Версия для печати 4238 Материалы по теме

Новации, связанные с казначейским сопровождением государственных контрактов, позволяют обеспечить целевое использование авансовых платежей, а также своевременную оплату по контрактам.

Александр Сергеевич ВАСИН, начальник управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства

Необходимость реформы

Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р, определены ключевые направления действий правительства в текущем году. Одним из основных направлений является оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств.

Председатель Счетной палаты Т. А. Голикова в своем докладе на расширенном заседании Коллегии Счетной палаты 28 января 2015 года отметила, что на начало 2015 года объем дебиторской задолженности за счет средств федерального бюджета приблизился к 4 триллионам рублей. Это ведет к отвлечению значительных бюджетных средств без достижения целевых показателей, снижает эффективность исполнения бюджета. Основную долю в структуре дебиторской задолженности составляет задолженность по выданным авансам (69,8%), возникшая в результате перечисления авансовых платежей по контрактам организаций оборонно-промышленного комплекса и строительных организаций.

В соответствии с действующей схемой предоставление целевых субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы юридических лиц, иных целевых средств из федерального бюджета, а также перечисление авансовых платежей по государственным контрактам, заключенным с юридическими лицами, осуществляется с единого счета федерального бюджета на счета, открытые юридическому лицу — получателю целевых средств федерального бюджета в кредитных организациях. В результате средства, предоставленные юридическим лицам из федерального бюджета, зачастую направляются ими на цели, не соответствующие целям предоставления указанных средств. А именно: на размещение на депозиты либо в иные финансовые инструменты, покупку валюты с целью извлечения прибыли, вывод в офшорные зоны.

Основной проблемой при перечислении средств федерального бюджета на счета юридических лиц в кредитных организациях является фрагментарность государственного финансового контроля целевого расходования средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал, а также сумм авансов по отдельным государственным контрактам. Для решения этой проблемы требуется законодательное закрепление положений, регламентирующих перевод на счета Казначейства России операций со средствами, предоставляемыми из федерального бюджета:

  • в 2015 году — проведение эксперимента по казначейскому сопровождению государственных контрактов;
  • в 2016 году — закрепление соответствующих норм в федеральном законе о федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
  • в 2017 году — закрепление соответствующих норм в положениях новой редакции Бюджетного кодекса.

Целью указанной реформы является повышение эффективности бюджетных расходов за счет:

1) обеспечения прозрачности движения средств федерального бюджета;

2) доведения средств федерального бюджета в реальный сектор экономики;

3) усиления государственного финансового контроля целевого расходования средств федерального бюджета;

4) поддержания на едином счете федерального бюджета достаточного уровня ликвидности.

Новации 2015 года

Статьей 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 384‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — закон о бюджете), а также постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2014 года № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона „О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов“» (далее — Постановление № 1563) были закреплены некоторые важные для рассматриваемой проблемы положения. В частности, они предусматривают, что в 2015 году субсидии юридическим лицам; бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями; взносы в уставные капиталы юридических лиц, включенные в утверждаемый Правительством РФ перечень; суммы авансовых платежей, предусматриваемых получателями средств федерального бюджета при заключении государственных контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (если сумма этих контрактов превышает 1 миллиард рублей), подлежат перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка. При этом операции по зачислению и списанию средств на указанных счетах отражаются на лицевых счетах, открытых юридическим лицам — получателям средств федерального бюджета в Федеральном казначействе.

Казначейством России в целях реализации положений статьи 5 закона о бюджете и Постановления № 1563 был утвержден приказ от 29 октября 2014 года № 16н «О порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса». Операции по перечислению средств, отраженных на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в Федеральном казначействе, осуществляются после санкционирования оплаты расходов юридических лиц в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 16 февраля 2015 года № 23н «О санкционировании расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета на основании статьи 5 Федерального закона „О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов“».

В рамках казначейского сопровождения государственных контрактов в Федеральном казначействе открываются лицевые счета юридическим лицам — исполнителям государственных контрактов, заключенных ими с получателями средств федерального бюджета, а также всем участникам кооперации — исполнителям контрактов, договоров, заключаемых в целях исполнения государственного контракта. При этом оплата расходов указанных юридических лиц осуществляется только после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Осуществленные мероприятия позволили усилить контроль обоснованности расходов юридических лиц.

Практические примеры

В качестве примера казначейского сопровождения отдельных государственных контрактов можно привести эксперимент по казначейскому сопровождению контрактов (договоров) на осуществление отдельных закупок товаров, работ, услуг до уровня кооперации, определенного государственным заказчиком.

В целях осуществления санкционирования оплаты расходов, связанных с исполнением указанных государственных контрактов, Минфином России совместно с Федеральным казначейством разработана форма cведений о направлениях использования целевых средств на 2015 год, которую исполнитель по государственному контракту (контракту, договору) согласовывает с государственным заказчиком (заказчиком) и представляет в орган Федерального казначейства.

В результате осуществленных мероприятий по состоянию на 1 июля 2015 года в органах Федерального казначейства открыты лицевые счета трем генеральным подрядчикам и 76 подрядчикам (субподрядчикам). В соответствии с законодательством лицевые счета юридическим лицам для осуществления операций открываются на основании государственного контракта (контракта, договора). Из 176 госконтрактов, контрактов (договоров), взятых на казначейское сопровождение, кассовые операции осуществляются только по 59 госконтрактам, контрактам (договорам), из них — по 18 госконтрактам, заключенным госзаказчиком с генподрядчиками, и по 41 контракту (договору), заключенному между участниками кооперации.

При этом отдельными генеральными подрядчиками было принято решение о применении механизма казначейского сопровождения в отношении неиспользованных остатков средств по государственным контрактам, сложившимся по состоянию на 1 января 2015 года. В связи с этим с расчетных счетов, открытых генподрядчикам в кредитных организациях, перечислены остатки прошлых лет на счета, открытые им или подрядчикам в органах Федерального казначейства.

Федеральное казначейство осуществляет ежедневный мониторинг открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства участникам кооперации, а также проведения операций на указанных счетах. Также казначейство еженедельно направляет государственному заказчику cводную информацию об открытых лицевых счетах и об операциях по ним.

На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная казначескому сопровождению в целом, и отдельная страница, где собраны статьи о казначейском сопровождении контрактов.

Поделиться