В Федеральном казначействе разработана и внедрена система внутреннего контроля, позволяющая оценивать эффективность деятельности территориальных органов и их структурных подразделений и должностных лиц. В территориальных органах Федерального казначейства созданы подразделения внутреннего контроля и внутреннего аудита, которые осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами, утвержденными Федеральным казначейством. В статье рассмотрены количественные и качественные показатели эффективности контрольной деятельности в Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю.
Светлана Александровна СЕРГИЕНКО, заместитель начальника отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю
Данный обзор подготовлен по результатам внутреннего контроля и аудита за
Структура контрольных мероприятий
Главная цель комплексных и тематических проверок — установить, насколько полно структурные подразделения Управления при исполнении своих функций и полномочий соблюдают требования законодательства РФ и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности. Преобладающее значение в структуре проведенных проверок имеют тематические проверки, количество которых неизменно увеличивается. Так, если на 1 января 2012 года на их долю приходилось 76,1% проверок, то на 1 января 2015 года — 82,7%. Это объясняется тем, что тематические проверки предполагают более детальный анализ проблемных моментов наиболее рискоемких направлений деятельности и вызваны необходимостью снижения расходов, связанных, в частности, с командировками (рисунок 1).
Количество плановых проверок за анализируемый период также увеличилось, что является следствием организационных изменений структурных подразделений (преобразование отделений в отделы Управления) и выполнения требований стандартов Федерального казначейства по обеспечению периодичности проведения контрольных мероприятий в структурных подразделениях.
Внеплановые проверки санкционируются решениями Федерального казначейства, руководства Управления. В отдельных случаях они назначаются после получения информации о результатах проверок территориальных управлений Росфиннадзора, направляемой этим ведомством в соответствии с соглашением об информационном взаимодействии. В ходе внеплановых проверок основное внимание уделяется направлениям деятельности, которые связаны с повышенными рисками, в частности кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета), административно-хозяйственному обеспечению деятельности.
В анализируемом периоде наблюдается пропорциональное увеличение количества камеральных и комбинированных проверок и снижение выездных проверок к общему их количеству. Так, число выездных проверок за
Число нарушений снижается
В результате проведенных проверок за период с 2011 по 2014 год ОВКиА было выявлено более 1,9 тысячи нарушений в деятельности структурных подразделений Управления. За прошедшие четыре года наблюдается тенденция их сокращения. Общее снижение составило 5,5%, что объясняется не только уменьшением количества проверяемых направлений за анализируемый период, но и повышением дисциплины структурных подразделений в соблюдении нормативных требований и усилением внутреннего контроля со стороны сотрудников.
Таким образом, результаты осуществления внутреннего аудита подтверждают выводы об эффективности контрольной деятельности. В соответствии с пунктом 56 постановления Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 проведение внутреннего контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к устранению либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур.
Критерии качества
Полная и объективная оценка результатов деятельности ОВКиА связана с учетом показателей, которые качественно характеризуют их работу. Качественные показатели контрольной деятельности рассчитываются в относительном выражении (как правило, в процентах). На наш взгляд, к ним необходимо отнести следующие.
Коэффициент соблюдения структурными подразделениями нормативных требований. Данный показатель является обобщающим, комплексно характеризующим эффективность работы ОВКиА и должен иметь долгосрочный характер. Контрольную деятельность ОВКиА можно считать эффективной в том случае, если количество выявленных нарушений, приходящихся на одно структурное подразделение, имеет стабильный тренд к снижению. С одной стороны, данный показатель не имеет непосредственного отношения к деятельности ОВКиА, поскольку характеризует степень ответственности структурных подразделений за соблюдение законодательства, но с другой — именно от качества работы ОВКиА напрямую зависит количество выявленных нарушений в установленной сфере. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:
Кст = Квн / Ксп,
где
Кст — коэффициент соблюдения требований;
Квн — количество выявленных нарушений;
Ксп — количество структурных подразделений.
Коэффициент эффективности (результативности) контрольной деятельности ОВКиА. Характеризует работу ОВКиА по выявлению нарушений в деятельности структурных подразделений. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:
Кэкд = Квн / Кпп,
где
Кэкд — коэффициент эффективности контрольной деятельности ОВКиА;
Квн — количество выявленных нарушений;
Кпп — количество проведенных проверок.
