Версия для печати 5324 Материалы по теме
Контрольно-надзорная деятельность: перенастройка системы продолжается

Ульяновская область внедряет риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности. Материал об этом опубликован в октябрьском номере журнала «Бюджет». Мы размещаем часть статьи.

В последнее время с новой силой развернулась дискуссия о необходимости реформирования государственной контрольно-надзорной деятельности. В этот раз ставка сделана на внедрение риск-ориентированной модели.

Попыток было несколько…

Первая попытка реструктуризации системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, ее дебюрократизации была в начале 2000-х годов. Во исполнение указа Президента РФ № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Вторая попытка. Недостаточный эффект от применения Закона № 134-ФЗ способствовал появлению нового Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ стал системообразующим нормативным правовым актом в сфере осуществления функций органов исполнительной власти по контролю и надзору. С принятием Закона № 294-ФЗ система контроля и надзора начала функционировать на основе единых понятий, принципов, целей и задач контрольно-надзорной деятельности.

Попытка третья. Принятие Закона № 294-ФЗ — большой шаг в совершенствовании системы контрольно-надзорной деятельности, однако настроить ее на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, влекущих реальное причинение вреда, так и не удалось. В связи с чем в 2013 году предпринята очередная попытка реформировать систему государственного контроля и надзора. Ее итогом стал новый законопроект Минэкономразвития России, подготовленный в рамках поставленных Президентом РФ задач по совершенствованию и повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе в разрезе снижения давления на бизнес. Акцент в документе сделан на необходимость введения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора, призванного дифференцировать проверочные мероприятия с учетом уровня риска проверяемого объекта.

Риск-ориентированная модель изменит идеологию контроля

На сегодняшний день законопроект, предполагающий введение риск-ориентированной модели контроля, находится еще в работе. Вместе с тем губернатор Ульяновской области С. И. Морозов первым среди глав субъектов РФ выступил с инициативой о внедрении в своем регионе риск-ориентированного контроля. Федеральное правительство поддержало инициативу, и Ульяновская область стала пилотной площадкой, где апробируют новые подходы к организации проверок субъектов предпринимательства.

Министерство экономического развития Ульяновской области провело большую аналитическую работу, позволившую оценить степень риска по разным направлениям и отраслям. Ведомство выступило в роли координатора разработки системы критериев степени риска, которая будет установлена для конкретного предприятия исходя из вида его экономической деятельности. При определении степени риска для предприятия учитываются как вид его экономической деятельности, так и статистика допущенных им ранее нарушений, причем всех, в разных сферах деятельности. Это стало возможным благодаря обмену информацией между инспекторами о результатах проверок. Организации с низким уровнем риска освобождены от плановых проверок совсем, а для организаций c чрезвычайно высоким риском предполагается введение режима постоянного контроля — присутствие на предприятии контролирующих органов.

Внедрение риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности на этапе формирования ежегодного плана проведения плановых проверок началось на примере регионального контрольного органа — Департамента ветеринарии Ульяновской области.

Предполагаемый эффект от внедрения риск-ориентированной модели надзорной деятельности позволит сократить план ежегодных проверок в среднем на 10%, что составляет примерно 50 проверок в год. Сумма штрафных санкций, взимаемых с одного нарушителя, в среднем составляет около 20 тысяч рублей. Таким образом, применяя риск-ориентированную модель, возможно сокращение взимания штрафных санкций в размере до одного миллиона рублей в год.

Поделиться полномочиями

Необходимо подчеркнуть, что внедрение новой модели осуществления надзорной деятельности невозможно без исключения дублирующих функций. А передача части контрольных функций на уровень региона как раз позволит избежать дубликации. По словам экспертов, это является одним из ключевых направлений в данной реформе. В связи с этим риск-ориентированная модель в существующем правовом поле должна внедряться по двум направлениям:

1) использование риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении контрольной (надзорной) деятельности;

2) передача контрольных (надзорных) функций от федеральных органов на уровень регионов.

Согласно протоколу совещания у заместителя Председателя Правительства РФ Д. Н. Козака от декабря 2014 года десяти субъектам РФ, в том числе Ульяновской области, в пилотном режиме делегируются контрольно-надзорные полномочия федеральных органов исполнительной власти. Полный набор контрольно-надзорных полномочий передается в таких приоритетных сферах, как:

— трудовые отношения;

— общественный транспорт;

— государственный земельный надзор.

Передача отдельных видов полномочий предусмотрена в сфере защиты прав потребителей, природоохранного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического надзора, а также надзора за сохранностью автомобильных дорог федерального значения.

Следует отметить, что передача контрольных (надзорных) полномочий на уровень субъекта потребует колоссальной работы по изменению законодательной базы на федеральном уровне, а впоследствии и на региональном.

Полную версию статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала «Бюджет».

Поделиться