В 2014 году на Торгово-промышленную палату РФ была возложена обязанность по выдаче сертификатов формы СТ-1, подтверждающих страну происхождения товаров, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. О том, как происходит выдача данного документа, шла речь на июньском заседании президиума правления ТПП РФ.
Часть 3 статьи 14 Закона № 44‑ФЗ предусматривает возможность установления запрета или ограничения допуска к государственным и муниципальным закупкам товаров, происходящих из иностранных государств. Как отметил в своем выступлении вице-президент ТПП В. В. Чубаров, принятие таких мер обусловлено желанием поддержать отечественного производителя, увеличить степень локализации производства, обеспечить постепенный переход от так называемой отверточной сборки и простых технологических операций к полному производственному циклу на российских предприятиях, в том числе с иностранным капиталом.
Напомним, для реализации вышеназванной нормы Правительство РФ приняло два постановления. Первое — от 14 июля 2014 года № 656 — касается запрета на допуск на российский рынок госзакупок отдельных видов продукции машиностроения иностранного происхождения, второе — от 5 февраля 2015 года № 102 — ограничивает допуск некоторых видов медицинских изделий иностранного происхождения.
Постановлением № 656 предусмотрено, что торгово-промышленные палаты в зависимости от категории товаров машиностроения выдают документы двух видов. Первый — сертификат о происхождении товаров формы СТ-1. Он выдается на товары машиностроения, которые отвечают критериям достаточной переработки и указаны в перечне, утвержденном постановлением № 656. Вторым документом, удостоверяющим, что товары могут быть допущены для госзакупок, служит акт экспертизы. Он выдается участникам закупок в случае, если товары машиностроения отвечают требованиям, предусмотренным подпунктами «б» или «в» пункта 1 постановления № 656. Данные требования связаны в том числе с глубиной локализации производства. Необходимо, чтобы при изготовлении автомобилей выполнялись сложные производственные операции (например, изготовление и окраска кузова, монтаж ходовой и рулевой систем, монтаж электрооборудования и элементов экстерьера, тестирование готового автомобиля и др.). В настоящее время для признания товара российским таких производственных операций должно быть не менее шести, а к 2017 году их число возрастет до 11. В соответствии с пунктом 3 Постановления № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий также является сертификат о происхождении товара — СТ-1.
Оформление и выдача данного сертификата осуществляются либо на основании пакета документов, предоставленных заинтересованным лицом, либо (чаще всего) на основании актов экспертизы, выполненных экспертами торгово-промышленных палат, на постоянную номенклатуру товаров предприятия, выдаваемых сроком на один год. Для удобства ТПП РФ ведет единую электронную базу данных годовых актов экспертизы, что вызывает определенную проблему, а именно обеспечение конфиденциальности поступающих сведений. Дело в том, что годовой акт экспертизы содержит в том числе информацию, не подлежащую для разглашения.
Порядок выдачи документов для госзакупок по мере необходимости совершенствуется. Так, по согласованию с Минпромторгом России СТ-1 на некоторые виды медицинских изделий (шприцы, бинты, салфетки, перчатки и т. д.) оформляется сроком до трех месяцев, и выдается он исключительно производителям вышеуказанной продукции, которые могут предоставлять заверенные копии таких сертификатов заинтересованным лицам. Это позволяет существенно снизить как финансовые, так и временные затраты участников торгов. Учитывая частоту проведения таких закупок и их небольшую стоимость, это становится особенно актуальным.
Выдача сертификатов СТ-1 и актов экспертизы платная. Тарифы на всей территории Федерации едины и утверждены приказом ТПП России. Сертификат СТ-1 стоит 1650 рублей, СТ-1, выданный на три месяца, — 2500 рублей. Стоимость одного часа работы эксперта оценивается в 750 рублей.
С 1 января по 1 июня 2015 года зафиксировано порядка 40 отказов торгово-промышленных палат в выдаче документов для госзакупок. Основные причины отказов следующие:
- товар не отвечал критериям определения страны происхождения товара или требованиям постановления № 656;
- отсутствие годовых актов экспертизы на конкретный товар, а заявители не могли предоставить в уполномоченную ТПП полный пакет документов;
- товар не был включен в перечень.
Кроме того, зарегистрированы случаи предоставления участниками закупок поддельных сертификатов. В связи с этим становится актуальным вопрос о повышении защиты данных документов от подделок.
О. В. ИЗУТОВА