Мероприятия, посвященные развитию контрактной системы, для заказчиков интересны и тем, что они получают возможность лично задать вопрос или обсудить ту или иную проблему непосредственно с регулятором контрактной системы — представителями Минэкономразвития России. Форум заказчиков и поставщиков «Стратегия
Двухэтапный конкурс — незнакомый инструмент
Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) названы в статье 24 Закона № 44‑ФЗ. В их числе первым назван конкурс с его разновидностями: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс и т. д. Общаясь с заказчиками, Чемерисов обратил их внимание на двухэтапный конкурс.
Первоначально, после вступления закона в силу, заказчики не проявили интереса к новому способу определения поставщиков. По словам чиновника, в первом квартале 2014 года заказчиками было проведено только четыре двухэтапных конкурса. «Складывалось впечатление, что эта норма закона провальная,— признался Чемерисов. — К счастью, ошиблись». Сегодня число таких процедур быстро растет. Данный подвид конкурса используется в тех случаях, когда заказчику сложно с первого раза сформировать правильное техническое задание. Например, при закупке инновационной и высокотехнологичной продукции, при отборе научно-исследовательских работ и т. д. В данном случае заказчику без консультаций с возможным участником закупки, экспертами трудно с первой попытки сформулировать то, что же в конечном итоге он хочет купить. А первый этап двухэтапного конкурса как раз такую возможность дает, поскольку участники представляют первоначальные заявки, содержащие предложения в отношении объекта закупки. Заказчик рассматривает результаты первого этапа и затем может скорректировать технические и квалификационные требования к отбору.
Как Минэкономразвития считает экономию от закупок
«Как Минэкономразвития считает экономию от закупок?» — поинтересовались участники форума. По словам представителя ведомства, экономия считается как разница между суммарной начальной (максимальной) ценой контрактов и стоимостью фактически заключенных контрактов. При этом суммарная начальная (максимальная) цена «очищается» от повторных процедур. То есть в нее не входит начальная (максимальная) цена контрактов, заключенных в результате повторных конкурсов, проводимых из-за несостоявшихся процедур. Это делается для того, чтобы избежать двойного учета одного предмета закупки.
По данным Минэкономразвития России, общий объем экономии в минувшем году составил 891 миллиард рублей. Разница между суммарной начальной (максимальной) ценой контрактов и ценой фактически заключенных контрактов по результатам состоявшихся процедур составила 15%. Как отметил Чемерисов, данные по экономии официального сайта различаются с данными Росстата. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, экономия составила не 15%, а лишь 10%. Это объясняется тем, что официальный сайт учитывает данные только по открытым процедурам, а Росстат включает в расчет и закрытые процедуры определения поставщика. А поскольку на закрытых процедурах значительного снижения начальной (максимальной) цены в силу их специфичности не происходит, то и общая цифра экономии от закупок существенно уменьшается.
Как подтвердить статус?
Являются ли баланс и отчет о прибылях и убытках документами, подтверждающими принадлежность участника закупки к субъектам малого предпринимательства? Это следующий вопрос, который был адресован Чемерисову.
Как отметил директор департамента, Закон № 44‑ФЗ не требует подтверждения того, что участник закупки является представителем малого бизнеса. По нормам данного закона это нужно просто продекларировать. При этом у заказчика нет обязанности, но есть право проверить данную информацию.
Методические рекомендации: обязанность или право?
Законодательство о контрактной системе дает четкую методологию обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Вместе с тем ее применение вызывает немалые трудности. Это подтвердил и представитель ведомства. «Много критики мы слышим в свой адрес относительно методики, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, — признался Чемерисов. — Однако следует обратить внимание, что данный правой акт не носит нормативного характера, он даже не имеет государственной регистрации, и сделано это осознанно».
Методические рекомендации — это лишь рекомендации регулятора правоприменителям, как с экономической точки зрения грамотно определить начальную (максимальную) цену контракта. «Мы постарались сделать их предельно простыми, погрузили в них самые необходимые и простые математические формулы, без которых не обойтись», — пояснил чиновник.
Контроль не должен быть процедурным
Рассказывая об обосновании начальной (максимальной) цены контракта, Чемерисов обратился к представителям органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля и предостерег их от процедурного контроля. «Когда мы писали Закон № 44‑ФЗ, то больше всего боялись, что при проверке обоснования начальной (максимальной) цены контракта контролеры будут изучать не то, правильно ли она определена, соответствует ли рыночной ситуации, а соблюдены ли все процедуры», — рассказал чиновник. И, к сожалению, многие органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля к данному вопросу так и относятся.
Их усилия сосредоточены на том, чтобы проверить, сколько собрано коммерческих предложений, есть ли на них печать, как они зарегистрированы в делопроизводстве и т. д., и совершенно не принимается в расчет, насколько объективна и реалистична начальная цена. «Контрольные органы должны понимать, что смысл обоснования начальной (максимальной) цены вовсе не в формировании пакета отчетности», — резюмировал представитель Минэкономразвития.
Типовой контракт: надежды и ожидания
Законом № 44‑ФЗ предусмотрено создание типовых контрактов. По словам Чемерисова, на федеральном уровне процесс формирования библиотеки типовых контрактов идет тяжело. Постановление, которое определяет порядок их разработки, принято (постановление Правительства РФ от 2 июля 2014 года № 606), программная оболочка сформирована, но самих контрактов пока нет.
Сложности в разработке данных документов сопряжены прежде всего с тем, что они наряду с эффективностью таят в себе и опасность. Дело в том, что типовой контракт должен быть обязательным для применения на всей территории РФ, и поэтому необходимо учесть и физико-географические, и экономические различия всех регионов. Для такой огромной страны выработать некий единый типовой контракт весьма проблематично, а вот на территории субъекта сделать это намного проще. В связи с этим Чемерисов призвал регионы реализовать свое право на разработку и утверждение типовых условий контрактов. «Это очень хороший инструмент для того, чтобы упорядочить деятельность своих заказчиков, — отметил чиновник. — Мы очень рекомендуем субъектам обратиться к этой норме, проанализировать возможность утверждения типовых контрактов на своих территориях».
Правда, эти контракты будут действовать только до тех пор, пока на федеральном уровне не примут общие типовые контракты, которые станут обязательными для применения на всей территории РФ. Но как заверил представитель Минэкономразвития России, на федеральном уровне эта работа будет идти еще очень долго.
О. В. ИЗУТОВА