25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 11227 Материалы по теме

В Федеральном казначействе разработана и внедрена система внутреннего контроля, позволяющая оценивать эффективность деятельности территориальных органов и их структурных подразделений и должностных лиц. В территориальных органах Федерального казначейства созданы подразделения внутреннего контроля и внутреннего аудита, которые осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами, утвержденными Федеральным казначейством. В статье рассмотрены количественные и качественные показатели эффективности контрольной деятельности в Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю.

Светлана Александровна СЕРГИЕНКО, заместитель начальника отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю

Данный обзор подготовлен по результатам внутреннего контроля и аудита за 2011–2014 годы (далее — анализируемый период) на основании отчетности, направляемой УФК по Красноярскому краю (далее — Управление) в Федеральное казначейство. Проведенный анализ показал, что в период с 2011 по 2014 год отдел внутреннего контроля и аудита Управления (далее — ОВКиА) активно осуществлял контрольные мероприятия (таблица 1).

Структура контрольных мероприятий

Главная цель комплексных и тематических проверок — установить, насколько полно структурные подразделения Управления при исполнении своих функций и полномочий соблюдают требования законодательства РФ и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности. Преобладающее значение в структуре проведенных проверок имеют тематические проверки, количество которых неизменно увеличивается. Так, если на 1 января 2012 года на их долю приходилось 76,1% проверок, то на 1 января 2015 года — 82,7%. Это объясняется тем, что тематические проверки предполагают более детальный анализ проблемных моментов наиболее рискоемких направлений деятельности и вызваны необходимостью снижения расходов, связанных, в частности, с командировками (рисунок 1).

Количество плановых проверок за анализируемый период также увеличилось, что является следствием организационных изменений структурных подразделений (преобразование отделений в отделы Управления) и выполнения требований стандартов Федерального казначейства по обеспечению периодичности проведения контрольных мероприятий в структурных подразделениях.

Внеплановые проверки санкционируются решениями Федерального казначейства, руководства Управления. В отдельных случаях они назначаются после получения информации о результатах проверок территориальных управлений Росфиннадзора, направляемой этим ведомством в соответствии с соглашением об информационном взаимодействии. В ходе внеплановых проверок основное внимание уделяется направлениям деятельности, которые связаны с повышенными рисками, в частности кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета), административно-хозяйственному обеспечению деятельности.

В анализируемом периоде наблюдается пропорциональное увеличение количества камеральных и комбинированных проверок и снижение выездных проверок к общему их количеству. Так, число выездных проверок за 2011–2014 годы снизилось на 48%, тогда как камеральных увеличилось в 5,5 раза, а комбинированных — в 18 раз (рисунок 2). Такая динамика является следствием использования при проведении контрольных мероприятий новейших технологий и активно развивающихся информационных систем и обусловлена необходимостью сокращения командировочных расходов.

Число нарушений снижается

В результате проведенных проверок за период с 2011 по 2014 год ОВКиА было выявлено более 1,9 тысячи нарушений в деятельности структурных подразделений Управления. За прошедшие четыре года наблюдается тенденция их сокращения. Общее снижение составило 5,5%, что объясняется не только уменьшением количества проверяемых направлений за анализируемый период, но и повышением дисциплины структурных подразделений в соблюдении нормативных требований и усилением внутреннего контроля со стороны сотрудников.

Таким образом, результаты осуществления внутреннего аудита подтверждают выводы об эффективности контрольной деятельности. В соответствии с пунктом 56 постановления Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 проведение внутреннего контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к устранению либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур.

Критерии качества

Полная и объективная оценка результатов деятельности ОВКиА связана с учетом показателей, которые качественно характеризуют их работу. Качественные показатели контрольной деятельности рассчитываются в относительном выражении (как правило, в процентах). На наш взгляд, к ним необходимо отнести следующие.

Коэффициент соблюдения структурными подразделениями нормативных требований. Данный показатель является обобщающим, комплексно характеризующим эффективность работы ОВКиА и должен иметь долгосрочный характер. Контрольную деятельность ОВКиА можно считать эффективной в том случае, если количество выявленных нарушений, приходящихся на одно структурное подразделение, имеет стабильный тренд к снижению. С одной стороны, данный показатель не имеет непосредственного отношения к деятельности ОВКиА, поскольку характеризует степень ответственности структурных подразделений за соблюдение законодательства, но с другой — именно от качества работы ОВКиА напрямую зависит количество выявленных нарушений в установленной сфере. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

Кст = Квн / Ксп,

где

Кст — коэффициент соблюдения требований;

Квн — количество выявленных нарушений;

Ксп — количество структурных подразделений.

Коэффициент эффективности (результативности) контрольной деятельности ОВКиА. Характеризует работу ОВКиА по выявлению нарушений в деятельности структурных подразделений. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

Кэкд = Квн / Кпп,

где

Кэкд — коэффициент эффективности контрольной деятельности ОВКиА;

Квн — количество выявленных нарушений;

Кпп — количество проведенных проверок.