Произведенные расчеты коэффициентов свидетельствуют о том, что в среднем количество выявленных нарушений, приходящихся на одно структурное подразделение, сократилось с 7,01 в 2011 году до 6,63 в
Рассмотренных выше критериев явно недостаточно для того, чтобы судить о степени повышения эффективности контрольной деятельности, проводимой в Управлении. По результатам проведенных контрольных мероприятий в Управлении принимаются управленческие решения: снижаются премии, определенные за выполнение особо важных заданий (структура и динамика данных мер по характеру их воздействия представлены в таблице 3).
Поэтому, на наш взгляд, качественную составляющую контрольной деятельности Управления следует оценивать и по таким критериям, как количество принятых мер воздействия, приходящихся на одно выявленное нарушение, количество мер воздействия, приходящихся на одну проверку, а также количество мер воздействия, приходящихся на одно структурное подразделение.
Коэффициент мер воздействия по выявленным нарушениям. Характеризует эффективность примененных мер воздействия к структурным подразделениям по выявленным нарушениям требований нормативных документов. Коэффициент рассчитывается по формуле:
Кмввн = Кмв / Квн,
где
Кмввн — коэффициент мер воздействия по выявленным нарушениям;
Кмв — количество примененных мер воздействия к сотрудникам;
Квн — количество выявленных нарушений.
Коэффициент эффективности контрольных действий. Характеризует эффективность примененных мер воздействия к структурным подразделениям по результатам проведенных проверок. Коэффициент рассчитывается по формуле:
Кэд = Кмв / Кпп,
где
Кэд — коэффициент эффективности контрольных действий;
Кмв — количество примененных мер воздействия к сотрудникам;
Кпп — количество проведенных проверок.
Коэффициент мер воздействия на структурное подразделение. Характеризует эффективность примененных мер воздействия на одно структурное подразделение. Коэффициент рассчитывается по формуле:
Кмвсп = Кмв / Ксп,
где
Кмвсп — коэффициент мер воздействия на структурное подразделение;
Кмв — количество примененных мер воздействия к сотрудникам;
Ксп — количество структурных подразделений.
В анализируемом периоде количество принятых мер воздействия в расчете на одно выявленное нарушение увеличилось с 11,88 до 12,37. Количество управленческих решений по результатам проверок снизилось, несмотря на увеличение числа проведенных контрольных мероприятий, и коэффициент эффективности изменился: 1,33 в 2011 году и 1,13 в 2014 году. Практически без изменений остался коэффициент мер воздействия на структурное подразделение — количество принятых мер воздействия на одно структурное подразделение в среднем составило 0,7 (таблица 3).
Немаловажным фактором в оценке качества контрольной деятельности Управления, по нашему мнению, служит показатель рациональности привлечения кадров к контрольным мероприятиям. Таким показателем контрольной деятельности является коэффициент эффективности функционирования. Он рассчитывается по следующей формуле:
Кэф = Квн / (Човк + Чдр),
где
Кэф — коэффициент эффективности функционирования контрольно-аудиторского подразделения;
Човк — численность работников отдела внутреннего контроля и аудита, участвовавших в контрольных мероприятиях;
Чдр — численность работников других отделов, участвовавших в контрольных мероприятиях.
Экономическое содержание данного показателя состоит в определении количества выявленных нарушений, приходящихся на одного работника, осуществляющего контрольную функцию (таблица 4).
Внешний контроль
Эффективность внутреннего контроля определяется и результатами внешних проверок, осуществляемых контрольными и надзорными органами (таблица 5, рисунок 4). В результате проведенных ими проверок за период с 2011 по 2014 год в деятельности структурных подразделений Управления было выявлено финансовых нарушений на сумму 31,62 тысячи рублей. Из них 87% — доля нарушений, выявленных государственными учреждениями Фонда социального страхования и Пенсионного фонда России, 6% — доля нарушений, выявленных инспекциями Федеральной налоговой службы (рисунок 5).
В анализируемом периоде наблюдается стабильное сокращение выявленных контрольными и надзорными органами нарушений, в том числе и финансовых (рисунок 6). Снижение количества нарушений объясняется не только сокращением количества проверяемых направлений, но и усилением контроля за соблюдением и выполнением нормативных правовых актов структурными подразделениями Управления.
Таким образом, комплексная оценка эффективности контрольной деятельности подразумевает многофакторный анализ, включающий в себя количество нарушений, оценку мер воздействия, оценку затраченных трудовых и материальных ресурсов, результатов внешних проверок. Результаты оценки эффективности контрольной деятельности должны учитываться при оценке эффективности деятельности Управления в целом.