Николай СМИРНОВ, первый заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики – министр финансов Чувашской Республики
– Николай Васильевич, расскажите о задачах и перспективах трехлетнего планирования бюджета. Что это нововведение принесет республике?
– В основу трехлетнего планирования бюджета в Чувашии положен ежегодно разрабатываемый и утверждаемый перспективный финансовый план Чувашской Республики на трехлетний период. Перспективный финансовый план особенно важен с точки зрения долгосрочного развития: он позволяет как самой власти, так и бизнесу ориентироваться в будущем развитии республики, обеспечивает долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, предсказуемость и последовательность бюджетной политики.
Сейчас на первый план выходит не только среднесрочное, но и долгосрочное планирование. Минфин Чувашии ведет прогноз финансового плана на 10 лет вперед, особенно в части реализации долговой политики, инструменты которой с каждым годом становятся более долгосрочными.
Чувашия активно использует возможности экономического роста и укрепления доходного потенциала республики. По перспективному финансовому плану на 2007–2009 гг. планируется увеличить доходы республиканского бюджета по сравнению с 2005 г. в 1,54 раза, доведя их до 18,45 млрд руб. Собственные доходы должны возрасти в 1,61 раза, безвозмездные перечисления из федерального бюджета – в 1,45 раза.
В итоге в 2009 г. доля собственных доходов должна увеличиться с 56,0 до 58,6%. При этом происходят положительные структурные сдвиги в доходной части бюджета. Возрастает доля налога на доходы физических лиц, налога на совокупный доход, доходов от использования имущества и земли, что свидетельствует об активных действиях власти и бизнеса по созданию новых рабочих мест, развитию малого предпринимательства, опережающем росте доходов населения относительно инфляции и более эффективном использовании государственного имущества.
Кроме того, возможны большие поступления через межбюджетные трансферты. В основных направлениях бюджетной политики Президента России на 2007 г. и Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2006–2008 гг., утвержденной распоряжением Правительства России № 467-р от 3 апреля 2006 г., предусмотрено создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ.
Укрепление собственного налогового потенциала и применение стимулирующих механизмов в межбюджетных отношениях позволит республике вести более активную социальную политику. Увеличится доля расходов на социально-культурную сферу. Инвестиции в образование, здравоохранение, культуру повысят конкурентоспособность граждан и экономики в целом. В то же время превращение неэффективных субсидий и дотаций в адресные денежные выплаты гражданам позволит уменьшить долю ассигнований в национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство.
Перспективный финансовый план на 2007–2009 гг. предусматривает опережающий рост расходов на заработную плату работникам бюджетной сферы. Так, расходы на эти цели в консолидированном бюджете Чувашской Республики за 2001–2005 гг. возросли в 5,1 раза, а потребительские цены увеличились лишь в 1,88 раза. Указанные тенденции будут сохранены. Например, в среднем на 2007 г. расходы на оплату труда в бюджете республики предполагается повысить на 18,1% (в сравнении с предыдущим годом) при инфляции 8,0%.
Приоритетной задачей в бюджетной политике Президента Чувашской Республики наравне с реформированием и развитием социально-культурной сферы является устойчивое развитие общественной инфраструктуры.
Задача Кабинета министров Чувашской Республики – сохранить инвестиционные ресурсы в условиях роста текущих расходов на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и реформирование социальных льгот через монетизацию. По прогнозу, доля капитальных расходов на планируемый период должна быть неизменной (на уровне в среднем не менее 18,0% расходов республиканского бюджета).
В последние два года республика полностью завершила газификацию населенных пунктов, сейчас реализуется такой крупный проект, как обеспечение граждан качественной питьевой водой. Предполагается в сжатые сроки обеспечить все сельские населенные пункты дорогами с твердым покрытием.
С учетом поступательного развития экономики, увеличения собственных доходов и совершенствования межбюджетных отношений планируется ежегодное уменьшение дефицита республиканского бюджета как в абсолютной сумме, так и в процентах к собственным доходам: в 2009 г. – 9,7%, в 2006 г. – 14,4%.
Вместе с тем Чувашия намерена активно присутствовать на рынке ценных бумаг, реализовав в 2007–2008 гг. ценных бумаг на сумму около 3 млрд руб. (сейчас в обороте 2,5 млрд руб.). При осуществлении долговой политики доля процентных расходов не должна превышать 1,9% расходов бюджета.