Произведенные расчеты коэффициентов свидетельствуют о том, что в среднем количество выявленных нарушений, приходящихся на одно структурное подразделение, сократилось с 7,01 в 2011 году до 6,63 в 2014-м (таблица 2), а число выявленных нарушений, приходящихся на одну проверку, снизилось с 11 в 2011 году до 9 в 2014 году. Данные факты еще раз подтверждают значимость и эффективность контрольных функций ОВКиА, направленных на повышение ответственности работников структурных подразделений в соблюдении нормативных требований.

Рассмотренных выше критериев явно недостаточно для того, чтобы судить о степени повышения эффективности контрольной деятельности, проводимой в Управлении. По результатам проведенных контрольных мероприятий в Управлении принимаются управленческие решения: снижаются премии, определенные за выполнение особо важных заданий (структура и динамика данных мер по характеру их воздействия представлены в таблице 3).

Поэтому, на наш взгляд, качественную составляющую контрольной деятельности Управления следует оценивать и по таким критериям, как количество принятых мер воздействия, приходящихся на одно выявленное нарушение, количество мер воздействия, приходящихся на одну проверку, а также количество мер воздействия, приходящихся на одно структурное подразделение.

Коэффициент мер воздействия по выявленным нарушениям. Характеризует эффективность примененных мер воздействия к структурным подразделениям по выявленным нарушениям требований нормативных документов. Коэффициент рассчитывается по формуле:

Кмввн = Кмв / Квн,

где

Кмввн — коэффициент мер воздействия по выявленным нарушениям;

Кмв — количество примененных мер воздействия к сотрудникам;

Квн — количество выявленных нарушений.

Коэффициент эффективности контрольных действий. Характеризует эффективность примененных мер воздействия к структурным подразделениям по результатам проведенных проверок. Коэффициент рассчи­тывается по формуле:

Кэд = Кмв / Кпп,

где

Кэд — коэффициент эффективности контрольных действий;

Кмв — количество примененных мер воздействия к сотрудникам;

Кпп — количество проведенных проверок.

Коэффициент мер воздействия на структурное подразделение. Характеризует эффективность примененных мер воздействия на одно структурное подразделение. Коэффициент рассчитывается по формуле:

Кмвсп = Кмв / Ксп,

где

Кмвсп — коэффициент мер воздействия на структурное подразделение;

Кмв — количество примененных мер воздействия к сотрудникам;

Ксп — количество структурных подразделений.

В анализируемом периоде количество принятых мер воздействия в расчете на одно выявленное нарушение увеличилось с 11,88 до 12,37. Количество управленческих решений по результатам проверок снизилось, несмотря на увеличение числа проведенных контрольных мероприятий, и коэффициент эффективности изменился: 1,33 в 2011 году и 1,13 в 2014 году. Практически без изменений остался коэффициент мер воздействия на структурное подразделение — количество принятых мер воздействия на одно структурное подразделение в среднем составило 0,7 (таблица 3).

Немаловажным фактором в оценке качества контрольной деятельности Управления, по нашему мнению, служит показатель рациональности привлечения кадров к контрольным мероприятиям. Таким показателем контрольной деятельности является коэффициент эффективности функционирования. Он рассчитывается по следующей формуле:

Кэф = Квн / (Човк + Чдр),

где

Кэф — коэффициент эффективности функционирования контрольно-аудиторского подразделения;

Човк — численность работников отдела внутреннего контроля и ауди­та, участвовавших в контрольных мероприятиях;

Чдр — численность работников других отделов, участвовавших в контрольных мероприятиях.

Экономическое содержание данного показателя состоит в определении количества выявленных нарушений, приходящихся на одного работника, осуществляющего контрольную функцию (т­аблица 4).

Внешний контроль

Эффективность внутреннего контроля определяется и результатами внешних проверок, осуществляемых контрольными и надзорными органами (таблица 5, рисунок 4). В результате проведенных ими проверок за период с 2011 по 2014 год в деятельности структурных подразделений Управления было выявлено финансовых нарушений на сумму 31,62 тысячи рублей. Из них 87% — доля нарушений, выявленных государственными учреждениями Фонда социального страхования и Пенсионного фонда России, 6% — доля нарушений, выявленных инспекциями Федеральной налоговой службы (рисунок 5).

В анализируемом периоде наблюдается стабильное сокращение выявленных контрольными и надзорными органами нарушений, в том числе и финансовых (рисунок 6). Снижение количества нарушений объясняется не только сокращением количества проверяемых направлений, но и усилением контроля за соблюдением и выполнением нормативных правовых актов структурными подразделениями Управления.

Таким образом, комплексная оценка эффективности контрольной деятельности подразумевает многофакторный анализ, включающий в себя количество нарушений, оценку мер воздействия, оценку затраченных трудовых и материальных ресурсов, результатов внешних проверок. Результаты оценки эффективности контрольной деятельности должны учитываться при оценке эффективности деятельности Управления в целом.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно