25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4493 Материалы по теме

Потребность в региональных заимствованиях имеет различные причины, поэтому их характер и роль должны оцениваться в контексте направлений и целей использования привлекаемых финансовых ресурсов, а также последствий обслуживания долговых обязательств. Сумма полученных субъектом РФ в долг финансовых ресурсов не должна отягощать экономику региона, ложиться бременем на плечи налогоплательщиков и уменьшать объемы социальных программ. Сокращение дефицита регионального бюджета и, как следствие, государственного долга является одной из актуальных задач, стоящих перед органами власти.

Александр Владимирович ДОРЖДЕЕВ, заместитель губернатора Волгоградской области — председатель Комитета финансов

Госдолг регионов России

Если сравнивать консолидированный долг российских регионов с предыдущими годами, то в 2011 году он увеличился на 7%, в 2012 году — на 15,6%, в 2013 году — на 28,6%. В течение первой половины 2014 года суммарный государственный долг регионов снижался и начал расти только осень­ю, а основной скачок зафиксирован в декабре. При этом во второй половине года изменилась и структура долговых обязательств. Если к началу лета доля государственных ценных бумаг субъектов РФ составляла 25% суммарного госдолга, то к концу года она снизилась до 21%. При этом выросла доля кредито­в, полученных регионами: с 38 до 43% увеличились заимствования от кредитных организаций и с 29 до 31% выросли бюджетные кредиты. А доля государственных гарантий снизилась с 7 до 5%1.

По данным Минфина России на 1 января 2015 года — суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ составил 2,089 триллиона рублей, что на 20%, или на 352 миллиона рублей, выше прошлогоднего уровня. В условиях неблагоприятной экономической ситуации и необходимости выполнения социальных обязательств долги российских регионов продолжают расти, хотя по сравнению с предыдущим годом темпы роста несколько снизились.

На сайте журнала есть подборка материалов, посвященных государственному долгу регионов. Ознакомиться с ней можно по ссылке.

Важно понимать, что международные санкции, снижение стоимости нефти на мировых рынках, падение рублевого курса и другие негативные макроэкономические тенденции определяют особые условия для активизации продуманной долговой политики публично-правовых образований. Базовым направлением бюджетной политики субъекта РФ должно стать грамотное управление региональным долгом.

Выход из кризиса

Анализируя ситуацию с долгом на примере Волгоградской области, можно отметить, что рост долгово­й нагрузки на экономику является следствием дефицитности областного бюджета. Наиболее проблемным оказался 2013 год, когда на фоне сокращения доходных источников и выросших расходных статей произошел серьезный рост дефицита бюджета. При этом источники финансирования дефицита бюджета шли на покрытие текущих расходов, что отрицательно влияло на сбалансированность бюджета субъекта и поднимало вопрос об эффективности выбранного курса долговой политики.

Так, на 1 января 2014 года область занимала 82-е место среди субъектов РФ по бюджетным доходам на душу населения и 78-е — по расходам. Причинами наращивания областного долга стали увеличение ассигнований по отдельным статьям расходов в связи с реализацией майских указов Президента России, стагнация экономической ситуации в регионе, отсутствие инвестиционных ресурсов развития экономики области, регулирование правоотношений в группе консолидированных налогоплательщиков. По уровню долговой нагрузки на 1 января 2014 года Волгоградская область в списке РА «РИА Рейтинг» занимала 56-е мест­о среди регионов России, размер государственного долга в процентах к собственным доходам составлял 71,2, или 33,6 миллиарда рублей.

Сформированный бюджет на 2014 год был крайне несбалансирован — дефицит составлял 20,1% к доходам областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для стабилизации ситуации в регионе в 2014 году был предпринят целый комплекс мер по увеличению доходов и повышению эффективности бюджетных расходов. При этом работа администрации Волгоградской области была направлена на восстановление партнерских отношений с федеральными органами исполнительной власти и крупными налогоплательщиками. Одним из успешных результатов данного сотрудничества стало получение областью дополнительной дотации из федерального бюджета в размере 4,3 миллиарда рублей, которая была направлена на реализацию майских указов, также можно отметить погашение кредиторской задолженности за 2013 год, обеспечение социальных выплат населению. С крупнейшими налогоплательщиками региона была достигнута договоренность о реструктуризации возврата переплаты по налогу на прибыль. Одновременно реализована программа оптимизации органов государственной власти и сети госучреждений. Экономический эффект от проведенных мероприятий составил 746 миллионов рублей.

В результате проведенных мероприятий по увеличению поступлений налоговых доходов, адресной работы с крупными налогоплательщиками, анализа эффективности налоговых льгот, предоставленных региональным законодательством, в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды в 2014 году дополнительно поступило 9,7 миллиарда рублей, в том числе 6,3 миллиарда — в консолидированный бюджет региона.

В 2014 году был существенно реструктуризирован государственный долг области. За прошлый год в областной бюджет было привлечено 7,6 миллиарда рублей бюджетных кредитов, благодаря чему область отказалась от более дорогих в обслуживании заимствований. Произведенное замещение банковских кредитов бюджетными позволило областному бюджету с­экономить 2 миллиарда рублей на расходах на обслуживание коммерческого кредита, взятого под 10% годовых, и 5,8 миллиарда рублей — на расходах на обслуживание коммерческого кредита, взятого под 30% годовых.

По итогам 2014 года государственный долг области составил 41,6 миллиарда рублей при долговой нагрузке на областной бюджет — 77%. Несмотря на количественный рост государственного долга на 8,1 миллиарда рублей, или на 24%, произошло качественное изменение его структуры. Доля бюджетных кредитов увеличилась на 15,2%, коммерческих — на 10,2%. В целом по рыночным долговым обязательствам запланировано их снижение с 83% на 1 января 2014 года до 69% на 1 января 2016 года.

Выделение таких видов долговых инструментов, как рыночные или нерыночные, позволяет оценить стоимость государственного долга и рассмотреть варианты возможной экономии расходов бюджета субъекта РФ, направленных на его обслуживание и погашение. Структура государственного долга Волгоградской области представлена в таблице.

Таблица. Структура государственного долга Волгоградской области, %

На 1 января 2014 г.

На 1 января 2015 г.

На 1 апреля 2014 г.

На 1 апреля 2015 г.

Договоры о предоставлении государственных гарантий Волгоградской области

2,7

2,2

2,3

2,1

Государственные ценные бумаги

41,8

37,3

36,6

34,5

Договоры и соглашения о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней

14,1

29,3

12,4

33,1

Кредитные соглашения и договоры

41,4

31,1

48,7

30,3

Анализируя структуру государственного долга по формам заимствований, можно отметить, что, поскольку на 1 апреля 2015 года доля рыночных заимствований (кредиты банков, ценные бумаги) составила 64,8%, а нерыночных (к которым относятся кредиты из федерального бюджета и государственные гарантии) — 35,2%, стоимость обслуживания долга остается высокой. Впервые за несколько лет при исполнении бюджета в I квартале 2015 года Волгоградская область не привлекла заемные средства кредитных организаций, выполнив, однако, в полном объеме обязательства по социально значимым расходам.

Рост коммерческих кредитов может возобновиться

В настоящее время в стране наблюдается активный процесс замещения бюджетными кредитами банковских. Темпы предоставления бюджетных кредитов в начале 2015 года существенно превышали прошлогодние. Вместе с тем такое замещение будет происходить до исчерпания соответствующего лимита, установленного законом о федеральном бюджете (с учетом ожидаемых поправок — 310 миллиардов рублей), после чего рост дорогих в обслуживании коммерческих кредитов в структуре государственного долга регионов возобновится.

В этой связи необходима корректировка и грамотная оптимизация расходов региональных бюджетов, позволяющая снизить долговую нагрузку. Для качественных преобразований, безусловно, необходим курс на диверсификацию региональной экономики — создание благоприятного инвестиционного климата, развитие предпринимательства, открытие новых рабочих мест, наращивание производства. Это позволит уйти от ориентации многих регионов России на сырь­евой экспорт, модернизировать технологический базис промышленного производства и сформировать эффективную модель экономической системы, обеспечивающую повышение конкурентоспособности и увеличение поступлений доходной части бюджетов благодаря росту налоговых отчислений новых и существующих субъектов хозяйствования.

В числе мер, предлагаемых к принятию на федеральном уровне в целях оптимизации расходов региональных бюджетов, Минфин России выделил следующие:

1. Корректировка региональных планов, мероприятий (дорожных карт) по развитию отраслей социальной сферы в части целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. Отказ от повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в 2015 году (по работникам общего и дошкольного образования индексация на уровне средней зарплаты по экономике — 4,6%). Экономия в 2015 году составит 47,1 миллиарда рублей.

2. Исключение из категорий
застрахованного населения иных неработающих по трудовому договору граждан и введение соплатежа страхового взноса на обязательное медицинское страхование для всех категорий неработающих граждан, кроме детей, пенсионеров и зарегистрированных безработных.

3. Оптимизация мер социальной поддержки граждан на региональном уровне с учетом обязательности их адресности и нуждаемости (снятие ограничения, налагаемого статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122‑ФЗ).

Необходимы региональные программы

Предложения Минфина России, по нашему убеждению, должны получить поддержку регионов не только в части исполнения исходящих указаний, но и в части разработки средне- и долгосрочных программ политики заимствований, направленных на оптимизацию собственной долговой нагрузки и ориентацию системы государственных заимствований на финансирование задач инвестиционного характера по развитию социально-экономической инфраструктуры территорий. Для этого субъектам РФ желательно сформировать долгосрочную региональную программу заимствований на срок до десяти лет, предусматривающую постепенную оптимизацию объема долга по отношению к сумме собственных доходов и минимизацию расходов по обслуживанию долга.

Важнейшей целевой установкой долгосрочной региональной программы долговой политики может стать постепенный переход от долгового финансирования дефицита к финансированию дефицита, определяемого необходимостью обеспечения целевых программ, направленных на развитие экономики и социальной сферы региона. То есть заимствования должны осуществляться для выполнения задач инвестиционного характера. В перспективе возможна постановка задачи по формированию методики ежегодной оценки эффективности привлечения заимствований в бюджет региона в рамках реализации его инвестиционных прог­рамм.

В среднесрочном периоде реализации региональной программы заимствований (до пяти лет) необходимо обеспечить реструктуризацию долга с целью снижения объема расходов, связанных с его обслуживанием. Это прежде всего замена кредитов коммерческих банков менее дорогими инструментами. Потребность в реструктуризации долга при его рефинансировании сохраняется как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Главным же вопросом здесь является цена новых заимствований, которая требует минимизации и последовательного снижения по отношению к ранее принятым обязательствам.

Важнейшей задачей долгосрочной региональной программы заимствований является последовательная оптимизация соотношения величины расходов по обслуживанию долга с общим объемом расходов регионального бюджета, за исключением расходов, связанных с субвенциями из других бюджетов, а в более широком рассмотрении — и с общим объемом расходов консолидированного бюджета. Считаем, что регионам необходимо самостоятельно сократить предельный норматив средств, направляемых ежегодно на обслуживание субфедерального долга, до 8–10%, при установленном статьей 111 БК РФ предельном нормативе в 15%. В про­тивном случае бюджет региона не может полноценно обеспечивать финансирование принимаемых властью расходных обязательств. При этом принятие новых долговых обязательств, связанное с увеличением их общего объема, считаем возможным только при условии соблюдения регионального норматива по обслуживанию долга.

В конечном итоге речь идет не столько о сокращении долга, сколько о его оптимизации и привязке к конкретным задачам развития региона. Привлекаемые заимствования должны направляться на обслуживание ранее принятых долговых обязательств и на финансирование программ развития региона. При этом одной из главных задач региональной программы заимствований является последовательное сокращение долгового финансирования неинвестиционных (текущих) расходов вплоть до полного устранения этого явления.

1 Оперативный мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2015. № 6 (апрель).


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно