25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 7201 Материалы по теме

В 2015 году система казначейского сопровождения контрактов претерпела ряд важных изменений: количество организаций, имеющих право открывать лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, было расширено. В обозримой перспективе можно ожидать дальнейшего развития системы.

Андрей Иванович ЛУКАШОВ, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по городу Москве

История изменений

Прежде всего необходимо рассмотреть сам термин «казначейское сопровождение контрактов». В проект Бюджетного кодекса включена статья, согласно которой «казначейским сопровождением контрактов признается проведение и учет операций на казначейских счетах, открытых в Федеральном казначействе юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров (работ и услуг), привлекаемым получателями средств федерального бюджета при исполнении государственных контрактов (договоров), доведение информации об операциях до сведения заказчика, а также осуществление санкционирования операций».

Порядок и случаи осуществления казначейского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, устанавливает Правительство РФ, а порядок санкционирования — Министер­ство финансов РФ. Несмотря на то что нормативное определение казначейского сопровождения контрактов существует в рамках проекта упомянутого законодательного акта, в настоящее время органы Федерального казначейства фактически его уже осуществляют.

На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная казначескому сопровождению.

Текущее положение дел в рассматриваемой сфере таково. С момента вступления в силу Закона № 83‑ФЗ сформировался устойчивый круг учреждений, имеющих право открывать лицевые счета в органах Федерального казначейства. Это казенные учреждения или участники бюджетного процесса, а также бюджетные и автономные учреждения, участниками бюджетного процесса не являющиеся. До недавнего времени исключением из данного правила было открытие лицевых счетов Государственной компании «Российские автомобильные дороги»1.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, в 2013 году бюджетное законодательство было дополнено новой нормой. Согласно ей предоставление средств на капвложения федеральным государственным унитарным предприятиям (далее — ФГУП) осуществляется на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства. Данная норма вступила в силу с 1 января 2014 года.

Основанием для открытия лицевого счета является копия соглашения о предоставлении субсидии, заверенная нотариально либо получателем средств федерального бюджета, предоставляющим субсидию. Постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 года № 13 утверждены правила осуществления капиталь­ных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Санкционирование расходов ФГУП, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе остатки субсидий, не использованные на начало очередного финансового года, осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 31 декабря 2013 года № 144н «О санкционировании расходов федеральных государственных унитарных предприятий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации». Можно ли отнести перечисление субсидии на капвложения ФГУП на счет органа Федерального казначейства к процедуре казначейского сопровождения — вопрос дискуссионный. Однако налицо идентичность ряда ключевых положений (таблица).

Таблица. Сравнительный анализ отдельных положений проекта Бюджетного кодекса и действующих законодательных
(нормативно-правовых) актов

Проект Бюджетного кодекса

Наличие аналогичного положения в законодательном (нормативно-правовом) акте в части осуществления капвложений ФГУП

Проведение и учет операций осуществляется на казначейских счетах

Да

Порядок и случаи осуществления казначейского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, устанавливает Правительство РФ

Да

Порядок санкционирования устанавливает Министерство финансов РФ

Да

Новая система санкционирования расходов

2015 финансовый год принес с собой очередной виток развития системы казначейского сопровождения контрактов. Так, согласно части 1 стать­и 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 384‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — Закон) юридические лица, получающие средства из федерального бюджета в форме субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы (далее — целевые средства), включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2014 года № 2746-р, обязаны открыть лицевые счета в органах Федерального казначейства.

Аналогичное требование содержится и в части 2 указанной выше статьи закона применительно к исполнителям государственных контрактов, сумма которых превышает 1 миллиард рублей и, что важно, в соответствии с условиями которых предусмотрены авансовые платежи. Исключение составляют государственные контракты (договоры), заключаемые в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственные контракты (договоры), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, открытие лицевого счета исполнителю (соисполнителю) государственного контракта (договора) в органе Федерального казначейства может быть осуществлено при соблюдении следующих условий (рисунок 1):

  • цена государственного контракта (договора) превышает 1 миллиард рублей;
  • государственным контрактом (договором) предусмотрен авансовый платеж;
  • государственный контракт (договор) заключен не в рамках реализации государственного оборонного заказа;
  • государственный контракт не подлежит банковскому сопровождению.

Кроме того, в случаях, когда для исполнения государственных контрактов привлекаются соисполнители, цена заключаемого с ними договора превышает 1 миллиард рублей, а условиями договора предусмотрены авансовые перечисления, указанным соисполнителям также открываются лицевые счета в органах Федерального казначейства. Схематично двухуровневая схема использования целевых средств представлена на рисунках 2 и 3.

В части целевых средств движение начинается с Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (далее — МОУ ФК), где открыты лицевые счета главным распорядителям бюджетных средств. ГРБС предоставляет в МОУ ФК платежный документ на перечисление целевых средств (рисунок 2). При этом помимо традиционных контрольных процедур в обязательном порядке проверяется условие перечисления данных средств на счет территориального органа Федерального казначейства (далее — ОрФК). В противном случае документ отклоняется.

Следующий этап — расходование средств с лицевого счета, открытого в ОрФК. Санкционирование расходов на данном уровне регламентируется приказом Минфина России от 16 февраля 2015 года № 23н «О санкционировании расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета на основании статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — Приказ № 23н).

Приказ № 23н содержит требования о предоставлении получателем целевых средств в ОрФК сведений об операциях с целевыми средствами, платежных поручений, документов оснований. Также в нем прописан ряд ограничений на перечисление средств на расчетный счет получателя целевых субсидий, открытый в банке. Так, перечисление средств с лицевого счета юридического лица в ОрФК на расчетный счет, открытый данному юридическому лицу в банке, возможно только в случаях оплаты труда с учетом начислений и социальных выплат, расходов в иностранной валюте, а также возмещения произведенных расходов (если нормативно-правовой акт, регулирующий порядок предоставления целевых средств, предусматривает возможность возмещения). Санкционирование расходов юридических лиц — получателей авансового платежа также осуществляется в соответствии с Приказом № 23н с учетом особенностей, отраженных на рисунках 4 и 5.

Последние изменения

В целях расширения количества организаций, имеющих право открывать лицевые счета в ОрФК, в марте — апреле текущего года принят ряд важных документов. Прежде всего внесены изменения в статью 5 Закона о бюджете, согласно которым средства федерального бюджета, направленные на осуществление отдельных закупок товаров, работ, услуг, в случаях, установленных Правительством РФ, подлежат перечислению на счета, открытые ОрФК в учреждениях Центрального банка. Операции по зачислению и списанию средств на данных счетах отражаются на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в ОрФК в порядке, установленном Федеральным казначейством. При этом операции по перечислению средств, отраженных на лицевых счетах, осуществляются после представления документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам юридических лиц в порядке, установленном Правительством РФ.

В марте текущего года внесены изменения в постановление Правительства РФ от 27 декабря 2014 года № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона „О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов“», согласно которым получатели средств федерального бюджета при заключении контрактов о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе преду­сматривать авансовые платежи в размере от 30 до 80% суммы контракта только при условии открытия исполнителями по контрактам лицевых счетов в ОрФК. Также согласно постановлению Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» одним из таких случаев является включение в проект контракта условия о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый ОрФК либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Центрального банка.

Таким образом, в настоящее время мы имеем правовую конструкцию, определяющую круг юридических лиц — получателей авансового платежа, имеющих право открывать лицевые счета в ОрФК, представленную на рисунке 6.

Несколько слов о финансировании мероприятий по строительству космодрома «Восточный». Именно в рамках данного проекта отрабатываются уровни кооперации субподрядчиков, лицевые счета которым необходимо открывать в ОрФК. В настоящее время выработан подход, проиллюстрированный на рисунке 7. Генеральный подрядчик направляет в Федеральное казначейство перечень субподрядных организаций, лицевые счета которым должны быть открыты в ОрФК. При этом если договор заключен субподрядчиком первой кооперации с контрагентом, который является правообладателем поставляемых товаров, материалов и так далее (например, поставка щебня, песка), то данный контрагент в перечень не включается. Оплата осуществляется на расчетный счет указанного контрагента в банке.

Дальнейшее развитие системы

В заключение перечислим, на наш взгляд, наиболее перспективные направления развития казначейского сопровождения государственных контрактов:

1. Расширение перечня целевых средств, получатели которых обязаны открывать лицевые счета в ОрФК.

2. Снижение размера цены государственного контракта, например до 500 миллионов рублей, исполнители по которому обязаны открывать лицевые счета в ОрФК для учета средств авансового платежа. Согласно данным официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, по итогам 2014 года заключено более 460 тысяч государственных контрактов. Из них с ценой контракта от 500 миллионов рублей до 1 миллиарда — 170 штук на сумму 119 миллиардов рублей.

3. Распространение практики казначейского сопровождения на контракты, заключаемые бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обес­печения которых являются субсидии на иные цели.

4. Включение в структуру номера лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса (код лицевого счета «41») идентификационного признака источника получения средств (например, в 11-м разряде номера лицевого счета указывается «1» — целевые средства, «2» — средства авансового платежа, «3» — субсидии на капвложения, «4» — финансирование мероприятий по строительству космодрома «Восточный»).

1 В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.2008 № 204‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно