В июле стало известно сразу о двух грядущих нововведениях, направленных на модернизацию процесса закупок по 223‑ФЗ. Федеральная антимонопольная служба России разработала стандарт закупочной деятельности, который будет носить рекомендательный характер. В свою очередь, Министерство экономического развития РФ подготовило поправки в сам закон. При этом в значительной степени цели и средства двух документов совпадают.
О стандарте закупочной деятельности в ходе пресс-конференции, состоявшейся в июле, рассказали заместитель руководителя ФАС А. Ю. Цариковский и начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Т. П. Демидова. Стандарт подготовлен на основании анализа закупочной деятельности в
Как пояснил Цариковский, в последние годы в ведомство поступали различные предложения по модернизации процесса закупок для юридических лиц, подпадающих под действие Закона № 223‑ФЗ: госкомпаний, госкорпораций, унитарных предприятий и др. Один из вариантов — это «превращение» 223‑ФЗ в аналог 44‑ФЗ. Другими словами, рамочный закон предлагается сделать более жестким, добавив в него большее число положений, четко регламентирующих процесс закупок. Однако с таким вариантом не согласны в ФАС, где считают, что самостоятельные хозяйственные субъекты не нуждаются в таком уровне контроля, как органы власти, и у них должна быть большая свобода в своей деятельности.
В то же время, как отмечает Цариковский, порядок в отрасли наводить необходимо. В настоящее время участие малого бизнеса в закупках компаний с государственным участием затруднено: предприниматели не могут разобраться в юридических тонкостях, колоссальном числе способов проведения тендеров, в требованиях, которые сильно различаются от заказчика к заказчику.
С целью унификации и оптимизации закупок службой и был разработан соответствующий стандарт. Документ содержит сведения о том, как правильно должен быть организован процесс закупок по 223‑ФЗ и что нужно включать в положения о закупках.
Стандарт ФАС
По словам Демидовой, стандарт отражает основные положения и основные проблемы, возникающие при закупках. В том числе в нем учтены жалобы, поступающие на действия заказчиков.
Она напомнила, что по 223‑ФЗ документация к конкретной закупке утверждается согласно действующему в компании положению о закупках. Основным требованием стандарта является раскрытие правил закупок непосредственно в положении о закупках. Таким образом, положение становится для заказчика своего рода внутренним законом, регулирующим весь механизм отбора поставщика и заключения контракта.
В том числе положение должно устанавливать проекты контрактов, которые будут заключаться по результатам закупочной деятельности. В настоящее время, обращают внимание в ФАС, положения содержат слишком мало информации, и в итоге процедуры закупок в одной и той же компании значительно отличаются друг от друга.
Вторая проблема, которая мешает участию в торгах компаний, в том числе субъектов малого предпринимательства, заключается в большом разнообразии закупочных процедур, требований к участникам закупки, к формированию заявок. Рекомендация стандарта — установить положением о закупках закрытый перечень закупочных процедур. При этом их число должно быть максимально сокращено, а сами процедуры приведены в соответствие с Гражданским кодексом и сложившейся практикой.
Для проведения закупок в электронной форме стандарт содержит две рекомендации. Первая — понимать под закупкой в электронной форме всю процедуру, то есть не только подачу заявок, но и отбор победителя. Вторая — это осуществлять электронную закупку на независимой, не аффилированной с заказчиком площадке.
В стандарте содержится еще ряд положений, направленных против участия в закупках аффилированных компаний. Так, например, если между представителями заказчика и потенциальным поставщиком обнаруживается связь, необходимо заменить соответствующих членов закупочной комиссии, чтобы не допустить конфликт интересов.
По итогам рассмотрения в Правительстве России стандарт должен быть принят в качестве рекомендательного. ФАС призывает субъекты Федерации с учетом данного документа разработать нормативно-правовые акты, устанавливающие требования по закупкам для унитарных предприятий. Так, например, уже сделало Правительство Москвы.
Законопроект Минэкономразвития
Разработанный ФАС стандарт частично совпадает с изменениями в Закон № 223‑ФЗ, подготовленными Министерством экономического развития РФ. 21 июля нулевые чтения законопроекта №
Как пояснил в ходе слушаний директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития М. В. Чемерисов, в настоящее время около 50% средств, тратящихся в рамках тендеров по 223‑ФЗ, расходуется неконкурентным способом. А именно речь идет о закупках у единственного поставщика. Ведомство обозначило три основных приоритета совершенствования закупочной практики: создание унифицированной системы закупок, регламентирование их в электронной форме и расширение возможностей закупок инновационной продукции.
По данным ведомства, сейчас заказчики различных уровней применяют более 2,7 тысячи способов закупок. Министерство предлагает значительно сократить их количество: поправки в закон устанавливают исчерпывающий перечень способов закупок. При этом определяется предельное значение цены, до которой заказчики должны проводить закупки указанными способами, — 200 миллионов рублей. Этот ценовой диапазон наиболее доступен для малого и среднего бизнеса.
Законопроект устанавливает понятие закупки в электронной форме: сейчас под ней может пониматься даже получение заявок по электронной почте. Также он предполагает сокращение числа электронных площадок, которых сегодня 153.
Документ упрощает жизнь и заказчиков — объем отчетов, которые должны быть размещены в электронной системе до
Одновременно возрастает и контроль над заказчиками. Так, участники закупок получают право обжаловать закупку, если она не соответствует собственному положению заказчика. Увеличивается число субъектов, чьи действия можно обжаловать. Так, в антимонопольном органе можно будет оспорить действия комиссии по проведению закупок, специализированной организации, оператора электронной площадки.
Предложения ФАС и Минэкономразвития дополняют друг друга. Причем некоторые из перечисленных мер можно назвать долгожданными: так, «Бюджет» еще в июньском номере писал о жалобах малого бизнеса на большое число площадок.
Поправки в Закон № 223‑ФЗ частично дублируют стандарт, но в отличие от него носят обязательный характер. В то же время стандарт может стать своего рода «генеральной репетицией» для заказчиков, подпадающих под действие 223‑ФЗ. К слову, законопроект предусматривает переходный период — до 1 января 2016 года.
К. В. ОВЧАРУК