В 2015 году система казначейского сопровождения контрактов претерпела ряд важных изменений: количество организаций, имеющих право открывать лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, было расширено. В обозримой перспективе можно ожидать дальнейшего развития системы.
Андрей Иванович ЛУКАШОВ, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по городу Москве
История изменений
Прежде всего необходимо рассмотреть сам термин «казначейское сопровождение контрактов». В проект Бюджетного кодекса включена статья, согласно которой «казначейским сопровождением контрактов признается проведение и учет операций на казначейских счетах, открытых в Федеральном казначействе юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров (работ и услуг), привлекаемым получателями средств федерального бюджета при исполнении государственных контрактов (договоров), доведение информации об операциях до сведения заказчика, а также осуществление санкционирования операций».
Порядок и случаи осуществления казначейского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, устанавливает Правительство РФ, а порядок санкционирования — Министерство финансов РФ. Несмотря на то что нормативное определение казначейского сопровождения контрактов существует в рамках проекта упомянутого законодательного акта, в настоящее время органы Федерального казначейства фактически его уже осуществляют.
На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная казначескому сопровождению.
Текущее положение дел в рассматриваемой сфере таково. С момента вступления в силу Закона № 83‑ФЗ сформировался устойчивый круг учреждений, имеющих право открывать лицевые счета в органах Федерального казначейства. Это казенные учреждения или участники бюджетного процесса, а также бюджетные и автономные учреждения, участниками бюджетного процесса не являющиеся. До недавнего времени исключением из данного правила было открытие лицевых счетов Государственной компании «Российские автомобильные дороги»1.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, в 2013 году бюджетное законодательство было дополнено новой нормой. Согласно ей предоставление средств на капвложения федеральным государственным унитарным предприятиям (далее — ФГУП) осуществляется на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства. Данная норма вступила в силу с 1 января 2014 года.
Основанием для открытия лицевого счета является копия соглашения о предоставлении субсидии, заверенная нотариально либо получателем средств федерального бюджета, предоставляющим субсидию. Постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 года № 13 утверждены правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Санкционирование расходов ФГУП, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе остатки субсидий, не использованные на начало очередного финансового года, осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 31 декабря 2013 года № 144н «О санкционировании расходов федеральных государственных унитарных предприятий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации». Можно ли отнести перечисление субсидии на капвложения ФГУП на счет органа Федерального казначейства к процедуре казначейского сопровождения — вопрос дискуссионный. Однако налицо идентичность ряда ключевых положений (таблица).
Таблица. Сравнительный анализ отдельных положений проекта Бюджетного кодекса и действующих законодательных
(нормативно-правовых) актов
Проект Бюджетного кодекса |
Наличие аналогичного положения в законодательном (нормативно-правовом) акте в части осуществления капвложений ФГУП |
---|---|
Проведение и учет операций осуществляется на казначейских счетах |
Да |
Порядок и случаи осуществления казначейского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, устанавливает Правительство РФ |
Да |
Порядок санкционирования устанавливает Министерство финансов РФ |
Да |
Новая система санкционирования расходов
2015 финансовый год принес с собой очередной виток развития системы казначейского сопровождения контрактов. Так, согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 384‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — Закон) юридические лица, получающие средства из федерального бюджета в форме субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы (далее — целевые средства), включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2014 года №
Аналогичное требование содержится и в части 2 указанной выше статьи закона применительно к исполнителям государственных контрактов, сумма которых превышает 1 миллиард рублей и, что важно, в соответствии с условиями которых предусмотрены авансовые платежи. Исключение составляют государственные контракты (договоры), заключаемые в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственные контракты (договоры), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, открытие лицевого счета исполнителю (соисполнителю) государственного контракта (договора) в органе Федерального казначейства может быть осуществлено при соблюдении следующих условий (рисунок 1):
- цена государственного контракта (договора) превышает 1 миллиард рублей;
- государственным контрактом (договором) предусмотрен авансовый платеж;
- государственный контракт (договор) заключен не в рамках реализации государственного оборонного заказа;
- государственный контракт не подлежит банковскому сопровождению.
Кроме того, в случаях, когда для исполнения государственных контрактов привлекаются соисполнители, цена заключаемого с ними договора превышает 1 миллиард рублей, а условиями договора предусмотрены авансовые перечисления, указанным соисполнителям также открываются лицевые счета в органах Федерального казначейства. Схематично двухуровневая схема использования целевых средств представлена на рисунках 2 и 3.
В части целевых средств движение начинается с Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (далее — МОУ ФК), где открыты лицевые счета главным распорядителям бюджетных средств. ГРБС предоставляет в МОУ ФК платежный документ на перечисление целевых средств (рисунок 2). При этом помимо традиционных контрольных процедур в обязательном порядке проверяется условие перечисления данных средств на счет территориального органа Федерального казначейства (далее — ОрФК). В противном случае документ отклоняется.
Следующий этап — расходование средств с лицевого счета, открытого в ОрФК. Санкционирование расходов на данном уровне регламентируется приказом Минфина России от 16 февраля 2015 года № 23н «О санкционировании расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета на основании статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — Приказ № 23н).
Приказ № 23н содержит требования о предоставлении получателем целевых средств в ОрФК сведений об операциях с целевыми средствами, платежных поручений, документов оснований. Также в нем прописан ряд ограничений на перечисление средств на расчетный счет получателя целевых субсидий, открытый в банке. Так, перечисление средств с лицевого счета юридического лица в ОрФК на расчетный счет, открытый данному юридическому лицу в банке, возможно только в случаях оплаты труда с учетом начислений и социальных выплат, расходов в иностранной валюте, а также возмещения произведенных расходов (если нормативно-правовой акт, регулирующий порядок предоставления целевых средств, предусматривает возможность возмещения). Санкционирование расходов юридических лиц — получателей авансового платежа также осуществляется в соответствии с Приказом № 23н с учетом особенностей, отраженных на рисунках 4 и 5.
Последние изменения
В целях расширения количества организаций, имеющих право открывать лицевые счета в ОрФК, в марте — апреле текущего года принят ряд важных документов. Прежде всего внесены изменения в статью 5 Закона о бюджете, согласно которым средства федерального бюджета, направленные на осуществление отдельных закупок товаров, работ, услуг, в случаях, установленных Правительством РФ, подлежат перечислению на счета, открытые ОрФК в учреждениях Центрального банка. Операции по зачислению и списанию средств на данных счетах отражаются на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в ОрФК в порядке, установленном Федеральным казначейством. При этом операции по перечислению средств, отраженных на лицевых счетах, осуществляются после представления документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам юридических лиц в порядке, установленном Правительством РФ.
В марте текущего года внесены изменения в постановление Правительства РФ от 27 декабря 2014 года № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона „О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов“», согласно которым получатели средств федерального бюджета при заключении контрактов о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в размере от 30 до 80% суммы контракта только при условии открытия исполнителями по контрактам лицевых счетов в ОрФК. Также согласно постановлению Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» одним из таких случаев является включение в проект контракта условия о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый ОрФК либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Центрального банка.
Таким образом, в настоящее время мы имеем правовую конструкцию, определяющую круг юридических лиц — получателей авансового платежа, имеющих право открывать лицевые счета в ОрФК, представленную на рисунке 6.
Несколько слов о финансировании мероприятий по строительству космодрома «Восточный». Именно в рамках данного проекта отрабатываются уровни кооперации субподрядчиков, лицевые счета которым необходимо открывать в ОрФК. В настоящее время выработан подход, проиллюстрированный на рисунке 7. Генеральный подрядчик направляет в Федеральное казначейство перечень субподрядных организаций, лицевые счета которым должны быть открыты в ОрФК. При этом если договор заключен субподрядчиком первой кооперации с контрагентом, который является правообладателем поставляемых товаров, материалов и так далее (например, поставка щебня, песка), то данный контрагент в перечень не включается. Оплата осуществляется на расчетный счет указанного контрагента в банке.
Дальнейшее развитие системы
В заключение перечислим, на наш взгляд, наиболее перспективные направления развития казначейского сопровождения государственных контрактов:
1. Расширение перечня целевых средств, получатели которых обязаны открывать лицевые счета в ОрФК.
2. Снижение размера цены государственного контракта, например до 500 миллионов рублей, исполнители по которому обязаны открывать лицевые счета в ОрФК для учета средств авансового платежа. Согласно данным официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, по итогам 2014 года заключено более 460 тысяч государственных контрактов. Из них с ценой контракта от 500 миллионов рублей до 1 миллиарда — 170 штук на сумму 119 миллиардов рублей.
3. Распространение практики казначейского сопровождения на контракты, заключаемые бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели.
4. Включение в структуру номера лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса (код лицевого счета «41») идентификационного признака источника получения средств (например, в
1 В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.2008 № 204‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».