Таким образом, в краткосрочной перспективе прогнозируется устойчивое поступление доходов в республиканский бюджет, управляемость государственным долгом, что обеспечит социально-экономическое развитие региона в условиях сбалансированности ресурсов и обязательств.
– На какой стадии находится формирование бюджета на 2007 г.?
– В настоящее время определены основные показатели прогноза социально-экономического развития республики на трехлетний период и основные параметры бюджета, рассчитаны показатели межбюджетных отношений с органами местного самоуправления.
Не позднее 15 сентября текущего года проект закона о республиканском бюджете на 2007 г. с необходимыми материалами и документами будет представлен на рассмотрение Кабинета министров Чувашской Республики и не позднее 1 октября передан в Госсовет республики.
– Какая работа проводится по переходу на бюджетирование, ориентированное на результат? Можно ли уже говорить о преимуществах этого метода перед сметным финансированием?
– Дело даже не в отказе от сметного финансирования, а в том, что при БОР цель заключается в достижении социальной и экономической эффективности. В настоящее время правительство республики готовит сводный доклад о стратегических целях и задачах на 2007–2009 гг. Субъекты бюджетного планирования, в том числе Министерство финансов, составили доклады исходя из необходимости наиболее эффективного использования средств бюджета для достижения запланированных результатов.
В бюджете все целевые программы записываются по отдельным кодам бюджетной классификации внутри сводной бюджетной росписи, каждая программа финансируется отдельной строкой. Кроме того, эти целевые программы будут встроены в перспективный финансовый план. В итоге мы сможем отслеживать ход выполнения целей и задач не только в течение финансового года, но и по годам, а при невыполнении тут же перераспределить в пользу эффективных программ. Конечно, присутствует немалая доля непрограммных мероприятий, но мы планируем приближать их к целевой направленности, к стратегическим задачам, добиваясь социальной и экономической эффективности.
– В Чувашии недавно прошел первый съезд муниципальных образований, на котором обсуждались дальнейшие шаги по проведению реформы местного самоуправления. Что уже сделано и что еще предстоит предпринять в данном направлении? С какими трудностями столкнулись финансовые органы республики? Какую поддержку органам самоуправления оказывает республиканская власть?
– В реформе местного самоуправления главное место занимают вопросы организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений. И для этого в республике есть хорошая основа. Еще в 1994 г. Чувашия начала реформу бюджета и межбюджетных отношений с муниципалитетами на основе принципов распределения доходов между бюджетами в расчете на единицу потребителя общественных услуг. Эти формулы были закреплены в законодательном порядке. Мы отказались от финансирования имеющейся сети и перешли к финансированию бюджетных услуг. Отсутствовала практика наведения расходных полномочий муниципалитетам без финансового обеспечения. Полномочия были разделены, причем все федеральные льготы сконцентрировались в бюджете республики (теперь эти принципы стали основополагающими в федеральном законодательстве). Эксперты МБРР и Минфина России по итогам реализации проекта реформирования признали чувашскую систему управления общественными финансами самой прозрачной в стране.
Может быть, осторожные отсрочки по введению закона о местном самоуправлении на федеральном уровне и оправданны, но власти Чувашии приняли решение внедрить данный закон в полном объеме с 2006 г. Заранее был подготовлен и принят ряд законопроектов по вопросам местного самоуправления. Среди них финансовые механизмы функционирования двухуровневой системы местного самоуправления, новые формулы межбюджетных отношений с бюджетами муниципальных районов, городских округов и поселений, механизм делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
В целях оказания финансовой помощи местному самоуправлению созданы республиканские фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов для выравнивания бюджетной обеспеченности, фонд финансовой поддержки поселений, фонд муниципального развития, фонд сбалансированности местных бюджетов. С учетом такого финансового обеспечения, то есть закрепления на постоянной основе доходных источников и образования фондов финансовой помощи, Кабинет министров рассчитывает, с одной стороны, обеспечить на всей территории Чувашской Республики минимальные социальные стандарты, а с другой, всерьез задействовать потенциал муниципалитетов для решения местных проблем.
Наиболее сложной оказалась разработка механизма формирования и распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений для выравнивания бюджетной обеспеченности. Вместе с тем Чувашия в 2006 г. обошлась без дифференциации финансовых нормативов и отрицательных трансфертов.
Но организовать бюджетный процесс и финансовую систему, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых средств между бюджетами и бюджетополучателями мало, нужно, чтобы местное самоуправление показало готовность реализовать возложенные полномочия. А полномочия – это прежде всего ответственность. Поэтому в целях лучшей координации органов государственной власти и местного самоуправления в этом году принят указ Президента Чувашии «О мерах по развитию местного самоуправления».
Президент обязал министерства разработать конкретный план мероприятий по оказанию методологической помощи муниципалитетам в реализации полномочий. Речь идет о четком алгоритме функционирования соответствующей отрасли на уровне муниципалитетов, о возможности поселений выполнять возложенные полномочия исключительно своими силами.
Были сложности при решении вопроса о разграничении имущества. Хорошо, что Федеральный закон № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г. решил многие проблемы, связанные с собственностью, имущество между муниципалитетами сейчас можно передавать по передаточным актам. Но пришлось много поработать при подготовке специального закона о разграничении, приеме-передаче и регистрации имущества, а также об инвентаризации объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, особенно бесхозного имущества бывших колхозов и других организаций, взятии их на учет.
Очень серьезным вопросом является сфера ЖКХ: жилье, тарифы, субсидии, разные инженерные сети, объекты водоснабжения, в том числе бесхозные. Какими силами они будут управляться? Необходимо построить рациональную систему, и здесь поселениям помогают муниципальные районы и республиканские отраслевые министерства.
Важная задача – эффективное использование земель, поскольку земля должна приносить муниципальным образованиям стабильный доход. С учетом актуализации результатов работ по кадастровой оценке земли и в соответствии с уровнем развития рынка недвижимости и экономической ситуации роль этого фактора значительно возрастает.
Кроме того, у поселений есть кадровые проблемы. Мы не можем раздувать аппарат. Вместе с тем, чтобы грамотно работать в поселениях, один и тот же чиновник должен владеть ситуацией и в жилищно-коммунальном хозяйстве, и в дорожном, и в сфере землеустройства – то есть знать даже больше, чем узкий специалист из республиканского министерства. Поэтому на региональном уровне сейчас проводятся специальные обучающие совещания-семинары, организуются выезды на места.
По итогам истекшего полугодия уже можно сделать вывод, что бюджетный процесс с учетом четвертого уровня – поселенческого – заработал. С первых же дней все финансовые потоки дошли до каждого бюджета поселения, до каждого учреждения, до каждого получателя бюджетных средств, и главное, для выполнения тех полномочий, которые были переданы вновь образованным поселениям. Не было ни одного срыва выплат по заработной плате, социальным трансфертам населению. Методика сработала.
– Открытые конкурсы по закупке продукции для государственных и муниципальных нужд в Чувашии проводятся уже давно, и республику как «передовой регион в сфере госзакупок» часто ставили в пример другим субъектам Федерации. Возникли ли проблемы с введением в регионе Федерального закона № 94-ФЗ? Нужно ли по Вашему мнению, вносить поправки в этот закон или он приемлем в существующем виде?
– В соответствии с федеральным законодательством Кабинет министров Чувашской Республики в 2005 г. принял постановление «О мерах по реализации Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” на территории Чувашской Республики». В регионе процедура государственного заказа осуществляется согласно новому законодательству. Однако говорить сегодня о каких-то проблемах, возникающих с введением Федерального закона № 94-ФЗ, сложно, поскольку не приняты необходимые подзаконные акты.
– По словам генерального директора Агентства регионального развития Александра Карабасова, «прогнозы экономического развития региона весьма позитивны, Чувашию отличает политическая стабильность». В республике эффективно работают «длинные» деньги. Какие средства вкладываются в экономику республики в 2006 г. по сравнению с 2005 г.? Каковы инвестиционная емкость региона, структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования? Какие отрасли наиболее нуждаются в инвестициях и какие суммы им необходимы?
– Об инвестиционной емкости региона свидетельствует уже тот факт, что рейтинговое агентство Moody’s Interfax Rating Agency в 2005 г. повысило национальный кредитный рейтинг Чувашской Республики до очень высокого уровня кредитоспособности – Аа3.ru, а в мае 2006 г. присвоило долгосрочный рейтинг эмитента по международной шкале на уровне Ва3. Рейтинг эмиссии пятилетних облигаций республики выпуска 2006 г. еще на ступень выше – Ва2. Заметим, что лишь незначительное количество российских регионов получило рейтинги международного агентства. Наличие этого рейтинга у Чувашии – немаловажный фактор, определяющий положительный имидж республики в международном инвестиционном сообществе.
Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проводимому рейтинговым агентством «Эксперт РА», Чувашская Республика входит в число регионов с умеренным инвестиционным риском. Инвестиционный рейтинг Чувашии колеблется в пределах 45–52 места по потенциалу и 15–20 места – по риску (среди 89 субъектов Федерации).
В республике созданы благоприятные условия для реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, отработаны механизмы их государственной поддержки. Предприятия Чувашии обладают конкурентоспособными технологиями и все больше кооперируются с международным бизнесом. Наиболее перспективными направлениями инвестирования являются машиностроение, энергетика, производство строительных и отделочных материалов, химическая и деревообрабатывающая промышленность, туризм.
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования основная доля (60,0%) приходится на привлеченные средства предприятий, 23,5% – бюджетные средства, 11% – кредиты банков, 1,2% – средства внебюджетных фондов, 3,3% – заемные средства других организаций.
Объем инвестиций в основной капитал в январе-мае 2006 г. составил 4957,8 млн руб., или 106,6% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. По прогнозам, в 2006 г. общий объем инвестиций в основной капитал увеличится на 7,9% по сравнению с предыдущим годом и составит 22 800 млн руб.
– По состоянию на конец 2005 г. иностранные инвесторы вложили в предприятия Чувашии 38 652,1 млн долл. А как обстоят дела в 2006 г.?
– Здесь небольшая неточность: в 2005 г. иностранные инвесторы вложили в предприятия Чувашии 15,5 млн долл. А 38,6 млн долл. – это инвестиции, накопленные на начало 2005 г.
Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций стало расширение перспективных деловых контактов, установление и развитие сотрудничества с торговыми представительствами России за рубежом, а также различными иностранными фирмами и компаниями. В 2006 г. в республике предполагается реализовать целый ряд проектов с участием иностранного капитала, в том числе в сфере экологии, развития дорожного хозяйства и другой общественной инфраструктуры.
– Эксперты отмечают, что в последние годы в Чувашии сохраняется устойчивая тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с темпами роста в целом по России. Так ли это?
– Да, это так. В 2001 г. темп роста инвестиций в основной капитал в регионе составил 117,3%, а по России – 110%, соответственно в 2002 г. – 117,8% и 102,8%, в 2003 г. – 117,9% и 112,5%, в 2004 г. – 119,7% и 111,7%, в 2005 г. – 105,7% и 110,7%.
– Какие сложности возникают в процессе проведения приватизации? Какова сумма дивидендов, поступивших в казну от управления государственными пакетами акций?
– В 2006 г. от приватизации государственного имущества в республиканский бюджет Чувашии поступило 63,57 млн руб., в том числе от продажи пакетов акций открытых акционерных обществ – 63,29 млн, от продажи объектов недвижимости – 0,28 млн. За аналогичный период прошлого года приватизация дала 57,88 млн руб., а за предшествующий ему – 50,32 млн руб.
Основная сложность, возникающая при приватизации государственного имущества, – отсутствие технических документов на объекты недвижимости, правоустанавливающих документов на земельные участки при приватизации государственных унитарных предприятий, что сдерживает их преобразование в открытые акционерные общества, акции которых в дальнейшем выставляются на торги.
На годовых общих собраниях акционеров по результатам работы за 2005 г. приняты решения о выплате дивидендов в 24 хозяйственных обществах с долями участия Чувашской Республики на сумму 8,4 млн руб.
– Президент Чувашии поручил министрам усилить работу по нацпроектам. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» – один из приоритетных в республике. Как он сейчас осуществляется?
– В настоящее время завершен подготовительный этап реализации приоритетного национального проекта «Доступное жилье». Он предшествовал началу конкурсного отбора субъектов РФ для участия в данном проекте. Чувашия выполнила все необходимые условия для запуска нацпроекта.
В состав данного проекта входят четыре подпрограммы. Первая – «Обеспечение жильем молодых семей». По ней приняты необходимые нормативные правовые акты, достаточные для реализации проекта; на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья обеспечено софинансирование со стороны республиканского бюджета в объеме 240 млн руб. и бюджетов муниципальных образований в объеме 30 млн руб. Конкурсная заявка Чувашии защищена 8 июня 2006 г., второй после Ставропольского края, и получила достаточно высокую оценку.
27 июня 2006 г. был проведен отбор банков для сопровождения данной программы. Это позволит приступить к реализации следующего этапа – обработке списка молодых семей на предмет возможности получения ими ипотечного кредита и формированию проектов свидетельств на получение субсидий. И уже можно будет определить объем средств, требуемых на эти цели, в разрезе муниципальных образований Чувашской Республики.
Вторая подпрограмма – «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». В бюджете республики на развитие коммунальной инфраструктуры предусмотрены средства в объеме 201,3 млн руб., в том числе 176,6 млн на государственные гарантии и 24,7 млн на субсидирование процентных ставок по кредитам, которые могут привлечь не менее 50,3 млн руб. средств заказчиков-застройщиков, учитывая обязательство Чувашии перед Минрегионом России в рамках соглашения по увеличению ввода жилья в 2006 г. на 121,1 тыс. кв. м, или на 16,5%.
Третья подпрограмма – «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». В ее рамках в 2006 г. Чувашская Республика получит от государства 84,0 млн руб. Объем софинансирования мероприятий этой подпрограммы на 2006 г. составляет: из республиканского бюджета Чувашской Республики – 161,5 млн руб.; из бюджетов муниципальных образований Чувашской Республики – 8,61 млн, из других источников (собственные средства предприятий коммунального хозяйства, предусмотренные на капитальный ремонт сетей и оборудования) – 32,06 млн.
Четвертое направление – «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством». По этой подпрограмме к основным целевым показателям в 2006 г. относится улучшение жилищных условий 150 семей, включая ветеранов и инвалидов. На реализацию проекта из федерального бюджета в 2006 г. через Федеральный фонд компенсаций будет направлено 33,146 млн руб. Фактически из федерального бюджета выделено и распределено между муниципальными районами 9,878 млн руб., из бюджетов муниципальных районов и городских округов планируется выделить еще 10,823 млн.
На 2006 г. сформированы и предоставлены в Росстрой сводные списки граждан, уволенных в запас, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, а также вынужденных переселенцев. Сертификаты в республику поступили.
– Какая государственная поддержка оказывается гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий?
– Несмотря на финансовые трудности, особенно в начале рыночных реформ, Чувашия никогда не прекращала оказывать государственную поддержку гражданам в строительстве жилья. В 1996 г., в пору безденежья в обращение было выпущено долговых обязательств в форме векселей Минфина Чувашии на 200 млн руб. с направлением их на строительство жилья. После запрета векселей федеральной властью в обращении появились складские свидетельства, что позволило реализовать всю годовую программу строительства социального жилья. Кроме того, производилась эмиссия жилищных облигаций с регистрацией в Минфине РФ.
Построенное жилье предоставлялось гражданам в виде субсидий в порядке, установленном постановлением Правительства РФ № 437 от 3 августа 1996 г. «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья». На осуществление такого вида помощи в бюджете на 2006 г. выделено 104 млн руб.
Уже в течение шести лет реализуется программа ипотечного жилищного кредитования, в том числе под 6% годовых для лиц, находящихся в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 2002 г. запущена программа поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья. Есть и другие программы, например переселение граждан их ветхого и аварийного жилья.
По числу введенных в эксплуатацию жилых домов на 1 тыс. человек Чувашия занимает лидирующее положение в России. Так, в 2005 г. построено 732,5 кв. м жилья, на 2010 г. запланировано уже 1200 кв. м. Количество семей, стоящих в очереди на улучшении жилищных условий, за последние 10 лет уменьшилась в 1,5 раза.
Одним словом, на сегодняшний день у Чувашии имеется прекрасная стартовая площадка для реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
– Как в регионе развивается ипотечное кредитование?
– По итогам 2005 г. общий объем ипотечного жилищного кредитования в республике составил 1,3 млрд руб., жилищные условия улучшили 2,5 тыс. семей, что на треть выше уровня 2004 г. С учетом реализации нацпроекта «Доступное жилье» объем ипотечного кредитования в 2006 г. предполагается увеличить до 1962,9 млн руб.
– А как в республике обстоят дела с обеспечением жильем молодых семей? Каковы источники финансирования этого нацпроекта?
– В соответствии с указом Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике» молодым семьям предоставляются ипотечные банковские кредиты сроком до 15 лет. При этом за кредит выплачивается 5% годовых в первые три года и 10% – в последующие годы. Молодые семьи, в которых трое и более детей или один из членов признан инвалидом, а также проживающие в сельской местности (если хотя бы один член семьи имеет высшее образование и заключил трудовой договор на срок не менее пяти лет), ипотечный кредит получают бесплатно. Кроме того, молодые семьи получают безвозмездную 15%-ную субсидию из республиканского бюджета для первоначального взноса за квартиру.
Всего с начала реализации президентской программы поддержки молодежи возможность улучшить жилищные условия получили 3 568 молодых семей. Привлечено более 1,2 млрд ипотечных кредитов. После начала реализации нацпроекта региональная схема будет встроена в федеральную.
– Каков среднемесячный доход семьи в республике и может ли семья со средним достатком получить жилье по ипотеке?
– По данным Чувашстата, среднемесячный денежный доход семьи в республике в 2005 г. составил 11,13 тыс. руб. Такие темпы развития ипотечного жилищного кредитования, как уже было отмечено, свидетельствуют о возможности граждан получить кредит.
– Чувашия полностью обновила парк автомобилей скорой медицинской помощи. А не так давно в рамках нацпроекта в сфере здравоохранения получила диагностическое оборудование на 14,9 млн руб. Будут еще поступления? Сколько средств было затрачено на медицинское оборудование в 2006 г.?
– В текущем году на обеспечение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений Чувашской Республики из федерального бюджета было выделено 148,5 млн руб. Материально-техническую базу обновят 42 амбулаторно-поликлинических учреждения. Всего в республику до конца 2006 г. поступит 447 единиц диагностического оборудования (аппараты УЗИ, электрокардиографы, рентгеновское оборудование и т.д.). Кроме того, за счет консолидированного бюджета Чувашской Республики в этом году на закупку диагностического и лечебного оборудования планируется выделить более 150 млн руб.
На покупку машин скорой медицинской помощи из федерального бюджета в Чувашию поступило 38,0 млн руб. На сегодняшний день в республике уже появились 83 автомашины скорой помощи, до конца года ожидается поступление еще двух реанимобилей для новорожденных и детей младшего возраста. Кроме того, Чувашия участвует в проекте Международного банка реконструкции и развития «Техническое содействие реформе системы здравоохранения», в рамках которой в республику передано 92 автомобиля скорой помощи. Все это позволило полностью обновить автопарк службы «03».
– Еще одно направление нацпроекта «Здоровье» – новый механизм оплаты труда. Насколько предполагается повысить зарплату медработников? Какая сумма предусмотрена в бюджете на эти цели?
– На финансирование мероприятий национального проекта «Здоровье» из федерального бюджета Чувашии в этом году выделено 700 млн руб. В сфере здравоохранения с 1 января 2006 г. осуществляются денежные выплаты отдельным категориям медицинских работников первичного звена: в размере 10 тыс. – врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам и педиатрам, в размере 5 тыс. – медицинским сестрам, работающим с вышеназванными категориями врачей. С учетом выплат из федерального бюджета средняя заработная плата врача общей практики составила 15 574 руб. в месяц, среднего медицинского персонала – 8 288 руб.
Кроме того, сейчас медицинские учреждения, специализирующиеся на акушерстве и гинекологии, работают по родовым сертификатам. Региональные отделения Фонда соцстраха на основании такого сертификата выплачивают учреждениям, оказывающим медпомощь женщинам в период беременности, по 2 тыс. руб., а учреждениям, оказывающим медпомощь во время родов, по 5 тыс. руб. Эти средства (40–60%) идут также на оплату труда медицинских работников названных учреждений. Поступившие средства позволили увеличить заработную плату врачей до 8 568 руб. (78%), среднего медицинского персонала – на 1 078 руб. (50%).
Со II полугодия в соответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления в 2006 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи» зарплата врачей будет повышена на 5 тыс. руб., фельдшеров – на 3,5 тыс., медсестер – на 2,5 тыс.
На оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации и оказании первичной медико-санитарной помощи, направляются 25% от суммы счетов за оказание первичной помощи, оплаченных страховыми медицинскими организациями. Эти средства также позволяют повысить зарплату медиков.
Справка «Бюджета»
Николай Васильевич СМИРНОВ, первый заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики – министр финансов Чувашской Республики
Родился 25 июля 1955 г. В 1976 г. окончил Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова.
С 1978 г. работает в Министерстве финансов Чувашской Республики. В августе 1988 г. назначен заместителем министра финансов, в марте 1992 г. – министром финансов Чувашской Республики. С августа 1996 г. занимает пост заместителя председателя Кабинета министров Чувашской Республики, с сентября 2005 г. – первого заместителя председателя Кабинета министров Чувашской Республики – министра финансов Чувашской Республики.
Награжден нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» (2000), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006). Удостоен почетной грамоты Чувашской Республики (2002) и благодарности Правительства Российской Федерации (2003). Имеет почетные звания «Заслуженный экономист Российской Федерации» (2000), «Заслуженный экономист Чувашской Республики» (2005).