Муниципалитеты№ 8 Август 2015 — 02 августа 2015

Сбалансированный бюджет — основной фактор повышения качества муниципальных услуг

Версия для печати 2210 Материалы по теме

Для Мирнинского района 2014 и 2015 годы были насыщены событиями и значимыми датами, заполнены работой по достижению сбалансированности бюджета. Итоги запущенных ранее проектов и принятых решений позволили муниципальному образованию достойно встретить свой первый юбилей и стать победителем Всероссийского конкурса муниципальных образований. О достижениях и планах Мирнинского района рассказал его глава Ришат Нургалиевич ЮЗМУХАМЕТОВ.

— Ришат Нургалиевич, в январе 2015 года Мирнинский район отметил свой 50-летний юбилей. С какими результатами вы встретили эту дату? К тому же это не единственное значимое событие, были еще гранты и другие успехи.

— Прошедший год был насыщен событиями, имеющими значение для дальнейшего поступательного развития нашего муниципального образования. В течение года шла подготовка к проведению торжественных мероприятий, посвященных 50-летию Мирнинского района, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 60-летиям города Мирного и алмазодобывающей промышленности. Все мероприятия прошли на высоком организационном уровне.

В 2014 году Мирнинский район дважды получал денежные гранты за высокие экономические показатели. В первом случае району присужден грант в размере 6,14 миллиона рублей за достижение наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления Якутии по итогам 2013 года, в группе промышленных районов мы заняли первое место. Еще один грант в размере 3,306 миллиона рублей район выиграл в конкурсе среди муниципальных образований республики по результатам реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов за 2013 год.

Но гранты — это не единственное, чем мы можем гордиться. В прошлом году в районе был введен в строй ряд крупных объектов, запущен в эксплуатацию пусковой комплекс подземного рудника «Удачный» Удачнинского ГОКа АК «АЛРОСА», построены станции биологической очистки стоков в поселках Заря и Алмазный.

Одним из наиболее важных для населения проектов стало продолжение жилищного строительства в населенных пунктах района. Построено четыре жилых дома: 35-квартирный и 16-квартирный в городе Мирный, два 12-квартирных дома и общежитие на 450 мест в поселке Айхал. Началось строительство трех девятиэтажных жилых домов в Мирном. В третьем квартале текущего года планируем ввести в эксплуатацию еще два жилых дома в Мирном. После реконструкции введено в строй новое общежитие для учителей. Проведены все необходимые процедуры по началу строительства четырехквартирных жилых домов в поселке Алмазный и селе Тас-Юрях.

В Мирном введен в строй зал единоборств, в селе Арылах — спортивный зал. Завершено строительство здания инфекционного отделения районной больницы. В Удачном и Айхале открылись многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Своевременно выполнена программа по проведению ремонтных работ на объектах образования, культуры и объектах муниципальной собственности района. В целом поставленные задачи по строительству, социальной политике, подготовке и проведению мероприятий в связи с юбилеями, стоявшие перед администрацией района, были выполнены.

— Мирнинский район стал одним из победителей VIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество планирования и исполнения бюджета». Планирование и исполнение бюджета в сложившихся финансово-экономических условиях — задача архисложная. Благодаря чему вам удалось добиться таких результатов?

— Бюджетная политика является важнейшим механизмом управления районом. Сбалансированный бюджет — основной фактор качественного предоставления муниципальных услуг. Ведь при наличии средств и их грамотном управлении можно успешно выполнять возложенные законодательством полномочия.

Основная деятельность администрации района в сфере финансовой политики направлена на увеличение поступления доходов в местный бюджет, улучшение управления финансами, внедрение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат. Итогом является устойчивая и сбалансированная бюджетная система района, рост доходов работников бюджетной сферы, гарантированное выполнение в полном объеме всех социальных обязательств, повышение эффективности бюджетных расходов, реализация инвестиционной программы, инфраструктурных проектов.

Также мы активно работаем с Правительством Якутии, депутатами Госсобрания (Ил Тумэн) от Мирнинского района по вопросам в различных областях деятельности.

— Район является научно-образовательным центром Якутии. У вас есть высшие учебные заведения, колледжи, техникумы и профессио­нальные училища. Какую работу проводите с молодежью, ее трудоустройством? Выпускники не уезжают из района?

— В Мирнинском районе действует большая межведомственная программа развития социальной политики и поддержки отдельных категорий граждан. С помощью этой программы мы создаем условия для всестороннего развития молодых людей в различных сферах, раскрываем и реализовываем их потенциал, защищаем интересы и права. Оказываем помощь молодежным и детским общественным организациям, клубам, поддерживаем молодежные инициативы, проводим большую работу по духовно-нравственному, культурному и военно-патриотическому воспитанию молодежи, приобщаем к здоровому образу жизни через привлечение к активному участию в спортивных мероприятиях всех уровней, принимаем меры по реализации государственной антинаркотической политики.

Значительную работу мы проводим и по организации занятости подростков и молодежи в летнее время и после окончания вузов и колледжей. Почти 100 процентов выпускников Мирнинского регионального технического колледжа и Светлинского индустриального техникума трудоустраиваются у нас в районе. Исключение составляют разве что молодые люди, поступившие в вузы России или ушедшие в армию, но их мы тоже ждем обратно.

— А какова ситуация с жильем для молодых специалистов?

— Разумеется, мы занимаемся решением и этой проблемы. В Мирнинском районе действует муниципальная программа по обеспечению жильем молодых семей. Участнику программы предоставляется социальная выплата в размере от 35 до 40 процентов от стоимости жилья. На реализацию этой программы в районе выделяется значительная сумма. В год не меньше десяти семей обретают свой дом.

— В 2014 году была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Мирнинском районе РС (Я) на 2014–2016 годы». Какую конкретно поддержку местные власти оказывают малому и среднему бизнесу?

— В текущем году на финансирование программы предусмотрено порядка 22,05 миллиона рублей. Финансовая поддержка включает в себя предоставление грантов начинающим предпринимателям, на усовершенствование действующих туристских маршрутов, субсидирование части затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, форумах, на оказание услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, услуг по утилизации бытовых отходов и жилищно-коммунальных услуг, на профессиональную подготовку и обучение персонала, модернизацию производственного оборудования и другое. Кроме того, мы ежегодно вручаем премию главы Мирнинского района в размере 100 тысяч рублей за вклад в развитие малого и среднего предпринимательства.

В районе организован и ус­пешно действует Центр развития предпринимательства, занятости и туризма, целью которого является создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, стимулирование создания новых рабочих мест, организации новых видов предпринимательской деятельности, поддержка производства продовольственных и промышленных товаров и содействие занятости граждан. Сегодня центр предлагает целый ряд услуг, которые необходимы не только начинающим предпринимателям. В этом году впервые при содействии администрации района стал доступен новый вид финансовой поддержки для бизнеса — микрозаймы в размере до миллиона рублей.

— Какие приоритетные задачи ставит администрация района для следующего этапа развития, на «после юбилея»?

— Если говорить о финансовой политике, это совершенствование программно-целевого метода бюджетного планирования на основе муниципальных программ, разработка программы эффективности бюджетных расходов на 2016–2018 годы, реализация муниципальных целевых программ, достижение поставленных в них целей и задач, выполнение концепции повышения заработной платы бюджетников, усиление внутреннего муниципального финансового контроля. Также планируем осуществить подключение к компоненту государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в целях формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, ведомственных перечней муниципальных услуг и работ. Конечно, продолжим работать над повышением качества муниципальных услуг и работ.

С 2015 года в нашем районе начал действовать Совет стратегического развития, целью которого является выработка согласованных решений по вопросам обеспечения стратегических мероприятий. По итогам первого заседания совета решено начать разработку стратегии социально-экономического развития района на период с 2017 до 2030 года.

— А на ближайшую перспективу?

— На ближайший период перед нами стоят задачи по проведению в 2015 году на должном уровне мероприятий Года литературы в Российской Федерации и Года предпринимательства в Республике Саха (Якутия), своевременному выполнению программы капитального ремонта социальных объектов, проведению мероприятий по защите населенных пунктов от лесных пожаров и их тушению, дальнейшему развитию социального партнерства с компаниями-недропользователями, осуществляющими деятельность на территории района, с учетом соблюдения социально-экономических и экологических интересов населения, в том числе коренных малочисленных народов. Еще один острый вопрос, который предстоит решить, — доступ жителей Мирного к сети интернет по оптово-волоконным линиям связи.

— Мирнинский район — это крупный горнопромышленный, научный, культурный, спортивный центр Западной Якутии. Расскажите подробнее, какие локомотивы развития и перспективы имеются в районе?

— Наши перспективы связаны прежде всего с дальнейшим освоением алмазных и нефтегазовых месторождений. В 2014 году компания «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» получила первый миллион тонн нефти из Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения, построила нефтепровод протяженностью 169 километров до трубопроводной системы «Восточная С­ибирь — Тихий океан».

Одним из факторов развития нефтегазового комплекса района, безусловно, является строительство газопровода «Сила Сибири», который берет начало от Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на территории Ленского и Мирнинского районов. Экономика района также неразрывно связана с развитием федеральной автомобильной дороги «Вилюй», которая соединит центральную Якутию с Мирнинским районом и через Усть-Кут с Иркутской областью.

Наш район по-прежнему занимает лидирующие позиции в Якутии по социально-экономическому развитию, производя почти четверть всего внутреннего валового продукта республики, и продолжает уверенно двигаться вперед. Комплексное развитие за счет грамотной экономической и социальной политики местных, республиканских органов власти, АК «АЛРОСА» позволяет нам достигать заметных результатов в повышении уровня и качества жизни населения.

— Решение каких законодательных проблем на государственном уровне не терпит, на ваш взгляд, отлагательств?

— Ежегодно в федеральном законодательстве происходят изменения не в пользу муниципальных районов, что приводит к уменьшению налогооблагаемой базы, а полномочия муниципальных районов постоянно увеличиваются. В целях стимулирования муниципальных районов к увеличению доходной части бюджетов, обеспечения стабильного развития социальной сферы и повышения эффективности расходования бюджетных средств, обеспечения исполнения полномочий муниципальных районов в соответствии с действующим законодательством в полной мере мы предложили депутатам Госдумы на рассмотрение следующие вопросы.

В первую очередь это поступ­ление налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых в бюджет района, на территории которого расположен участок недр, а не по месту постановки на учет недропользователя. Также в целях повышения эффективности реализации Кодекса об административных правонарушениях, активизации работы административных комиссий на местах предлагаем внести изменения в Бюджетный кодекс и установить норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов — 100 процентов по следующим видам штрафов: за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения, законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в части цен (тарифов), регулируемых органами государственной власти субъектов РФ, за нарушение миграционного законодательства, прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) (в части штрафов, налагаемых административными комиссиями).

Кроме этого, с 2012 года законом субъекта РФ была отменена льгота по налогу на имущество для всех учреждений бюджетной сферы (больниц, школ, детских садов). Теперь и без того дефицитные местные бюджеты должны предусматривать значительные суммы налогов и перечислять их в региональный бюджет. Поэтому считаем необходимым внесение изменений в Налоговый кодекс в части включения льготы по налогу на имущество для казенных и бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета на 70 и более процентов.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться