, творческий и личностный потенциал, достигать новых профессиональных рубежей. Более того, проектный менеджмент — это эффективный механизм движения кадров по служебной лестнице, замечательный «социальный лифт». А в связи с тем что в формате проектов участвуют совместно государственные служащие, представители бизнеса, работники социально-культурной сферы, проектный менеджмент служит прекрасной площадкой для поиска талантливых управленцев для работы в органах власти. Вывод один: эффективность и польза проектного управления многоплановы и очевидны. И это все больше убеждает нас в том, что проектный менеджмент не имеет альтернатив.

— Как система управления проектами соотносится с системой управления государственными программами Белгородской области?

— Несмотря на то что проект может быть инициирован любым государственным служащим области, проектное управление — это не хаотичный процесс. В планах реализации государственных госпрограмм на предстоящий финансовый год наряду с мероприятиями планируются проекты. Каждый проект направлен на достижение соответствующего показателя подпрограммы и государственной программы. Показатели госпрограммы коррелируют с показателями Стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года. Таким образом, существующая система планирования в органах исполнительной власти области имеет следующую иерархию «стратегия — государственная программа — подпрограмма (портфель проектов) — проект — мероприятие».

Определена иерархия полномочий и ответственности. Во главе стоит губернатор области. Заместители губернатора и начальники департаментов правительства области являются ответственными за реализацию государственных программ. Заместители начальников департаментов являются держателями портфелей проектов. Сфера полномочий руководителей структурных подразделений — проекты, исполнителей — конкретные задачи. Вместе с этим данная привязка не является жесткой. Так, в качестве руководителя проекта может быть закреплен как исполнитель, так и его руководитель.

— Развивается ли проектное управление на муниципальном уровне?

— Да, безусловно. Еще на этапе внедрения проектного управления мы сознательно отказались от проведения эксперимента на каком-либо отдельном структурном подразделении или территории. Мы в самом начале максимально раздвинули рамки входа для всех. Это позволило придать проектной деятельности массовость, что в принципе противоречило сути проектного управления. Однако далее эти рамки постоянно сжимались, тем самым повышалось качество как самих проектов, так и управления ими. Параллельно шло внедрение проектной мотивации.

К настоящему времени мы внедрили проектное управление в работу 30 региональных органов власти, охватили проектным менеджментом все отрасли деятельности и все муниципальные образования. На уровне органов местного самоуправления существует практика заключения соглашений между администрациями муниципальных районов области и администрациями сельских поселений, в рамках которых часть функций по организационно-методологическому сопровождению проектной деятельности делегируется проектному офису администрации района. Таким образом обеспечивается участие в проектной деятельности сельских округов.

Сегодня на муниципальном уровне действуют две трети всех проектов, которые дают хорошие импульсы для социально-экономического развития территорий. Вовлечение органов местного самоуправления в проектную деятельность было нашей принципиальной позицией. Проведенная работа позволила создать и замкнуть единый региональный контур проектного управления, включающий органы исполнительной власти области и местного самоуправления, выдвинуть единые кадровые требования, о которых я говорил выше, к государственным и муниципальным служащим: не стоять на месте, а действовать в режиме развития.

— С какими сложностями столкнулась администрация Белгородской области при внедрении проектного управления?

— Существующие проблемы я бы разделил на три уровня: федеральный, уровень органов исполнительной власти области и уровень конкретного исполнителя.

Что касается федерального уровня, то проблемы заключаются прежде всего в отсутствии понятия «проект» и «проектное управление» в нормативных правовых актах на уровне Федерации. Это серьезный сдерживающий фактор для внедрения проектного менеджмента субъектами РФ. В настоящее время действуют национальные стандарты проектной деятельности, которые содержат общие описания процессов и принципов проектного управления, но не фиксируют требований по обязательному применению данных принципов в органах власти.

Проблемы последних двух уровней находятся в зоне влияния региональных органов власти. Здесь следует говорить о текучести кадрового состава проектных офисов (наиболее перспективные кадры уходят в бизнес-структуры) и недостаточной готовности органов власти к глубоким изменениям. Что касается конкретных исполнителей, то у ряда госслужащих отмечается нехватка соответствующих компетенций, наблюдается формальное использование новых методов работы.

Если говорить о причинах проблем, то стоит выделить организационные и социально-психологические. Основными организационными причинами являются высокая инертность вертикально ориентированных организационных структур (старые нормы, проверенные шаблоны), противоречие новых механизмов традиционным методам деятельности, наличие авторитарных методов управления. Но если часть организационных причин возможно решить в рабочем порядке, то такие социально-психологические причины, как страх разрушения сложившихся устоев, неопределенность, стремление к стабильности, возрастной разрыв в подходах деятельности между поколениями, значительно повышают риск возникновения проблем.

Мы видим два пути их решения: необходимо сформировать у государственных и муниципальных служащих понимание пользы от применения проектного управления в качестве инструмента для реализации поставленных целей и задач, изменить устоявшееся в их профессиональном сознании восприятие повседневной деятельности сотрудников органов власти. В этой связи мы регулярно и в разных формах проводим обучение служащих проектному управлению, организуем их привлечение к участию в проектах, обеспечиваем их материальную и нематериальную мотивацию.

Рассчитываем, что этот комплекс мер создаст прочную основу для достижения конечной цели — формирования качественно новых служащих, способных добиваться поставленных властью, обществом и современной жизнью задач.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться