Российская экономика пока не демонстрирует признаков оживления. Об этом говорится в статье для журнала «Бюджет» руководителя ГБУ «Мосфинагентство» Дениса Михайлова и главного аналитика «Мосфинагентства» Игоря Фетисова.
Мы приводим часть материала.
Этот материал будет опубликован в октябрьском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Замедления темпов спада можно ожидать не ранее первой половины 2016 года, отмечается в материале. Сокращение ВВП в III квартале 2015 года, вероятно, окажется наиболее глубоким — до 5%, после чего, в случае относительной стабилизации конъюнктуры на сырьевых рынках, можно рассчитывать на завершение процесса адаптации российской экономики к новым рыночным условиям и постепенное восстановление потребительского и инвестиционного роста.
Развитие кризиса в России, наблюдаемого через призму основных макроэкономических показателей, несколько замедлилось в начале лета текущего года. На это указывали майские и июньские данные по инфляции, демонстрировавшие ее замедление, и по розничным продажам, падение которых приостановилось, дав повод надеяться, что основной источник роста российской экономики в последние годы - потребление, еще не полностью исчерпан.
Однако уже тогда стало очевидно, что с учетом накопленного отрицательного результата для восстановления экономики потребуется продолжительное время, даже при допущении того, что дно достигнуто, отмечается в статье.
Поводами для развития полномасштабного экономического кризиса в середине прошлого года послужили, прежде всего, падение цен на нефть и сокращение притока капитала. Эти же факторы провоцируют новую волну кризиса, развитие которой, вероятно, придется на зимний период 2015-2016 годов. Возобновившееся в июле-августе падение мировых цен на нефть и последовавшее за ним ослабление курса рубля могут определить негативные тенденции в российской экономике на ближайшую перспективу.
Промышленное производство и инвестиции
На этом фоне ухудшение макроэкономических показателей России выглядит закономерным. Как следует из данных Росстата, за январь-июнь ВВП России сократился на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем во II квартале падение ВВП ускорилось — до 4,6% с 2,2% в I квартале. Наибольший спад добавочной стоимости был зафиксирован в сфере оптовой и розничной торговли (на 9,9% во II квартале, в I квартале снижение составило 7,6%), обрабатывающих производствах (4,8% во II квартале против 0,6% в I квартале), в транспорте и связи (на 4,1% во II квартале после снижения на 0,1% в январе-марте). Отрицательным оказался рост в добыче полезных ископаемых (снижение во II квартале составило 0,1% после роста на 4,9% в I квартале).
Данные Росстата по объему промышленного выпуска и деловой активности в этой сфере за II квартал позволяли предположить, что экономика оживает после нефтяного, санкционного и девальвационного шоков. В июле рост промпроизводства к предыдущему месяцу составил 0,2% после снижения на те же 0,2% в июне, баланс положительных и отрицательных оценок ожидаемого роста промышленного выпуска в ближайшие три-четыре квартала вырос по промышленности в целом до 12%.
Однако эта стабилизация, по всей видимости, была по большей части обусловлена «отскоком» нефтяных котировок (в мае-июне они находились вблизи 65 долларов за баррель), сопровождавшимся сильным укреплением рубля. Эту гипотезу подтверждают и данные по инвестициям в основной капитал: их показатели оставляют самое негативное впечатление среди других макроэкономических данных.